ВМС Дании

ВМС Дании

Военно Морской Флот Дании

Всем хорошо известны германские племена викинги, даны, юты и т.п. Все они нам хорошо известны своими морскими плаваниями в континентальную Европу, где они нападали на местных жителей, убивали и грабили. Основными их козырями являлись неожиданность, отвага и физическая сила. С появлением кораблей, а в последующее время компаса скандинавские племена стали одной из основных проблем многих государств того времени.

Началом восхода власти данов пришелся на девятый век нашей эры, когда Данам удалось захватить большую часть Англии. В десятом веке датскому предводителю Кнуду Великому удалось объединить земли Дании, Норвегии и Англии. И хотя данная ситуация продлилась не долго, нужно отметить силу данов того времени. До четырнадцатого века Дания играла одну из важнейших ролей в Балтийском море, ведя войны со славянскими, германскими и эстонскими королевствами. Стоить отметить, что Дания не добилась бы таких успехов, не имея достойного флота. В то время Дания не подразделяла свои войска на военно-морские и сухопутные, вследствие чего в датских летописях не упоминаются такого фактора как образования военного флота. Но мы можем найти описания кораблей, на которых датские войска приплывали в чуземные земли, по летописям стран, которые подвергались нападению со стороны Дании.

В летописях английских священников часто уписываются события, произошедшие на тот или иной промежуток времени. Так например в одной из летописи были найдены описания одно из нападений датских племен девятого века. В ней говорится, что датские войска приплывали на небольших кораблях, длина которых составляла около 15 метров, а ширина составляла от 3 до 4 метров. Корабли имели одну мачту, но так же имели и весла, с помощью которых корабли могли управлять в безветренную погоду или нужде быстрых маневров. В основном это были однопалубные корабли, которые были облеплены щитами и предназначались для перевозки армии.

Дания на карте

История морского флота Дании

После того, как Дания упустила свое звание сильнейшей Скандинавской страны в пятнадцатом веке, Дания придерживалась политики сохранения своих владений. Основной силой в северной Европе стала Швеция, а затем Пруссия. Однако умея выжидать подходящее время, Дания смогла получить себе колонии в северных морях (Гренландия, Ютландия и Фарерские острова) и даже в Ост-Индии. Таким образом в Дании стали уделять особое внимание судостроительству кораблей, которые могли проходить большие расстояния.

Именно по причине наличия колоний, Дания подверглась агрессивной политики со стороны Пруссии и Австрии в середине девятнадцатого века. Более того именно Дастко-Прусская Война сыграла значительную роль в объединении прусских княжеств в единую Германию Ото фон Бисмарка.

Флот армии Дании во время Первой Мировой Войны

Дания является одной из немногих стран, которая придерживалась нейтралитета в Первой Мировой Войне. Основной причиной нейтралитета является разумная оценка возможностей своего государство.

Несмотря на то, что Дания была нейтралитетна в Первой Мировой Войне, под политическим прессингом со стороны Имперской Германии, Дания заминировала пролив Большой Бельт.

Однако не учитывая мелких неудобств, доставленных Дании, в общей сложности Дания получила больше плюсов с этой войны. Так например после окончания Первой Мировой Дании удалось вернуть себе Северный Швезинг, который Дании потеряла в Датско-Прусской Войне в 1864-ом году.

На период Перовой Мирвой Войны в составе Королевского Флота Дании находились:

  • Броненосцы береговой обороны типа «Херлуф Троль», «Скельд» и «Ивер Витфельд» — 5 единиц;
  • Бронепалубные крейсера типа «Валькирий» и «Гейзер» — 3 единицы;
  • Миноносцы типа «Спрингерэн», «Валросен», «Тумльерен», «Серидерен», «Ормэн» и «Хаен» — 30 единиц;
  • Патрульные корабли – 19 единиц;
  • Субмарины типа «Рота», «Хавманден» и «Эгир» — 10 единиц.

Флот армии Дании во время Второй Мировой Войны

В послевоенное время (1918-1939 гг) Дания не особо уделяла внимание развитию как Военно-Морским Силам так и Вооруженным Силам в целом. Во первых экономические реформы, проводимые правительством, нельзя назвать успешными. Во вторых Всемирный Кризис 1929-го года сбил с ног не только Данию, а практически весь мир. В третьих Дания переоценивала возможности Лиги Нации, за что и поплатилась осенью 1940-го года.

Третий рейх опасаясь, что Союзные Войска в первую очередь захотят укрепиться на Скандинавском полуострове, решил во что бы то ни стало захватить скандинавские государства. Таким образом был разработан план «Везерские Маневры», по которому фашистские войска должны были в течение 10 часов захватить Данию и Норвегию.

Норвегии удалось дать какой-то отпор, потопить несколько военных кораблей Германии и растянуть время оккупации на месяц, а вот Дания в этом аспекте полностью провалилась. В 05:10 утра 9-ого апреля 1940-го года немецкие войска высадились в побережных поселениях Дании, включая Копенгаген. Изначально уничтожив основные базы Военно-Воздушных Сил, Германия не встретила никакой преграды на своем пути. Таким образом оценивая свои возможности, Датский Король приказал своим вооруженным силам сложить оружия и признал капитуляцию уже в 10:00 утра того же дня.

Изначально Дания получила разрезрешения на наличие Военно-Морских Сил, однако в связи  с тем, что Германия порой требовала предоставить ей датский флот, обстановка накалялась. В итоге в 1943-ем году датский флот получил приказ переправится в нейтральную Швецию, но даже половине флота не удалось этого сделать. Таким образом в то время как определенная часть флота покинула страну, оставшаяся большая часть флота была затоплена своими экипажами. Но в связи с тем, что корабли были затоплены в порту, Германия смогла восстановить многие из них.

Современное состояние флота

Королевский ВМС Дании не является лидером в военно-морских отношениях. Как и многие страны со средним экономическим положением, Дания не уделяет внимания долгосрочной программе по строительству военных кораблей на национальных верфях. Основным поставщиком военно-морской техники являются страны НАТО, в частности Швеция.

Сама Дания имеет более 20 портов, но которых возможно базирование и ремонт кораблей. Основными такими портами являются: Копенгаген, Ренне, Эсбьерг и Орхус.

Действующие корабли

Современные Королевские Военно-Морские Силы Дании являются одним из трех Вооруженных сил. Несмотря на свое небольшое наличие (6000 человек), ВМС Дании являются наиболее задействованным видом вооруженных сил.

Военно-Морские Силы страны состоят из флота, морской авиации и групп специального назначения. Командование ВМС распределен на Оперативное Командование ВМС, Гренланское Командование, Учебное Командование. Оперативное Командование ВМС в свою очередь состоит из 1-ой эскадры, 2-ой эскадры, корпуса боевых пловцов (группа специального назначения) и Командования Фарерских островов. Гренландское Командование состоит из лыжного отряда специального назначения «Сириус».

Состояние флота в целом не позволяет вести военно-морские действия в одиночку, поэтому Датский флот больше похож на силы береговой охраны и дополнение к операциям НАТО. Более того ВМС страны отвечает за такие аспекты как:

  • Поисково-спасательные операции;
  • Экологический контроль территориальных и экономических вод;
  • Организация судоходства (в частности организация ледокольных работ для гражданских судов)

На данный момент в распоряжение Королевского ВМС Дании находятся:

  • Фрегаты УРО типа «Ивер Хьютфельд» — 3 единицы;
  • Океанский сторожевой кораблт типа «Тетис» — 4 единицы;
  • Корветы типа «Флбвефиксен» — 3 единицы;
  • Корабль управления и поддержки типа «Абсалон» — 2 единицы;

И более 30 вспомогательных судов.

В итоге можно сказать, что Дания из покон веков тесно связана с мореходством и морской жизнью в общем. Основной причиной этому является географическое месторасположение страны. В наши дни побережная длина составляет более 500 миль, а острова составляют две пятых страны. Только один Датский архипелаг насчитывает более 500 островов. Поэтому роль ВМС страны будут только расти с каждым днем.