Подводные силы РФ

Подводные силы РФ

История подводного флота ВМФ России

Военно — Морской Флот России в современном мире — важнейший вид вооруженных сил страны. Он необходим для защиты государственной границы, выполнения военных учений в водных просторах, обеспечения экономических интересов страны, а также для выполнения поисково-спасательных работ. Важной составляющей ВМФ России является подводный флот отечества.

Первая подводная лодка

История подводного флота России берет свое начало еще в 18 веке, когда русский инженер-самоучка сделал чертеж «потаенного судна», скрытого под водой. Внешний вид субмарины напоминал бочку и должен был производиться из досок и медных листов. Однако эта идея так и не смогла воплотиться в реальность. Только спустя 100 лет при царствовании Николая I была спущена на воду субмарина. Она была небольшого размера, но уже имела вооружение – одну мину и ракеты.  В конце 19 века разные кораблестроительные заводы выпускали экспериментальные варианты подводных конструкций. Первым вариантом, визуально наиболее приближенным к современным аналогам, стала субмарина «Дельфин», которая была погружена в воду в 1903 году. Она имела размер водоизмещения 124 тонны и включала в себя 2 торпедных аппарата.

Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.

Создание АПЛ — атомных подводных лодок

Важным этапом развития данного вооружения стали 50-е годы ХХ века. Подлодки стали включать в себя ядерные энергетические установки, благодаря которым получили возможность плавать в автономном режиме, без необходимости дозаправки. Если провести сравнение России и США, то первая подобная субмарина под названием «Наутилус» появилась у США в 1954 году. Через 5 лет СССР спустил на воду его аналог – проект 627. Спустя короткий промежуток времени появились атомные подлодки второго поколения (проект 667) под названием «Мурена», которые были оснащены разделяющимися боеголовками. Следующим этапом развития АПЛ стало наличие бесшумных гребных винтов, обеспечивающих тихое движение. Так, в 1980 году появились субмарины третьего поколения, которые выполняли ряд стратегических задач и содержали крылатые ракеты. Всего же в период существования СССР было построено 243 атомные подводные лодки. А если считать общее количество подводных лодок, то оно превышало 1000 единиц.

Ракетная АПЛ

В 90-е годы подводный флот отечества и его вооружение, как впрочем, и остальные военные и промышленные отрасли, претерпевали кризис. В частности, заброшенная база подлодок ВМФ Бечевинка, ориентиром которой является бухта Финвал на Камчатке, до сих пор предстает перед нами в виде кладбища не подлежащих восстановлению атомоходов.

В последние годы руководство страны уделяет большую часть сил и средств на модернизацию подводного флота. При этом с одной стороны перевооружается подводный ядерный щит времен Советского Союза до уровня, отвечающего современным требованиям военного дела. В то же время проектируются и производятся новые ракетоносцы таких классов как «Борей» и «Ясень». На сегодняшний день по официальным данным Россия насчитывает 13 АПЛ с баллистическими ракетами, 27 АПЛ с ракетно-торпедным вооружением, 19 дизельных подлодок, 8 АПЛ специального назначения и 1 дизельную ПЛ специального назначения.  Много это или мало? Для сравнения, США насчитывает порядка 60 действующих АПЛ, при этом у них в строю числятся только атомные субмарины. А вот Великобритания и Франция имеют всего по 10 атомоходов. Строительство одной современной торпеды оценивается в 1 миллиард долларов.

Официально глубинный флот России начал существование 19 марта 1906 года путем подписания соответствующих документов Николаем II. В связи с этим в 2006 году страна широко отмечала праздник 100 лет подводному флоту России, также была выпущена медаль 100 лет подводному флоту, а еще через 10 лет медаль «110 лет подводному флоту России».

Подводная лодка на стапеле

Субмарины нового поколения

Проект 947 под названием «Акула» стал производиться в 90-е годы, он был прямым потомком предыдущей серии торпеды проекта 941. Сегодня имеется возможность создания его обновленных версий «Акула 2», которые лишены основного недостатка предшественников – громких двигателей. Эта подводная лодка внешне похожа на катамаран – сверху можно увидеть 2 корпуса. Центр управления и радиотехническая техника торпеды размещены между ними. В переднем блокести расположен ракетный блок. Максимальная длина составляет 172 метра, ширина – 23 м. Может плавать в без всплытия 120 суток при глубине погружения до 480 м. Скорость плаванья 12 узлов при плавании на поверхности воды и 25 узлов на глубине. Главное вооружение, находящееся в данных видах атомоходов — твердотопливные баллистические ракеты с дальностью поражения 8,3 тыс км, огневая часть делится на 10 боеголовок. Гигантская «Акула» и сегодня остается уникальной боевой техникой в мире, которая в состоянии нести боевую вахту в Арктике.

Проект 877 «Палтус» и 636 «Варшавянка» — важнейший вид неатомных субмарин, которые обслуживают ВМФ России и прочих стран. Первые такие подлодки предстали в 70-х годах ХХ века. Конструкция получилась успешной, поэтому выпуск исправленного варианта производится и сейчас. Корпус выполнен в форме дирижабля, с точки зрения обтекания – это идеальная форма. Такая форма с математически просчитанными оптимальными размерами позволяет повысить скорость движения. Западные страны «Варшавянку» из-за высокой прыткости и скрытности прозвали «Черная дыра». В современные годы появилась усовершенствованная модель «Варшавянки» — лодка «Краснодар» вступила в ряды ВМФ в 2015 году, эта модель быстрее и безопаснее предыдущего поколения, их по праву считают одними из самых тихих субмарин

Проект 955 «Борей» — это высший класс ракетных подводных сил четвертого поколения, основа сил стратегического сдерживания. На борту такого крейсера размещено 16 пусковых установок, он также вооружен булавой и способен дотянуться до любой точки северного полушария. Длина составляет 170 метров, в надводном положении видна только 1/6 часть, остальной корпус находится под водой. При этом атомный ракетоносец тихий и незаметный для противника благодаря специальному покрытию. Находясь на глубине, «Борей» способен выполнять задачи в течение 3 месяцев, осуществляет штурм глубины до 500 метров. На вооружении ВМФ России находится 4 субмарины, еще 2 в стадии создания. Намечается постепенная замена этих АПЛ взамен устаревшим «Акулам». К 2020 году планируется 10 таких субмарин. На западе «Борей» называют «глубинным монстром». Субмарины стратегического назначения проекта «Борей» разработали в конструкторском бюро «Рубин».

Подводный флот в наше время

Коллекционные монеты

Самым секретным военным проектом России выступают подлодки четвертого поколения. Современная высокотехнологичная боевая машина под названием «Ясень», которую называют шедевром с точки зрения подводного кораблестроения – это уникальный подводный аппарат, оснащенный крылатыми ракетами. Первая такая атомная субмарина четверного поколения взята на вооружение в 2014 году и названа «Александр Невский», к 2020 году планируется окончание строительства еще 6 «Ясеней».  Экипаж удна составляет свыше 100 человек, имеется способность автономного плавания в течение 30 лет, работает исключительно на энергии ядерного реактора. Длина судна составляет от 140 до 170 метров. АПЛ включает 2 корпуса: снаружи – облегченный, внутри высокопрочный. В высокопрочном корпусе размещается экипаж, оснащение и боеприпасы, он сделан из сверхпрочной уникальной стали. При этом, металл (как впрочем, и все остальные элементы) применяется исключительно отечественного производства. Площадь, находящаяся между этими корпусами, при погружении заполняется водой. Подводные крейсеры имеют возможность погружаться на глубину до 600 метров. Они несут в себе в несколько раз больше оборудования, чем любой надводный корабль. Разработана новая конструкция винта, форма которого тщательно скрывается. Благодаря ему отсутствует вибрация и шум при движении корабля, тем самым он становится невидимым для врага. Лодка делится на отсеки, каждый из них герметичен и может быть изолирован от других, это необходимо для обеспечения безопасности экипажа. Всего предполагается от 8 до 10 отсеков:

  • В первом находятся торпедные аппараты и гидроакустический комплекс;
  • Во втором расположен центральный пост торпеды, жилые помещения, камбуз и кладовые;
  • Третий вмещает в себя вспомогательное оборудование и часть боевых постов. Также здесь размещена всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж.
  • Несколько ракетных отсеков;
  • Атомный реактор;
  • Турбинная установка;
  • Аварийный пост управления подлодкой.

Многоцелевые ударные подлодки «Ясень» проектируются в конструкторском бюро «Малахит». Этот проект вобрал в себя все то самое лучшее, что было спроектировано в стенах «Малахита». Конструирование каждого нового класса подлодок происходит несколько лет, и даже на этом этапе проводятся различные испытания.

На кораблестроительных заводах РФ уже проходит работа по разработке подводных лодок пятого поколения, это будут еще более совершенные и мощные модели боевых единиц, которые смогут обеспечить безопасность государства и спокойствие в других странах.

ВМФ России имеет 5 основных направлений. В Балтийском флоте базовыми точками расположения называют Ленинградскую область, у Черноморского флота – Севастополь. Они содержат бригады дизельных подлодок, обеспечивающих проведение экономических, политических и боевых заданий. В Тихом океане за безопасность страны отвечают ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки. Фундамент Северного российского флота представляет собой торпедные и атомные торпедные подлодки. Подводники Северного флота контролируют и проводят многомесячные дежурства в северной части мира. 4 стратегически важные точки России обеспечены подлодками разного назначения, выполняющими необходимые работы, связанные с контролем безопасности на границе страны и спокойствием в мире.

Подводный флот России – это уникальные войска, служба в них в большой мере рискованная и трудная. Офицеры месяцами проходят службу под толстым слоем водных просторов, не всплывая на поверхность. От давления, находящегося внизу их спасает прочный корпус торпеды. В недавнем прошлом был создан флаг подводного флота России. На основу Андреевского флага наложен герб страны, внизу размещена георгиевская лента. В 2002 году в Санкт-Петербурге основалась международная ассоциация ветеранов ВМФ и подводников, которая поддерживает морские традиции, важность и необходимость такой профессии, обеспечивает престижность подводной службы и занимается проведением праздников, связанных с ВМФ, награждение героических офицеров и командиров.