ВМА

ВМА — Морская авиация Военно Морского Флота России

Авиация ВМФ РФ

Морская авиация род Военно-Морских сил РФ, выполняющий обязанности по обнаружению и ликвидации надводных и подводных целей, защите кораблей ВМФ, гражданских судов, объектов прибрежной инфраструктуры от воздушного нападения, охраны морских границ, особых экономических зон, а так же патрулирования  и разведке.

В силу особого географического положения и агрессивной военной доктрины, морская авиация ВМФ США преимущественно базируется на авианосцах, барражирующих в водах всех океанов, кроме Северного Ледовитого. В Америке несколько мощных авианосных групп, быстро дислоцирующихся в любые зоны мирового океана и к любым континентам, туда, где появляется угроза доминированию и диктату США. В отличие от этого, у России нет стремления, подавлять своей военной мощью заморские государства, но в противостоянии со Штатами, Вооруженные силы РФ должны быть готовы на симметричный ответ. Поэтому, в нашей оборонной доктрине стратегический упор делается на ядерную триаду, в которой Военно-Морские силы один из самых автономных, самодостаточных и опасных родов войск.

Возникновение морской авиации России

Вертолёты и самолёты на палубе

Зародившаяся на рубеже XIX-XX веков авиация, сегодня превратилась в мощный элемент ВМФ развитых стран. С момента зарождения самолетостроения делались попытки использовать аэропланы для армейских нужд, и Россия не могла отставать от ведущих европейских стран. Поэтому в 1910 году Николай II приказал создать Отдел Воздушного флота (ОВФ), а вскоре в Императорское Морское ведомство поступил французский аэроплан «Антуаннет-4».

Требуется отметить, что впервые воздушные средства в реальных условиях российские военные моряки использовали в 1894 году. Тогда, поступил приказ Морского министерства использовать аэростаты для обнаружения лодки, затонувшей в результате аварии. Команда воздухоплавателей поднялась с борта транспортного судна «Самоед» на привязанном к нему аэростате. Обнаружить лодку с большой высоты не удалось, но пришло понимание, что таким образом на флоте удобнее проводить гидрографические работы и проводить разведывательные мероприятия, увеличив горизонт обзора морских просторов. В дальнейшем практика применения воздушных шаров расширилась до Черного моря и Дальнего Востока, но это было локальное, хотя и полезное в те времена дело.

Власти закупали аэропланы, российские инженеры-конструкторы разрабатывали свои модели для сухопутной армии, а Главном Морском штабе рассматривался доклад «Об организации опытов по применению самолетов на флоте». В нем формулировались направления с возможностью использования летательных машин против водных целей, и конкретно говорилось об организации фоторазведки. А так же, поднимался вопрос о разработке плавающих конструкций в виде поплавков или лодок, позволяющих подниматься с воды, приводняться и о создании «матки» — прообраза авианосца.

Реальные практические результаты появились в 1913 году, когда приступили к комплектованию авиаотрядов флотов и устройству их инфраструктуры. Наращивание сил всех родов войск, было вызвано нарастанием напряженности в Европе и союзническими обязательствами на пороге Первой мировой войной.

Начавшиеся военные действия внесли коррективы в деятельность молодых воздушных сил. Если до этого, Морской авиации предписывалось заниматься поиском вражеских военных судов и подводных лодок, корректировкой огня корабельного вооружения, то с началом войны круг обязанностей значительно расширился. На гидропланы ставились станковые пулеметы, 37 миллиметровые пушки и устройства для подвешивания бомб, позволяющие производить бомбометание и вступать в сражение с вражескими летчиками.

В историю вошел воздушный бой над Балтийским морем четырех российских гидросамолетов с четырьмя немецкими, в котором наши летчики сбили два аппарата противника, сохранив свои. Бой произошел 17 июля 1916 года и сегодня эта дата официально отмечается, как День Морской Авиации России. В разгаре войны, 30 ноября 1916 года, Николай II подписал приказ «О формировании Воздушных дивизий Балтийского и Черного морей», а морской штаб утвердил штатное расписание подразделений Морской авиации, входящих в них.

Российская армия, флот и воздушные силы героически воевали против агрессора, в боях участвовали авианесущие транспорты, гидропланы и колесные самолеты, приписанные к морской авиации. Этот технологичный род войск, тесно связанный с флотом, к началу января революционного 1917 года насчитывала 264 аэроплана разных систем. Авиаторы, служившие в летных частях флота, получали официально утвержденный статус «морской летчик». В сложных экономических условиях страны в соединения продолжали поступать отечественные гидросамолеты конструктора Григоровича, а в Генштабе и Ставке планировалось увеличение самолетного парка всех флотов до 493 единиц. Но революцией были разрушены эти замыслы, уничтожена морская авиация ВМФ России и сама Империя.

Создание Морской Авиации Красного флота

Смена существующей власти, изменение строя и начавшееся гражданское противостояние привело к разрушению Российской армии, ВМФ и всех оборонных структур. Отдельные оставшиеся в строю гидросамолеты были переброшены с акваторий морей на реки и большие озера для поддержки наземных операций противостоящих сторон. Разруха того времени добила остатки могучего воздушного флота и Советской власти нужно было начинать все сначала. Реввоенсовет Советской России пытался восстановить отдельные гидроавиаотряды, и к 1920 году удалось сохранить всего 75 гидропланов и колесных аэропланов. Пришли в негодность авианесущие корабли, авиастроительные и ремонтные предприятия, не пополнялся личный состав, а самое важное, то, что ВМА перестала быть отдельной силой в структуре РКВМФ.

Бой самолётов

После кровопролитных войн страна пребывала в страшной разрухе, и ее восстановление требовало огромного напряжения ресурсов и средств. Поэтому на восстановление морской авиации не хватало денег, современных материалов, специалистов. Ее не считали важным элементом в укреплении обороноспособности и парк пополнялся минимумом гидросамолетов, которые фактически были пригодны только для разведывательных операций на морях.

В 30-е годы, с ростом промышленного потенциала, авиация стала символом развития страны, каждый мальчишка мечтал стать военлетом, а специальные операции в полярных льдах сделали морских летчиков национальными героями и примером для подражания. Было создано общество ОСОАВИАХИМ, позже переименованное в ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия Армии Авиации и Флоту). Это было время лучшей конструкторской мысли, активного развития авиастроения, технического обновления армии и флота. Утверждение Наркомата ВМФ и включение морской авиации в состав флота, утвердило ее как важнейший род Военно-Морских сил СССР. Конструкторы разработали, а заводы запустили в производство тяжелые гидросамолеты, оснащенные минно-торпедным и бомбардировочным вооружением.

В конце сороковых фашистская Германия развязала в Европе Вторую Мировую войну, а союзница Гитлера и Муссолини милитаристская Япония включилась в нее на Юго-Востоке и в Тихоокеанском бассейне. Вступив в активное противостояние с Америкой за контроль над Китаем, военное руководство решало, как нанести сокрушительный удар по США. В своей стратегии они решили использовать опыт англичан, когда корабельные самолеты с авианосца разбомбили итальянский флот в гавани Таранто. Японские авианосцы подошли на подлетное расстояние, и морская авиация провела массированный налет на американскую базу Пирл-харбор, расположенную на Гавайях. В результате, одним мощным ударом был уничтожен американский Тихоокеанский флот. Большую роль в этом налете сыграли летчики смертники «камикадзе», которые направляли свои машины на авианосцы, крейсера и другие корабли, стоящие у причалов.

На европейском театре война продолжалась по своему сценарию и после вторжения фашистских орд все силы страны были брошены на отражение агрессии. Участвуя в Великой Отечественной войне, морские летчики наносили фашистам серьезный урон в акваториях Балтики, южных и северных морей. Кроме уничтожения кораблей и других судов, военная обстановка требовала нанесения урона врагу на земле и в небе. В летопись Морской авиации ВМФ России вписано огромное количество страниц об успешных сражениях и беспримерных подвигах морских летчиков.

Мировым признанием и неувядаемой славой покрыла себя морская авиация Балтийского флота, когда в начале августа 1941 года, первыми во Второй Мировой войны, нанесли бомбовый удар по столице третьего рейха. За годы Отечественной войны авиация ВМФ сделала свыше 350 тысяч боевых вылетов, сбила более 5.5 тысяч машин врага в воздушных боях и разбомбила на аэродромах. В морских операциях и при защите Северных конвоев уничтожила 407 военных кораблей и 371 транспортное судно Германии и флотов ее союзников. Обо всех подвигах можно узнать, посмотрев экспозицию музея Морской Авиации Военно-морского флота России, а память о них хранится в сердцах благодарных внуков.

Модернизация Морской Авиации в противостоянии с США

Боевой опыт, преимущества советского оружия,  военной техники и их недостатки были учтены и стали основой дальнейшего развития всех родов Вооруженных сил СССР. Забыв об общих целях в дни борьбы с фашизмом, Соединенные Штаты Америки развязали гонку вооружений. Для демонстрации силы и шантажа Советского Союза в Хиросиме и Нагасаки было применено ядерное оружие. Более активно строился авианосный флот, который стал оказывать давление на непокорные страны по всему миру. Создавались новые все более разрушительные ракеты с ядерными боеголовками, которые размещались на мощных подводных лодках с атомными реакторами.

Рисунок авианосца

Перед флотами встали вопросы эффективного противодействия угрозам, исходящим из глубин океана. В последующие годы морская авиация пополнялась новыми самолетами, которые оснащались радиолокационными средствами, крылатыми ракетами способными уничтожать плавсредства противника. Прорывом стало формирование дальней морской авиацией, в функции которой входила разведка, поиск подводных судов, ракетные, минные, торпедные удары и патрулирование мирового океана на дальних подступах. В состав ВМФ РФ входили авианосные группы, а так же крейсера с палубной авиацией, в виде современных военных вертолетов. Кроме того укреплялись базы ВМФ в Североморске, Кронштадте, Балтийске, Севастополе, на Камчатке и Тихом океане.

На момент развала страны в авиацию ВМФ СССР входили авиаполки, включающие 1702 самолет и вертолет. Необратимые процессы распада Союза разорвали на части единые многонациональные Вооруженные силы, а новые власти не сделали ничего, чтобы поддержать боеспособность сохранившихся войсковых подразделений.

Морская авиация современной России

В 90-х годах материальная база и численный состав армии неуклонно сокращался из-за масштабного недофинансирования и пораженческой политики руководства страны. Особенно сильно пострадала морская авиация Черноморского флота, после его раздела с Украиной, так как России запрещалось иметь в Крыму ударные стратегические силы. Сохранившиеся эскадрильи объединялись, авиаполки переформировывались, и продолжалась бесконечная череда переименований управленческих и командных структур этого рода военно-морских сил. Такая ситуация продолжалась практически двадцать лет, но дестабилизация положения во многих точках мира, объективно входивших в интересы страны и внешние угрозы исходящие от блока НАТО и США заставили обратить внимание на обороноспособность страны.

Министерство обороны РФ, возглавляемое С. К. Шойгу, разработало оборонную доктрину, прямо противоположную агрессивной доктрине Америки. Поэтому, в состав ВМФ входит только один действующий авианосец «Адмирал Кузнецов» с полком палубной авиации, включающей тактические самолеты и палубные вертолеты последнего поколения, базой которого служит Североморск. Сегодня в структуры ВМА РФ входят атомные ракетные корабли с вертолетами разведки, береговая тактическая и стратегическая дальняя противолодочная авиация, базирующаяся в районах сосредоточения средств ВМФ.

Возвращение Крыма изменило карту мира и потребовало от России изменения стратегии на Юго-Западе государства. В строй морской авиации Черноморского флота возвращаются ударные воздушные силы. Флотская авиация начала получать многоцелевые истребители, задача которых обеспечивать полную поддержку боевым кораблям в акваториях Балтийского, Черного морей, Тихого и С. Л. океанов.

Оценивая ситуацию, сложившуюся в процессе модернизации Морской Авиации, можно уверенно сказать, что с главной задачей, которая выражается в защите рубежей и интересов государства в экономических зонах и мировом океане, этот род Военно-Морских сил успешно справляется.