ВМС Японии

ВМС Японии

Военно Морские Силы Японии

Военно-Морские Силы Японии имеет глубокие корни в истории. Само по себе история флота Японии очень богатая. Первые летописи, упоминающие японский флот появились в начале 10-ого века. Соответственно, можно говорить как минимум о 11-и вековой истории японского флота. На всей азиатской части Тихоокеанского бассейна флот имел огромное значение задолго до европейских первооткрывателей. Однако азиатская культура и вероисповедание являются более консервативными. Тем самым можно объяснить почему Китай или Япония не известны на весь мир в качестве первооткрывателей или мореплавателей, несмотря на свои возможности того времени.

Как я уже писал история японского флота очень богата, поэтому мы с Вами разберем историю японского флота начиная с конца девятнадцатого века, а точнее с китайско-японской войны.

Япония

Китайско-Японская Война 1894-1895 гг.

Китай и Япония с античного времени являются потенциальным врагом номер «1» друг для друга. К самому концу девятнадцатого века между этими двумя странами разгорелась война, где полную победу одержала Японская Империя. Практически за год японскому флоту удалось нейтрализовать китайский флот и захватить Маньжчурию. Более того Китай подписал Симоносекское Моровое Соглашение по которому должен был выплатить контрибуцию в размере 360 млн. йен; передать Ляудунский полуостров и Пескадорские острова в руки Японии.

Российско-Японская Война 1904-1905 гг.

Взаимоотношения двух империй начали портиться в связи с разногласиями двух стран по поводу влияния на Китай и Корею. Основным аспектом разногласий стало желание Имперской России снизить влияние после триумфа Японии в Китайско-Японской Войне. В свою очередь в Имперской Японии образовалось антироссийское настроение в стране, что в будущем привело к боевым действиям. Если быть точнее, переговоры по поводу разделение территорий влияние продолжались больше года 1903-1904 гг., но страны так и не смогли прийти к общему компромиссу.

Стоить отметить, что сама подготовка Японии к войне с Россией началась сразу после того как Россия поддержала Китай в 1895-ом году и сыграла основную роль в усмирении японского аппетита лишь денежной контрибуцией. Годом позже Россия пришла к договоренности с Китаем об аренде Ляудунского полуострова, где была открыта основная военно-морская база Дальнего Востока – Порт Артур. Таким образом Имперская Япония приняла декларацию по обновлению флота, для возможной будущей войне с Россией.

После опыта полученного в войне с Китаем, Япония решила обновить свой флот. Новые боевые корабли были быть построены по европейским стандартам и не уступать ничем европейским державам. Свои отношение с европейскими странами Япония установила еще в 1893-ом году, заказав у Великобритании два броненосца («Ясима» и «Фудзи»). Великобритания была номером «1» в мире по морским силам, соответственно Япония решила связать тесные связи именно с ней.

Благодаря огромной контрибуции, полученные с Китая, Япония смогла обновить свой флот к 1903-ему году. Основным поставщиком кораблей была Великобритания, второстепенными являлись Германия, Соединенных Штатов, Италия и Франция. Свои национальные верфи Япония в основном использовала для ремонта и модернизации своих старых кораблей и кораблей, захваченных у Китая. Япония все же смогла построить на национальных вервях два броненосца («Нийтака» и «Цусима»), после того как завершила модернизирование и ремонт своих старых кораблей.

В общей сложности почти за одну декаду обновления флота, Япония потратила около 250 млн. йен. Япония очень серьезно относилась к вопросу флоту, поэтому Адмиралтейство и власти страны не экономили и старались построить современный флот, отвечающий всем стандартам. Другим аспектом затрат составило закупка боеприпасов, угля и т.п. Япония также уделяла огромное внимание обучению персонала. Так например самый известный адмирал того времени – Адмирал Хейхатиро Того является выпускником Королевской Военно-Морской Академии (Великобритания). Япония не жалела средств на учения, стрельбы и практику, любого характера.

В итоге Япония вошла в войну, имея в составе:

  •  6 ед. броненосцев;
  • 19 ед. крейсеров (броненосный, броне-палубных и обычных);
  • 23 истребителя;
  • 53 миноносца (обычных и эскадренных).

В свою очередь уставшая от постоянных войн Россия (на которые было затрачено больше средств, чем получено трофеев), была практически не готова к войне. Устаревшая морская техника, нехватка боеприпасов были основными проблемами Имперской России.

Морское сражение «Цусима» является основным морским сражением двух стран. Японский Адмирал Того, используя тактику «Т» смог одержать уверенную победу над российскими силами. Более того «Цусима» зарегистрирована как одно из трех великих морских сражений.

ВМС Японии

Флот армии Японии во время Второй Мировой Войны

После успехов в войнах против Китая и России, символической победе в Первой Мировой Войне (Япония не участвовала в прямых боевых действиях), Имперская Япония дальше показывала агрессивную политику.

Японский флот перед началом Второй Мировой являлся третьим в мире по мощности сил, уступая флоту Великобритании и Соединенным Штатам. Однако сама инфраструктура страны сильно уступала первым двум.

Основной упор японского флота приходил на авиа-несущие корабли. Таким образом Япония хотела взять вверх над своим Тихоокенским соседом – США. В то время как европейские союзники (Фашисткая Германия и Италия) должны были покорить Европу, Африку и основную часть Азии, Япония должна была воевать с Китаем и СССР в Азии и приложить основную силу на сдерживание Соединенных Штатов. Однако основные действия Японии происходили именно с последним.

Знаменитая атака на военно-морскую базу ВМС США Перл Харбор развязала войну между Японией и США. Однако сама атака не являлась такой успешной как ее описывают Япония и такой ужасающей как ее описывают власти США. Япония хотела раздуть эффект своей атаки, а США хотела с помощью этой атаки воплотить американский дух народа во едина, ведь США нужно было начать войну против Японии, которая находилась на другом конце Тихого океана.

На момент начало войны Япония имела на своем счету авианосцы, гидроавианосцы, подводные авианосцы, линейные корабли, тяжелые и легкие крейсера, подводные лодки, эскадренные миноносцы, тральщики, миноносцы и много других вспомогательных кораблей. Однако основной силой являлись именно авианосцы. Стоить отметить аспект подводных авианосцев. По некоторым данным с помощью этих кораблей, Япония смогла организовать единственную континентальную атаку на США за период Второй Мировой Войны.

Как и предсказывал Японский флотоводец Ясороку Ямамота, флот Имперской Японии не имел шансов на победу в этой войне. Основой причиной тому являлся технологическое и экономическое преимущество США. ВМС США на протяжение всей войны активно строили и пополняли ряды своего флота, в то время как в Японии с каждым днем войны уменьшались боевые и сырьевые запасы страны.

Японского флот все же смог добыть несколько ярких побед – морское сражение у острова Саво, в Яванском Море, рейд авианосцев в Индийском океане. В последующее время удача перешла на сторону ВМС США. Американский флот нанес серьезный удар по японскому флоту в Коралловом море, а затем наступил переломный момент для японцев – морское сражение при Мидуэе. В Мидуэе японский флот был практически полностью уничтожен. После сражения при Мидуэе флот Имперской Японии не был в силе вести бои в открытом  море и производил только авиа удары (в основном камикадзе) по своему противнику.

Современное состояние флота

После унизительного поражение во Второй Мировой, Японии запрещалось иметь Вооруженные Силы. Однако в 1952-ом году японские власти нашли способ обойти этот запрет создав Японские Силы Самообороны.

Всем хорошо известен уровень японской технологий и инфраструктуры. Соответственно практически всю боевую технику Япония строит на национальных заводах. Однако стоить отметить, что данная ситуация не всегда была такой. После начала Холодной Войны, власти США активно поддерживали Японию. Таким образом страна, сбросившая ядерную бомбу на Хиросиму и Нагасаки, стала другом номер «1» для Японии. В наше время Соединенные Штаты так же поддерживают Японию против нового мирового игрока – Японии. Поэтому флот Японский Сил Самообороны не полностью состоят из национальной техники. В наше время в основном Япония закупает у США и стран НАТО авиатехнику и некоторые лицензии для строительства кораблей для своего флота.

Действующие корабли

Японский Флот Самообороны является одним из видов Вооруженных Сил самообороны страны. Основная цель ВМС является защита страны с морских пространств. ВМС Японии состоят из 47 000 персонала.

ВМФ состоит из четырех командований:

  • Командование Эскортных Сил;
  • Командование Подводных Сил;
  • Командование Авиационных Сил;
  • Учебное Командование.

На данный момент ВМС Самообороны Японии занимают четвертое место по водоизмещению (433 000 тонн), уступая ВМС США, России и Китая.

Основные боевые корабли ВМС Японии выглядят следующим образом:

  • Эсминцы – вертолетоносцы «Хьюга» и «Сирэна»- 4 единицы;
  • Эсминцы УРО типа «Конго», «Хатакадзе» и «Конго» — 6 единиц;
  • Эсминцы типа «Акидзуки», «Таканами», «Мурасамэ», «Хацуйюки» и «Асагири» — 32 единицы;
  • Фрегаты типа «Абукумма» — 6 единиц;
  • Субмарины типа «Аюсимо», «Харисио» и «Симо» — 18 единиц.

Самым старым кораблем является эсмине-вертолетоносец «Курама» (35, 7 лет), а средний возраст ВМС составляет 16,3 года, что является не плохим показателем (учитывая тот факт, что только 35% флота было построено в последние 10 лет).

[См.: Военные корабли и вооружение флота Японии]

В итоге можно сказать, что ВМС Японии давно вышли с категории самообороны и могут с легкостью вести бои в любой любом океане.