Береговая охрана ВМФ

Береговая охрана ВМФ

Береговая охрана ФСБ

Каждая страна, имеющая выход к морю, должна контролировать не только сухопутные, но и водные границы государства. Для этого создается береговая охрана, которая наблюдает за обстановкой в территориальных водах страны, а именно: обеспечивает движение кораблей, контролирует безопасность прохождения территориальных вод, наблюдает за промысловыми судами, борется с браконьерами и контрабандистами. Также береговая охрана России отвечает за территориальную целостность страны с морской стороны. Подразделение включено в контингент пограничных войск ФСБ Российской Федерации. Для исполнения поставленных целей приморские части содержат на службе около пятисот пограничных сторожевых судов.

Катера береговой охраны россии

История создания береговой обороны

Во времена зарождения морского флота Российской империи царь Петр I приказал создать таможенный флот на побережье Черного и Балтийского морей. Он должен был контролировать количество входящих и выходящих из порта кораблей, проверять содержимое барж и в случае необходимости задерживать экипаж. Первая такая яхта была спущена на воду около Петербурга и включала в свой состав несколько офицеров и десяток солдат. Небольшое судно было в состоянии контролировать только корабли, заходящие в порт. При этом требовалось наблюдать за всем побережьем страны для предотвращения реализации неподконтрольной продукции. Со временем на службу береговой обороны ввели до десятка парусных и гребных лодок.

В связи с увеличением количества торговых и грузовых судов и как следствие роста нелегальных кораблей потребовалась более серьезная защита побережья. Так, в 1868 году на службу в береговую охрану на Балтике поступил корабль «Варяг», а через несколько лет подразделение пополнилось еще несколькими боевыми судами. Флаг, созданный в этот период, добавил значимости береговой охране. Он представлял собой Андреевский крест на зеленом фоне. По подобию охраны в Балтийском море было принято решение создать аналоги на Каспии и в Черном море.

После свержения царя и прихода к власти нового правительства началась массовая реорганизация всех военных подразделений страны. Коснулась она и береговой обороны. Сторожевые судна стали патрулировать не только в морях и океанах, они активно использовались и на крупных озерах и реках. К 1935 году появилась необходимость патрулирования и защиты морских границ с суши – требовалась усиленная оборона портов и военных подразделений, находящихся на берегу.

Период ВОВ

Во времена ВОВ подразделения вышеописанных частей вступили в структуру военно-морских сил страны. Их основными задачами являлись:

  • Охрана и защита военных и прочих важных объектов на суше;
  • Обеспечение безопасности на морских просторах, находящихся под суверенитетом Советского Союза;
  • Разведывание и ликвидация вражеских грузовых кораблей, которые перевозили стратегически важные грузы.

береговая охрана

Учитывая острую нехватку плавательных средств, в годы войны было переоборудовано большое количество рыболовецких судов в боевые корабли и катера.  Много подобных судов героически сражались за освобождение своих территорий от неприятеля. Так, например, переоборудованное рыболовецкое судно «Туман» занималось перевозкой десанта и под прямыми огневыми ударами выполняло поставленные задачи. В конце первого лета войны «Туман» ушел в дозор и внезапно встретился с тремя немецкими миноносцами. Успев сообщить центральному управлению о подходе врага к Мурманску, корабль пытался уйти от неприятеля, однако в считанные минуты был обстрелян. Гитлеровцы произвели более 60 выстрелов, командир судна погиб в бою. Спустя немногим более пяти часов «Туман» ушел под воду. Итого 15 бойцов было убито и 17 ранено. Также героически сражались не только целые экипажи кораблей, но и отдельные офицеры и солдаты. Ярким примером могут послужить доблестные поступки старшины Виктора Уса. Так и не став офицером, он успел повоевать на Волге – переправляя вооружение и продукты питания под прицельным огнем врага, а также в Керченском проливе. При подходе к своему берегу катер был обстрелян и ушел ко дну вместе с боеприпасами. Виктор Ус не побоялся броситься в воду и вручную доставал ящики с таким необходимым вооружением из ледяной воды. Все моряки, с честью выполнявшие свой долг, по окончании войны получили звание героев Советского Союза.

По окончании военных действий прибрежную охрану вновь вывели из-под администрирования командования ВМФ и вернули в пограничные силы.

Береговая охрана России

В современное время береговую охрану в России разделяют на береговые войска ВМФ и пограничную службу.

Отряды ВМФ России в нынешнем виде сформированы в 1989 году и включают в себя морскую пехоту и ракетно-артиллерийские войска. Их основными задачами выступают охрана военных баз, расположенных на берегу, переправа и десантирование экипажа, защита огневых сил флота и прибрежной территории страны от нападения со стороны судов неприятеля, ликвидация вражеских надводных огневых и десантных катеров. Войска подчиняются командованию ВМФ. Главным орудием выступают наземные противо-корабельные артиллерийские и ракетные системы и общевойсковое вооружение для морской пехоты.

Береговая Охрана Пограничной Службы ФСБ России не подчиняется военно-морским силам, а является отдельным подразделением, которое контролирует морские границы страны, а также следит за охраной природных ресурсов прилегающей территории и борется с браконьерами и контрабандистами. Так, город Астрахань богат на редкие виды рыб, охота на которых запрещена. Астраханская береговая служба чаще всего встречается с незаконным рыболовством.

Патруль на берегу

На время проведения Олимпиады в Сочи в начале 2014 года Черноморско-азовское пограничное управление береговой охраны ФСБ России увеличило число караульных кораблей и катеров с целью обеспечения безопасности на морских просторах.

Корабельный состав

БОХР разделена на следующие звенья и имеют такой корабельный штат:

  1. Балтика – руководство уделяет этому участку особое внимание ввиду увеличения потока людей и грузов через Балтийское море. На этой территории наша страна плотно сотрудничает с пограничными службами Дании, Эстонии, Финляндии, Германии и других европейских стран. Общее количество крупных приграничных кораблей составляет 8 единиц, караульных катеров – 25, также 1 дозорное судно и 2 катера обеспечения.
  2. Черноморская зона – учитывая напряженные отношения с соседствующей страной – Украиной и с большим потоком агрессивно настроенных ее жителей, береговая охрана постоянно находится в состоянии боеготовности. Общее количество судов в этой зоне составляет 60 штук. Из них: 52 караульных судна, 3 катера специальной службы, 1 корабль обеспечения и 4 дозорных корабля. Северная зона ответственности – это структура береговой охраны пограничной службы ФСБ России, которая охватывает 200 миль экономической зоны, пограничное управление размещено в Мурманске. В штат входит 10 караульных кораблей, 14 катеров, также 3 корабля, осуществляющих дозор и 6 катеров обеспечения.
  3. Тихий океан – дальневосточная береговая охрана работает в тесном контакте с аналогичными подразделениями других стран (США, Канада, Япония, Китай, Южная Корея) и выполняют функции, связанные с контролем проходящих судов, оказанием помощи необходимым плавательным средствам и охране своих границ. На службе состоит 85 пограничных судов: 32 караульных корабля и 22 катера, 8 кораблей обеспечения, 4 дозорных корабля, 13 судов и 6 катеров.
  4. Каспийское море – нестабильная территория, в которой до сих пор не утихают поры о принадлежности морских территорий на постсоветском пространстве. В последние годы особое внимание уделяется ситуации в Иране. Однако, на данный момент у России на Каспии не самая мощная береговая охрана. Она представлена 24 сторожевыми кораблями и катерами, а также 6 патрульными судами.
  5. Амур – в этой зоне проходит водная граница России с Китаем. Присутствует 26 пограничных кораблей и катеров, 8 кораблей управления, 12 катеров обеспечения, 1 патрульный катер и 3 рейдовых судна.
  6. Псков – береговая охрана этого региона охраняет северо-западные границы страны. В состав входит 2 пограничных сторожевых катера и 4 катера обеспечения.

БОХР – молодое подразделение, которое не всегда требует наличия офицерского состава для выполнения задач. С целью получения специалистов в этой сфере в 2007 году Анапа открыла свои двери для абитуриентов на базе института береговой охраны ФСБ РФ.

Сотрудники и весь военный потенциал береговой охраны стоят на страже защиты военных, политических и экономических интересов Российской Федерации. Учитывая небольшой срок существования этого подразделения, руководство успешно перенимает опыт береговой охраны у других стран, имеющих морские границы. Так, в 2017 году в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Алмаз» началось строительство двух новых пограничных сторожевых кораблей, а также патрульного судна для выполнения задач в суровых условиях севера. На данный момент патрулирование в Северном Ледовитом океане осуществляют атомный ракетный крейсер и большие десантные корабли.