ВМС Китая (КНР)

ВМС Китая (КНР)

Военно Морские Силы Китайской Народной Республики

Образования морских сил Поднебесной лежат далеко в корнях истории человечества. По данным историков, Китай является одной из первых стран, кто стал использовать военно-морскую технику в боевых целях, а именно в качестве осадного оружия.

Первые данные об использовании кораблей в боевых целях упоминаются в летописях Поднебесной как 5-ый век до н.э. Если разобрать историю использования флота Китайской Империей, можно сделать такой список:

  • Флот древних времен – период времени с 5-ого века до н.э до 8-ого века н.э. Основным отличием является использование кораблей в качестве боевой и осадной техники. В основном это были двухкорпусные лодки с железным тараном на носу. В пятом веке в Китае появились одно корпусные корабли, имеющие надстройку в виде пятиэтажной башни. Веком позже Поднебесная освоила «греческий огонь», который стали активно использоваться в морских сражениях;
  • Династия «Сун» — период продолжавшийся с 10-ого до 13-века. В этот период времени основным новшеством была постройка крупных верфей, благодаря которым династия Сун смогла удерживать важное превосходство в войне против династии Цзинь;
  • Китай во время правления Хубилая – период начавшийся после захвата Китая Чингизханом в 13-ом веке и продлившийся более века. В этот период времени потомок Чингизхана не остановился на достигнутом и продолжил свои походы в южном и восточном направлениях. Флот играл специфическую роль для Хубилая потому что последний хотел завладеть всеми островами прибережья Китая. Первым примером использование флота монголами стало взятие Кореи в 1231-ом году.  Хубилаю почти удалось захватить все близлежащие острова кроме Японии. Первый поход на Японию стал неудачным в связи с недостатком флота. После того как Поднебесные инженеры начали постройку боевых кораблей, которые были разделены на отсеки (что улучшило живучесть данных кораблей), Хубилай отправил второй поход на Японию. Однако в связи с сильным штормом, большая часть кораблей потерпели крушения не достигнув побережий Японии;
  • Династия «Мин» и Адмирал Чжэн Хэ – самый яркий период в истории военно-морского флота Поднебесной, который продолжался с конца четырнадцатого века и продлившийся почти до начало семнадцатого века. В данном промежутке истории можно выделить два аспекта, которые сделали флот Поднебесной самым сильным в мире. Первый является отношение династии «Мин» к флоту, вторым же Адмирал Чжэн Хэ. Эти два аспекта мы с вами разберем позже;
  • Династия «Цин» — династия сменившая «Мин» и провозгласившая Китай закрытой для иностранцев страной. Тем самым поставив крест на виде вооруженных сил, который в наибольшем образе представлял свою страну за рубежом.

Китай на карте

Династия «Мин» и Адмирал Чжэн Хэ (15 век)

Практически более чем за век до Европейских первооткрывателей – мореплавателей, Поднебесный флот во главе с Адмиралом Чжэн Хэ произвел путешествия с китайский берегов до самого мыса Надежды (Южная точка Африки).

Основной задачей плавания являлось представление мощи Поднебесной и взять все страны под дань. Адмирал Чжэн Хэ успешно выполнил данную миссию. Конечно если учесть тот факт, что китайский флот составлял более 300 боевых кораблей разного калибра, особой сложности данная миссия не представляла. Однако Чжэн Хэ был не только Адмиралом, он был преданным императору евнухом. А евнухи того времени отличались высочайшей хитростью и разумом. Так например Чжэн Хэ не воевал со своими противниками, он одурманивал разум правителей подарками, устрашал их сердца могуществом флота, после чего правители тех мест, куда он приплывал, без никакого насилия соглашались платить дань в казну Поднебесной.

Поднебесный флот того времени состоял из более 300 боевых кораблей, некоторые из которых достигали размеров 7 матч (около 120 метров в длину). Хочу напомнить, что в Европе еще долгое время пользовались кораблями с 3-мя мачтами (Корабль Крисофор Коломба «Санта Мария» был 25 метров в длину).  На самих кораблях были башни, которые помогали вести огонь с более высокого положения; осадные и артиллерийские орудия; персонал для штурма противника; все корабли имели хорошую броню. Военно-морские силы Китая того времени составлял более 30 000 человек.

Преимущества китайских кораблей по сравнению с европейскими кораблями пятнадцатого века являлись:

  • Максимально количество матч – 9, против максимально больших 3-х мачтовых кораблей Европы, что способствовало в увеличение длины субна, скорости и качества мореходства;
  • Хвостовае управление являлось более легким и удобным;
  • Бамбуковые перекладины, легкая древесина, плоскодонные характеристики способствовали в легкости, быстроте и возможности плыть против ветра;
  • Водостойкие перегородки способствовали в предотвращение оседание на корабле при пробоинах в разных частях судна и сохранение целостности при разных погодных условиях (тайфуны, шторма).

Однако после очередной смены династии в Китае, флот был забыт и государство стало закрытым.

История морского флота Китая

Китай всегда находился в конфликтных отношениях со странами восточной и южной Азии. Данные конфликты проходили как на суше так и на море. Но выделить какие специфические морские сражения в истории Китая практически невозможно так как практически все их них проходили часто и не имели высокого значения как морские сражения в Европе (Трафальгарское сражение). Однако все же Китай имел морские войны с Японией и Францией в конце девятнадцатого и в начале двадцатого веков. Сражения с обеими странами имели провальный исход для Поднебесной.

Китайско-Японские войны

На протяжение всей истории дальнего востока Китай и Япония всегда имели разногласия за владение желтым морем и превосходство в Тихом океане. Мы разберем войны между этими странами с восемнадцатого века. Первым Таким являлась война 1894-1895 гг. В этой войне Китай потерпел полное поражение, где Япония полностью уничтожила китайский флот. Вторая война между ними прошла в двадцатом века. Имперская Япония в 1904 году захватила Квантунский Полуостров, в 1924-ом провинцию Шальдун, в 1931-ом году город Макдун.

Флот армии Китая во время Второй Мировой Войны

Несмотря на то, что Китай являлся участником Второй Мировой, он не был ее активным участником. Во первых Китай не был в силах быть ее активным участником. Во вторых шёл период гражданской войны, начатая Мао Дзе Дуном.

Однако по завершению войны, Китай получил 271 трофейный корабль Японского Флота. Конечно большинство из них были не подлежащие ремонту и использованию. Более того основная их часть досталась Тайваню (после разделения Китая на Тайвань и КНР).

ВМС Китая
Знамя ВМС Китая

Современное состояние флота

Современный Китайский Флот многим обязан военной и экономической помощи Советского Союза. Советский Союз передал КНР многие чертежи боевых кораблей, обеспечил финансами и построил современные для того времени верфи.

Китай за последние два десятилетия двадцатого века стал региональной державой. Своими рекордными показателями в экономическом росте Китай уверенными темпами собирается стать равноправным представителем мирового лидера на ровне с Россией и Соединенными Штатами. Таким образом власти Китая ведут программу активного развития Вооруженных Сил, а в частности Военно-Морских Сил так как всем известно что именно ВМС само часто представляет интересы своей страны за рубежом своих границ.

С началом двадцать первого века судостроение Китая достигла завидных успехов в этом плане. Программа по обновлению морской техники идет полным ходом и соблюдает все сроки, несмотря на никакие всемирные кризисы. Стоит отметить, что все судостроение Китая производится на национальных верфях. Таким образом с начало столетия верфи Китая построили 79 крупных боевых кораблей (авианосец, эсминец, фрегат, десантные корабли и т.п.).

Действующие корабли

Желание страны стать всемирной державой заставляет правительство страны выделять огромные средства на Вооруженные Силы страны. Военно-Морские Силы страны являются наиболее в этом плане.

Военно-Морские Силы страны состоят из флота, морской авиации, морской пехоты и групп специального назначения. ВМС Китая разделен на 3 флота:

  • Северный Флот с главной базой в г. Циндао;
  • Восточный Флот с главной базой в г. Нинбо.
  • Южный Флот с главной базой в г. Чжаньзян.
  • Китайские Флот имеет огромный ассортимент военной техники:
  • 2 ед. авианосцев типа «Ляолинь» и «Шальдун»;
  • 35 ед. эминцев типа «052D», «052», «052С», «956» и «055»;
  • 62 ед. фрегатов типа «054/054А», «053Н3», «053Н2», «053Н1» и «053Н»;
  • 39 ед. корветов типа «056/056А»;
  • 6 ед. атомных подводных лодок типа «092» и «094»;
  • 55 ед. дизельных подводных лодок типа «041», «636», «877» и «039»;
  • 4 ед. универсальных десантных корабля типа «071»;

Более того на счету огромное количество других боевых и вспомогательных кораблей ВМФ. В общей сложности на счету ВМС Китая состоит 500 кораблей. Однако стоит отметить тот факт, что большинство из них являются устаревшей техникой, предназначенной для охраны прибрежных территорий страны.

[См.: Военные корабли и вооружение флота Китая]