ВМС

ВМС — Военно-Морские силы России

Военно-Морские силы Российской Федерации

Военно-Морской флот одна из трех составляющих Вооруженных сил России, цель и смысл существования которого, надежная защита территориальных вод, суверенных экономических зон и интересов государства на просторах морей и океанов. Чтобы иметь возможность осуществлять эти функции, флот должен быть мощным и включать ряд сегментов формирующих Военно-Морские силы. Полноценный ВМФ сегодня включает: атомные и дизель – электрические подводные лодки, надводные корабли всех классов, авианосцы, морскую пехоту, морскую авиацию, береговую охрану, службы тыла и портовая инфраструктура баз. ВМС РФ содержат все рода войск, что делают него мощной силой на просторах мирового океана, а началась его история 300 лет назад. Сегодня день ВМС  праздник не только для моряков, морских пехотинцев, матросов береговой охраны, морских летчиков, вместе с ними моряков всех поколений славят все граждане России.

История военного флота России

Для России, омываемой двумя океанами и множеством морей, территория которой пронизана водными артериями рек, торговые и военные суда всегда были жизненно необходимы. Еще в Древней Руси был открыт водный торговый путь «из варяг в греки», плавали по Волге и Каспийскому морю купеческие караваны под охраной стрельцов, для торговли с Восточными странами, о чем свидетельствует «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Но нельзя забывать ладьи княжеских дружин, двигающихся по  рекам и осваивающих новые территории, морские походы к стенам Царьграда и завоевание Сибири Ермаком, передвигавшимся с казацким войском по рекам на стругах, оснащенных пушками.

Герб с якорями

До воцарения Петра I, боевые корабли закладывались во время правления Ивана Грозного, но Смутное время безцарствия прервало этот важнейший процесс развития государства. Документально подтверждено, что в ходе очередной русско-шведской войны 1656-1658 гг. была одержана первая победа существующего на тот момент русского флота. Это были небольшие корабли, больше приспособленные для переброски сухопутных войск, можно сказать, что это был первый спецназ ВМС, при пушечной поддержке с воды.

Настоящая официальная история военного флота России началась с молодого Петра, который, благодаря иноземцам, состоящим на царской службе, «заболел» морем и понял его значение для могущества Московского царства. Петр Великий задумал великую цель – выйти к Черному и Балтийскому морям, а для этого был нужен настоящий боевой флот, и в 1696 г., под давлением молодого царя, боярская Дума указала: «Морским судам быть». Это и можно назвать днем рождения военного флота, а в 1997 году было создано Адмиралтейство и заложены первые корабельные верфи в верховьях Дона под Воронежем. Место строительства кораблей было обусловлено тем, что шла русско-турецкая война, и требовалось взятие Азова, построенного в устье реки. Снабжаемая по морю оружием и припасами крепость могла держаться длительное время, и только спустившись по реке, флотилия русских кораблей смогла блокировать турецкую крепость со стороны моря, обстреливать ее из пушек и тем помочь взятию Азова.

После взятия шведских крепостей на Балтике, Россия вышла к морю, царь Петр заложил город Санкт-Петербург в устье Невы и Адмиралтейские верфи, на которых началось строительство кораблей Балтийского флота. Титаническими усилиями Петра Великого, его соратников и простого черного люда, было «прорублено окно в Европу», а юная Империя Российская вышла в Черное и Балтийское моря и закрепилась на них.

Создание Черноморского флота Российской Империи

Первые русские 10 кораблей, пришедшие в Азовское море с Воронежских верфей, вошли в состав Азовского флота и стали его основой. Но после подписания мирного договора с Турцией в 1711 году, Азов и Таганрог были отданы Турции и на этом история Азовского флота закончилась. Затем были годы постоянных дворцовых переворотов, изматывающего противостояния с Турцией, флот не развивался, мощь его не росла и только с воцарением Екатерины II, во второй половине XVIII века ситуация изменилась. Императрица и ее окружение хорошо понимали насколько важно иметь на Черном море свой флот на постоянной основе. После напряженной подготовки войск, Россия начала в 1771 году победоносную войну, которая завершилась в 1774 году подписанием Кючук-Кайнарджийского договора. По нему к Российской Империи отошли Азовское море с городом Азовом, Керчь в Крыму, крепость Еникале и Кинбурнская коса. Правда, получив выход в Черное море, страна столкнулась с проблемой защиты с моря берегов и городов от сильного турецкого флота.

Всесильный князь Г. А. Потемкин постоянно убеждал Екатерину, что для защиты интересов страны, на Черном море нужен мощный военный флот, а также вхождение Крыма в состав Российской Империи. Наконец, в 1782 году Императрица издала секретный рескрипт о необходимости присоединения полуострова и Потемкин начал переговоры с крымским ханом Шагин-Гиреем, которые завершились полным успехом. Уже в 1783 году хан отрекся от престола, передав себя и Крым под Российское покровительство. Через 8 лет в Яссах был подписан мирный договор, которым Османская Турция признавала Крым российской территорией навечно.

Пушка с гербом

После присоединения Крымского полуострова, морскими военными специалистами начались исследования побережья и поиск удобных бухт для базирования будущего флота. Базой Черноморского флота была выбрана Ахтиарская бухта, удобство которой первым понял мичман И. Батурин, а оценил и рекомендовал Екатерине знаменитый А. В. Суворов. Решение приняли, бухту переименовали в Севастопольскую, а для строительства черноморских кораблей, заложили верфи в устье Днепра, рядом с крепостью Херсон. Днем рождения Черноморского флота можно считать 1783 год, так в этом году был принят Рескрипт закрепляющий Крым в составе Российской империи. Этим же Указом Екатерины II герой Чесменского морского сражения вице-адмирал Ф. А. Клокачев был назначен командующим будущего флота, а князь Потемкин заслуженно стал титуловаться как князь Потемкин-Таврический.

Неутомимый фаворит руководил строительством города, военного и торгового портов, наземных построек для флотских нужд. И вот 13-го мая 1783 года в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту вошла первая эскадра из 13 линейных кораблей, во главе с первым командующим Черноморского флота вице-адмиралом Ф. А. Клюкачевым. Десятого февраля 1784 года Екатерина Великая утвердила для города имя Севастополь, а в ознаменование этого события распорядилась выбить медаль «Польза России». Окончательно официальный статус был оформлен 24 августа 1785 года Указом Екатерины об утверждении штата Черноморского флота, по которому командующим назначен был генерал-фельдмаршал князь Потемкин-Таврический, и создавалось Адмиралтейство. Выбитые на медали, выпущенной в честь нового флота, слова: «Слава России», моряки черноморцы подтвердят уже через 14 лет в сражениях с французским флотом и в Севастополе в тяжелые месяцы иностранной интервенции.

Летопись героических побед Черноморского флота

Мечты Петра Великого во второй половине XVIII воплотила в жизнь Императрица Екатерина II. Ее мудростью, верностью ближайшего окружения и мужеством российского воинства Россия присоединила Крым, вернула северное Причерноморье, Приазовье, Побережье Кубани и укрепилось в бассейне Черного моря.

Но Турция не смирялась с утратой Крыма, своего влияния и главенства Российских Военно-Морских сил на южных морях. Вскоре началась череда морских сражений, в которых ковалась слава русского оружия. Наиболее значимыми победами молодого флота стало Кинбурнское сражение, в котором с суши командовал А. В. Суворов и Керченская победа Севастопольской эскадры флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Став командующим всего флота, адмирал Ушаков провел ряд успешных морских сражений против сильных турецких флотилий, направляемых султаном для возвращения Крыма и господства на море. В летопись вошли победы при мысе Тендра в 1790 и под Килиакрией в 1791году. Эти яркие победы наряду с успехами Суворовских героев на суше, поставили жирную точку в Крымском вопросе. Черное море стало российским, и для страны открылись выходы в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданеллы.

Морское сражение

Первая треть XIX века ознаменовалась победами над французами в Средиземном море, успехами в войне с турками и присоединением земель на побережье Кавказа, освобожденных от османского владычества. За этот период произошли победные Дарданельское и Афонское сражения, произошедшие в 1807 году. В 1827 году произошло знаменитое морское сражение под Наварино, где были разгромлены турецкий и египетский флота. В эти годы, в бассейне Черного и Средиземного морей, военно-морских сил равных российским не было, а залогом силы Черноморского флота было искусство и талант флотоводцев, выучка и слаженность экипажей, исконно русское мужество и героизм.

Крымская война и оборона Севастополя

Европейские державы, и в первую очередь Британия, не могли смириться с господством России, и они подстрекали ослабленную Турцию к широкомасштабному конфликту, который вырос в Крымскую войну, где на стороне Османской империи выступила коалиция европейских государств. Самыми значительными эпизодами войны стали сражение под Синопом в 1853 году и героическая оборона Севастополя 1854-1855 годов.

В Синопской баталии российскими кораблями командовал вице-адмирал Нахимов и благодаря его воинскому таланту, а так же мужеству моряков турецкий флот был уничтожен. При обороне Севастополя на входе в Северную бухту был затоплены корабли Черноморского флота, чтобы не допустить эскадру коалиции для поддержки сухопутных войск, наступавших на город. Экипажи, сняв корабельные орудия и вооружение, вошли в состав защитников города, а оборону возглавил вице-адмирал Корнилов, смертельно раненый во время одной из бомбардировок укреплений.  После смерти Корнилова защитой руководил П. С. Нахимов, сорвавший все попытки штурма и вынудивший противника перейти к осаде.

К весне 1855 года, силы союзников в составе британско-французско-турецких войск были увеличены до 120 тысяч солдат, и командование врага готовилось к решающему штурму. Бомбардировки и штурм не сломили мужества защитников и, хотя, они оставляли отдельные позиции, взрывая пороховые погреба, укрепления и нанося контрудары, героическая оборона, длившаяся 349 дней, сорвала планы врага и измотала его, сил для ведения боевых действий не осталось и союзники вступили в мирные переговоры.

Итогом мирных переговоров стал запрет России иметь военно-морские силы в Черном море и потеря покровительства над балканскими словами. Но гибель адмиралов Корнилова, Нахимова, Истомина и тысяч защитников Севастополя была не напрасной. На унизительные условия мирного договора, уже в 1856 году была написана внешнеполитическая программа, в которой в частности, приводились знаменитые слова: «Россия не сердится, она сосредотачивается».

Развитие и гибель Императорского военного флота на Черном море

Последняя треть XIX привела к отказу от парусного флота, так как пришла эпоха паровых двигателей и бронированных военных судов. Запрет на содержание и строительства новых современных кораблей, удаленность от центров производства металла и угольных шахт создавало предпосылки для катастрофического отставания страны от других государств. После снятия в 1871 году запрета, Черноморские ВМС стали постепенно увеличиваться, но полноценного военного флота не было. Власти понимали значение для России южных морей и уже к началу XX века, был создан мощный бронированный кулак, который оказался запертым в Черном море, так проход в Средиземное море был закрыт вооруженными силами Турции с иностранной помощью.

Революции предшествовала Первая Мировая война, в которой Турция воевала на стороне Германии. Империя катилась к катастрофе, хотя, еще были морские сражения с турецким и немецким флотом, была и успешная наступательная операция на Трапезунд, по результатам которой Турция была вынуждена выйти из активных боевых действий.

После революции и подписания Брестского мира, на Украину зашли немецкие войска и в 1918 году захватили Севастополь. Меньшая часть кораблей ушла в Новороссийск, а большая часть осталась, практически сдавшись оккупационным властям. Германское правительство требовало возврата ушедших судов под угрозой наступления, и Советское правительство вынуждено было дать приказ на уничтожение судов. Корабли, оставшиеся в Севастополе, простояли под разными флагами Гражданскую войну, а потом с участниками Белого движения ушли и базировались в порту Бизерта, пока не были отправлены на металлолом. Так в 1918 году была завершена история Российского императорского Черноморского флота.

Становление Красных (Советских) морских сил

Такая ситуация не могла устраивать молодое советское правительство и уже в 1920 году были созданы Морские силы Черного и Азовского морей. Ремонтировались и достраивались крейсера, эскадренные миноносцы, другие суда и в 1927 году Военно-Морские силы на Черном море сформировались, пусть в небольшое, но мощное соединение. За предвоенные годы в состав флота вошло более 500 единиц кораблей всех классов и сотни самолетов морской авиации, а так же Дунайская и Азовская флотилии.

С началом Великой Отечественной войны, моряки Черноморского флота участвовали в обороне Одессы, Крыма, Севастополя, Керчи, Новороссийска и побережья Кавказа. Много книг написано о подвигах советских моряков и отдельных кораблей. Только под Севастополем за 8 месяцев непрерывных боев немцы потеряли более 300 тысяч солдат убитыми и ранеными. Великий подвиг народа, армии, воздушного и военно-морского флота помог сначала остановить, а потом, погнать и уничтожить врага в его логове. Моряки черноморцы героически проявили себя в обороне Новороссийска, Керченской десантной операции, других сражениях и, главное, в Крымской операции 1944 года, которая привела к освобождению полуострова.

Черноморский флот понес огромные потери в живой силе и кораблях, но в его истории и народной памяти навечно сохранятся 24 десантных операции, 835 потопленных кораблей и транспортов, 539 судов выведенных из строя.

Черноморский флот после возвращения Крыма в РФ

После завершения Второй Мировой войны, бывшие союзники быстро превратились в противников, и началось активное перевооружение всех родов войск, в том числе и ВМС. Америка, используя свое географическое положение, упор сделала на строительство авианосцев, подводных лодок и боевых кораблей с ядерным оружием. Наше правительство и военное командование взяли курс на защиту от внезапного ядерного удара и возможность нанесения ответного сокрушительного удара баллистическими ракетами. Мы начали строить подводные ракетоносцы, большая часть которых функционировало от атомных реакторных установок, позволяющих многомесячные автономные дежурства во всех уголках мирового океана.

Обновленный и хорошо вооруженный Черноморский флот вышел на боевое дежурство в Средиземное море, Атлантический и Индийский океаны и стал представлять мощную силу. Почти сто боевых кораблей выходили в дальние походы, совершенствуя выучку экипажей и укрепляя свое присутствие на Южноевропейском военном направлении. Развал СССР и раздел Черноморского флота с Украиной, не повлиял на его боеспособность, а Россия сохранила военно-морскую базу в Севастополе, одновременно совершенствуя базу флота в Новороссийске. После деградации 90-х годов, ослабившей Вооруженные силы Российской Федерации, последние годы идет их модернизация и перевооружение. В результате возвращения Крыма и Севастополя в Россию, потребовалось значительное укрепление базирующегося здесь флота. В состав подводных сил поступают новейшие подводные крейсеры, надводные корабли с ракетами разного класса. Совершенствуется выучка и вооружение морской пехоты, силы береговой охраны усиливаются ракетными комплексами наземного базирования, а морская авиация пополняется новейшими самолетами. Тыловые службы обеспечивают материально-техническое  снабжение в достаточных объемах, постоянно улучшают бытовые условия моряков и их семей.

Черноморские Военно-морские силы достойно несут службу по защите юго-западных рубежей Родины и интересов государства на всех морях и океанах.