ВМС Франции

ВМС Франции — Marine Nationale

Военно морские силы Франции

«Marine Nationale» является официальным названием Военно-Морских сил Франции. Следовательно, будет лучше если мы будем использовать приставку «Национальные» к выражению ВМС Франции. Национальные Военно-Морские силы Франции является одним из трех родов войск страны. Под командованием флота имеются надводные, подводные, воздушные и пехотно-десантные подразделения.

карта франции

История создания

По мнению историков, первые военно-морские силы Франции появились в районе двенадцатого-тринадцатого века. Основной задачей кораблей было помогать своим собратьям по религии в Крестовых походах, но со временем познав силу морских сил, флот стал использоваться во всех боевых компаниях. Первое морское сражение было против англичан в 1340-ом году при Слейсе во время Столетней Войны.

Несмотря на то, что морским силам Франции никогда не удавалось получить статус сильнейшего флота в мире, их флот всегда находились в первых рядах по этому параметру. Более того между Великобританией и Францией всегда сохранялось чувство соперничество и конкуренции, что в какой-то степени заставляло их не останавливаться на достигнутом и развиваться дальше.

В период правления Короля Людовика XII (1498-1515гг) на счету французского флота появились карраки, не уступавшие в мощи великобританскому «Мэри Роуз». Его приемник Король Франциско I в 1534-ом году совершил удачную колониальную компанию в Северной Америке, где военно-морские силы сыграли основную роль. Однако периодом пика морских сил начинается с семнадцатого века, когда кардинал Ришелье направил курс морского развития т.к. он считал что это единственный способ стать сильнее Великобритании. После реформ Ришелье появился конкурентноспособный парусные боевые судна. Однако во время Наполеоновский Войн при морском сражении Трафалгар объединенные силы Франции и Испании потерпели унизительное поражение, после чего Париж потерял все шансы перегнать по мощи Королевский Флот.

«Marine Nationale» во время Первой Мировой Войны

Бесспорное поражение при Трафалгар серьезно ослабил ВМС Франции, но Франция все еще находилась на втором месте по этому параметру на протяжение всего девятнадцатого века. Начало двадцатого века стал крахом для «Marine Nationale». Французы строила только устаревшие типы кораблей (линкоры, миноносцы и крейсеры), в то время как все другие страны уже перешли на более ново-технологичные боевые судна. В 1911-ом году Франция уступила свое второе место Германии, которая потратила всего 100 млн. фунтов стерлингов (в то время как Франция потратила около 155 млн фунтов стерлингов за такое же время). Более того на третью строчку поднялись Соединенные Штаты.  В плачевных результатах Франции, общество стало винить Морского Министра Ш.Пеллетана.

Определенные реформы были приняты лишь за 5 лет до начала Первой Мировой, по исходу которых флот Франции должен был иметь 28 линкоров, 52 эсминца, 10 легких крейсеров и 94 субмарины. Бюджет выделяемый на флот увеличился почти в 2 раза (330 млн. в 1909-ом, 570 млн. в 1913-ом году). Однако этим реформам не удалось произойти и воплотить в реаль все поставленные цели. После начала Первой Мировой французам пришлось заострить свое внимание на сухопутных и воздушных войсках; бюджет ВМС был координально снижен и строительство кораблей заключалось только в подводных лодках и небольшие эскортных боевых суднах.

На август месяц 1914-го года ВМС Франции насчитывал 4 линкора-дредноута, 17 линкоров-додредноутов, 22 броненосных крейсера, 13 боепалубных крейсеров, 35 эсминцев, 180 миноносца и 50 субмарин.

Военный флот Франции во время Второй Мировой Войны

Опыт Первой Мировой пошел на пользу французам. Франция стала уделять особое внимание на технологию ВМС, вновь став одним из лидеров надводных подразделений. Ее основным планом было создать современные на то время корабли. Особенно технологии страны были замечены в радиолокационной сфере. Однако Франция не уделяла внимание на авиационные и подводные угрозы.

Вашингтонское Соглашение 1922-го года оказали огромное влияние на развитие флота, притормозив развитие Великобританских морских сил и дав толчок французской и итальянской ВМС.  В связи с политическими событиями во второй половине 1930-ых годов Франция и Британия разделили роли море, где Королевский Флот отвечал за Атлантику, а ВМС Франции – за Средиземноморье.

На момент начало Второй Мировой Национальные Военно-Морские Силы Франции насчитывали на своем счету 1 авиавносец, 1 гидроавианосец, 7 линейных кораблей, 19 крейсеров «I» и «II» класса (7-«I», 12-«II»), 32 контрминоносца, 26 эскадренных миноносца, 12 миноносцев и 77 подводные лодки. Дислокация Национального ВМС Франции в следующем составе:

  1. Самые боеспособные военные корабли находились в Брестене. Основной задачей являлось контроль Атлантического региона и защита Ла-Манша.
  2. Средиземноморски Флот отвечал за контроль западной части Средиземного моря. На счету этого флота находилось 3 линкора, 9 крейсеров и 6 эсминцев.
  3. Дальневосточный Флот отвечал за контроль вод восточной Азии. На контроль тех вод было выделено 1 тяжелый и 1 легкий крейсер.

Начало Второй Мировой Войны был полным провалом Франции. В июне 1940-го года, через 9,5 месяца войны, Франция капитулировала. Самым большим вопросом для Франции стало спасение своего флота, и не дать Германии захватить его. Большая часть кораблей было перебазировано в порты своих союзников. Однако со временем Франция встретилась с неслыханной ситуацией, Великобритания атаковала ВМС своих союзников французов. После 11 дней капитуляции французов, Англия атаковала и захватила пиратским образом 2 линкора, 8 эсминцев, 4 крейсера, 12 субмарин и около 200 тральщиков, стоявших в английских портах. На этом Великобритания не остановилась. В тот же день английская флотилия прибыла во французский порты Оран, Дакар и Мерс-эль-Кибир, предложив находящемся там боевым кораблям Франции сдаться. Однако получив отказ от адмирала Жансуля, корабли Королевского флота уничтожили беззащитных и неготовых к бою французов. В будущем Черчилль аргументировал этот шаг тем, что Великобритания не могла дать Германии захватить корабли ВМС Франции и назвал это планом «Катапульта». Интересно и другое, что Великобритания так и не вернула и не компенсировала ущерб Франции после окончание войны.

В свою очередь правительство Франции не стало объявлять войну Великобритании, а просто разорвала все дипломатические отношения. Остаток кораблей ВМС Франции, находившийся в Тулоне, был потоплен приказом правительства в 1942-ом году. Армия фашисткой Германии захватила Тулон, но флот уже был уничтожен.

Военный флот Франции «Marine Nationale» наших дней

Несмотря на то, что после Второй Мировой Франция можно сказать осталась без флота, на сегодняшний день ВМС Франции является одной из сильнейших в этом аспекте. В результате успешной политики времен Холодной Войны Франция смогла не только восстановиться, но и поднажать в построение современного флота. Особенно из всего можно выделить политику президента Шарль Де Голля, который всеми силами пытался восстановить былую мощь Франции. Идолом Де Голля был император Речиелли, который также имел мечту сделать Францию страной номер один во всех параметрах.

Знамя ВМС франции
Знамя Marine Nationale — ВМС франции

На данный момент ВМС Франции подразделяется на 2 эскадры: Атлантическую и Средиземноморскую. Побережья Франции и прилыгающиеся к ним воды разделены на 3 округа: Атлантическую, пролив Ла-Манш и Средиземноморское. Однако в связи с политикой в международных водах, командование ВМС разделены на 5 частей: Командование Средиземноморской зоны (г.Тулон), пролива Ла-Манш и Северного Моря (г. Шербур), Командование Атлантической зоны (г.Брест), Командование Командование Тихоокеанской зоны и Командование Индийского океана. Последние два не имеют отдельного центра командование, все они подчиняются на прямую Парижу.

По данным иностранных источников на счету ВМС есть:

  • 1 авианосец типа «Шарль де Голль»;
  • 3 универсано-десантных корабля типа «Мистраль»,
  • 23 фрегата типа «F70», «Горизон», «ФРЕММ», «Лафайет» и «Флореаль»;
  • 12 эсминцев типа «Аквитания», «Оризон», «Жорж Леги» и «Кассар»,
  • 4 ПЛАРБ типа «Триумфан», 6 ПЛАМ типа «Рубис»,
  • 11 корветов типа «А69», а также более 100 других вспомогательных и сторожевых кораблей.

Национальный флот Франции имеет не плохой показатель возрастного показателя 20,2 года. Самыми старыми кораблями считаются фрегаты типа «Жорж Леги» со средним возрастом 30,6 лет.

Заключение

«Marine Nationale» проходил через разные эпохи времени, имея свои взлеты и падения. Однако посмотрев на историю нынешнюю статистику можно уверенно сказать, что ВМС Франции являлись и являются одним из лидеров в морском деле.