ВМС

ВМС — Военно-Морские силы России

Формирование ВМС России

Военно-Морской флот РФ достойный преемник и продолжатель традиций ВМС Советского Союза, императорского флота, созданного Петром Великим и лучших флотоводцев. Отсчет истории нашего флота ведется 350 лет, за которые он отметился великими победами и памятными сражениями, когда вражеские корабли и эскадры спускали штандарты перед силой русского оружия. Но и в предшествующие века ладьи славянских князей подходили к стенам Константинополя, новгородские дружины воевали на Ладоге, а шитики и струги Ивана Грозного осаждали с моря шведские крепости.

Зачем России понадобился военный флот

В число задач и обязанностей Военно-Морского флота входит защита морских рубежей, прибрежных инфраструктурных объектов, окружающих вод, суверенных экономических зон и интересов страны на международных торговых путях. А кроме этого, защита всеми средствами государственных интересов от нападения вероятного противника на дальних подступах. У обновленного флота Российской Федерации есть все возможности, подкрепляемые боевой мощью и высокопрофессиональными моряками выполнять сложнейшие боевые задачи, тем более что наш Военно-Морские силы государства уверенно занимают вторые позиции, по глобальному рейтингу, уступая только ВМФ США. А если учитывать оборонную стратегию Верховного главнокомандования и Генерального Штаба, наши силы, возможности и слаженность всех родов войск, обеспечивает стопроцентную территориальную неприкосновенность страны.

Герб с якорями
Герб ВМС России

Подводные ракетоносцы, базирующиеся на флотах ВМС РФ, оснащены межконтинентальным баллистическим ракетным оружием, входят в ядерную триаду и представляют один из компонентов противоракетного щита. После развала СССР военный флот понес огромные не боевые потери, а оставшиеся корабли, построенные в советское время, устарели морально. Последние годы, благодаря энергии Президента и усилиям Министерства Обороны под руководством С. К. Шойгу, боевые составляющие всех соединений проходят модернизацию. Кораблестроители пополняют современными судами военно-морские силы, и корабельные вымпелы регулярно поднимаются над новыми кораблями на всех флотах.

С 21 июля 1992 года, Андреевский флаг официальный штандарт, овеянный славными победами моряков в крупнейших сражениях. Сегодня сохранилась традиция, закрепленная решением партийного руководства в 1939 году, и день ВМС торжественно празднуется в июле.

Этапы создания структуры флота

В XVII-XVIII веках Россия активно расширяла территории. Русские первопроходцы заложили Архангельск на Северной Двине, впадающей Белом море, а по нему в Северный Ледовитый океан. Продвижение на восход солнца завершилось освоением Сибири и выходом на берега Тихого океана.  Начатое Петром Великим дело всей его жизни, означавшее выход на просторы Черного и Балтийского морей, а так же создание мощных флотов, довершила во второй половине XVIII-го века Екатерина. Двуглавый орел утвердил свое владычество на Балтике, Черном море, в Северном Ледовитом океане и было положено начало становлению флота на Тихом Океане.

Россия занимает огромные территории в Евразии, длина наших морских границ с прибрежными территориями исчисляется десятком тысяч километров. Для того чтобы надежно защищать береговые пространства и территориальные воды страны, нужны мощные, современные и технически конкурентные военно-морские силы. В прибрежных водах и на шельфе расположены огромные запасы природных богатств и все эти пространства входят в сферу экономических интересов страны, поэтому требуют охраны от любых агрессивных посягательств иностранных государств и попыток иностранной интервенции.

Пётр великий на корабле

Еще в XIX веке американский адмирал Альфред Мэхен писал, о том, что мощный флот уже только своим существованием становится убедительным аргументом в мировой политике. А Россия своим расположением на континентах Европы и Азии, обязана быть мощнейшей державой, каковой ее представляли Петр и Екатерина Великие, боевые адмиралы и матросы, погибавшие за ее честь, главкомы Императорского флота, и командование Военно-Морских сил Советского Союза.

Тяжелый путь становления российского флота, свидетельствует о полном понимании личным составом главной цели – защиты морских рубежей Родины, в противовес амбициям морских соединений Запада.

  1. Победы в многолетних битвах со шведами, основание Санкт-Петербурга и Адмиралтейских верфей сделало молодую столицу России и крепость Кронштадт базой Балтийского флота.
  2. Почти полвека русско-турецких войн во времена Екатерины, привели к присоединению всего Северного Причерноморья и принятию в подданство Крымского ханства, что вызывало необходимость постоянного присутствия на Черном море. Строительство в Балаклавской бухте города-порта Севастополя, сделало его военно-морской базой Черноморского флота.
  3. Освоение суровых северных морских просторов привело к созданию базы Северного флота сначала в Архангельске, а после основания Мурманска, флот стал базироваться в удобных для этого бухтах. В Североморске расположена база атомных подводных лодок с ядерным оружием.
  4. Первым портом базирования молодого броненосного флота на Тихом океане был Порт-Артур, но после поражения под Цусимой, приведшего к уничтожению японцами самых боеспособных кораблей, новой базой стал Владивосток, а базой подводников – Камчатка.
  5. В разные периоды истории, в России создавались флотилии: Азовская, Ладожская, Волжская, но в наше время сохранилась и занимает достойное место Каспийская флотилия, укомплектованная кораблями, вооружение которых составляют ракеты «Калибр».

Табель о рангах

Среди российских граждан любовь к армии и флоту сохраняется не один век, и даже в сказках, русский воин всегда положительный герой. И раньше, и сегодня, для жителей достаточно видеть морскую форму, якоря на петлицах или погонах, чтобы проявить свое дружеское отношение к морякам любого звания. Но на самих флотах и в структуре Военно-Морских сил, четкое деление военнослужащих по званиям, главное условие соблюдения дисциплины и воинской субординации. На этом держится любое воинское подразделение, и не зря император Петр озаботился этим, и под его контролем был составлен табель о рангах для Военно-Морского флота Российской империи.

Табель о рангах

Табели о рангах и званиях корректировались, вносились или убирались отдельные звания, но он сохранялся в царской России и перешел в структуры флота СССР. До революции в табеле о рангах военные и гражданские звания были привязаны друг к другу, например, чин мичмана был равнозначен гражданскому чину коллежского регистратора и они относились к XIV рангу. Все служащие были заинтересованы в безупречном исполнении обязанностей, так как повышение по служебной лестнице приносило наборы льгот.

Звания на флоте во времена СССР

Руководство Красного флота разработало свои, соответствующие духу времени звания, но в Великую Отечественную войну были возвращены погоны и большинство морских званий. Современная Россия такое ранжирование сохранила, и сейчас флотские звания делятся на группы:

  1. Молодые люди, служащие по призыву или контракту получают звание матроса, старшего матроса, старшины первой, второй статьи, главного старшины, главного корабельного старшины, мичмана и старшего мичмана.
  2. Попасть на корабль или флотский экипаж в ранге младшего офицера можно только после окончания училища и поступить на профильную должность в звании лейтенанта. Потолок для младшего офицера – капитан-лейтенант.
  3. К старшему офицерскому составу относятся капитаны первого, второго и третьего ранга, им, благодаря образованию и опыту, доверяется командование различными корабельными экипажами.
  4. Высший офицерский состав – это контр-, вице-адмиралы, адмиралы и адмиралы флота, они командуют эскадрами, флотскими соединениями и флотами.

На важнейших постах в Военно-Морском флоте России по сегодняшний день служат высшие командиры, начинавшие службу в СССР, своим присутствием они привносят на флот все лучшие традиции и опыт советских моряков-победителей. Для сохранения этих славных традиций были оставлены все звания от матроса до адмиралов, что подтверждает преемственность флота всех периодов его существования и развития.

Строительство кораблей и военных верфей

История российского судостроения отсчитывается с указа царя Алексея Михайловича о строительстве корабля «Орел», который был издан 29 июня 1667 года. Теперь, постановлением правительства этот день определен, как профессиональный праздник и назван «Днем кораблестроителя». Сегодня, через 350 лет, наши корабелы создали самый большой в мире подводный атомный крейсер и самый мощный атомный ледокол.

Корабль орел

Старейшие в России Адмиралтейские верфи, стапеля которых были заложены под Санкт-Петербургом еще Петром Великим, уже больше трехсот лет спускают на воду самые лучшие военные корабли. Здесь много лет строят подводные лодки неатомных проектов, крейсера, эсминцы и линкоры.

Военным и гражданским судостроением занимается Северная (бывшая Путиловская) верфь, основанная в 1912 году. На крупнейшем в стране заводе строятся военные надводные корабли, а так же суда по специальным заказам. Верфь и сегодня остается ведущим оборонным заводом в Северо-Западном регионе.

Балтийский судостроительный завод, со стапелем длиной 350 метров, строит тяжелые ледоколы и вспомогательные корабли ледового класса для ВМФ РФ.

Крупнейшим судоремонтным предприятием является Кронштадтский морской завод, на котором уже больше ста пятидесяти лет ремонтируются и перевооружаются боевые корабли любых классов, приписанные к Балтийскому флоту.

Там же, на Балтике работают Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» и судоремонтный завод в Балтийске, на их стапелях строятся корабли водоизмещением до 12 000 тонн и модернизируются действующие суда. Достоинство этих заводов в том, что их гавани не замерзают и работы могут вестись круглый год.

Крупнейшее судостроительное объединение на Востоке страны – Амурский судостроительный завод, построенный в советское время в Комсомольске-на-Амуре. Мощности завода позволяют строить в утепленных эллингах суда надводного и подводного типа с ядерными установками, а так же, плавсредства водоизмещением до 25 000 тонн для военных и гражданских нужд.

Отдельное место в российском судостроении занимает завод «Севмаш». Это уникальное объединение создает самые мощные атомные подводные лодки с передовыми характеристиками и оснащенные межконтинентальными ядерными ракетами. Кроме этого, на Севмаше модернизируются подводные крейсера и надводные корабли с атомными энергоустановками, утилизируются устаревшие или пережившие аварии суда.

Структурное взаимодействие ведомств

  • В структуру ВМС России входят 4 флота: Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Каспийская флотилия.
  • В их состав включены: надводные, подводные силы, морская авиация, морская пехота, подразделения ПВО, спецназ ВМС, береговая охрана.
  • К флоту приписаны специальные подразделения разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные и радиационно-химической защиты.
  • Материально-техническое снабжение обеспечивают тыловые и технические службы, гидрографы, спасатели поисковики, метеорологи.

Все эти подразделения и службы работают под единым управлением штабов флота, которые ставят боевые задачи и координируют их выполнение. Отдельные структуры обеспечивают защиту всеми средствами баз, портов, приморских городов, объектов материально-технического и военного снабжения. Только полое взаимодействие всех штабов флота и вспомогательных служб превращает российский Военно-Морской флот в несокрушимую силу, обеспечивающую суверенитет и защиту интересов России.