Эскадренный Миноносец типа «Быстрый» проекта №7

Эскадренный Миноносец типа «Быстрый» проекта №7 — 1936 год

Миноносец «Быстрый» проекта 7

Эскадренный миноносец «Быстрый» являлся наглядным примером продукта «Союзверфи» Советского Союза. Эсминец стал одиннадцатым боевым кораблем проекта номер «7» и был сдан в эксплуатацию в Черноморский Флот.

История

После Первой Мировой Войны страны-участницы старались восполнить свой утраченный военный потенциал. Одним из направлений стал Военно-Морской Флот, который еще со времен Алфреда Мэхена является одним из предопределяющих факторов в получение глобальной мощи.

Помимо авианосцев, крейсеров и линкоров особую тенденцию получили эскадренные миноносцы. Великобританские эсминцы типа «V» и «W»; Японские «Хацухару» и «Фубуку»; Американские «Портер», «Мэхэн», «Бэнсон» и «Гридлей»; Французские «Ягуар» и «Ла Фантаск»; Итальянский «Маэстралле»; Германские  «Тип 1934» и «Тип 1936» — является основными представителями зарубежных современных эскадренных миноносцев в период 1920-1930 годов.

эскадренный миноносец свободный

Предпосылки к созданию

Советский Союз также не хотел отставать от своих европейских и азиатских соседей. На начало 1930-ых годов  на эксплуатации Военно-Морского Флота Рабоче-Крестьянской Красной Армии находилось всего 17 эсминцев типа «Новик» (12 кораблей находились в Балтийском море, остальные 5 — в Черном море), оставшиеся еще со времен Первой Мировой Войны. Более того эскадренные миноносцы типа «Новик» не отвечали нужным характеристикам того времени и не могли представлять интересы Советского Союза Социалистических Республик. Вследствии чего Командование Военно-Морских Сил РККА совместно с «Союзверфью» и Советом Труда и Обороны СССР приняли постановление о постройке 50 эсминцев нового типа. Новым типом эскадренных миноносцев стал проект номер «7» (или как его знают тип «Гневный»). Со временем появилась модернизированная версия эсминца «7У» (или как его по другому тип «Сторожевой»).

Модель миноносца Новик
Новик

Великая Отечественная Война

На момент начало Великой Отечественной Войны в составе Советского Военно-Морского Флота находилось 22 эскадренного миноносца проекта номер «7». Остальные 25 эсминцев хоть и были заложены еще в 1935-1936 годах по тем или иным причинам не были сданы в эксплуатацию подрядчиками (верфями). Все эсминцы проекта номер «7» и его модернизированной версии «7У» были разделены на 4 флота:

  1. Балтийский Флот;
  2. Черноморский Флот;
  3. Северный Флот;
  4. Тихоокеанский Флот.

Однако в связи со стратегическими задачами эсминцы играли роль в первых двух флотах.

Балтийский Флот

В состав Балтийского флота входил один отряд легких сил и одна эскадра, состоявшие из эскадренных миноносцев проекта номер «7» и «7У», а также других кораблей разного класса. Эсминцы «Сторожевой», «Славный», «Стойкий», «Сердитый», «Суровый», «Сильный» входили в этот список (по завершению строительства дополнялись новыми «семерками»). Несмотря на то, что в основном все эти боевые судна были выведены из строя фашистскими силами, некоторые из них добились реальных успехов в достижение победы Красной Армии.

Так например эскадренный миноносец «Славный» в общем смог преодолеть 3 700 морских миль и произвести артиллерийский запал в количестве около 2 000 снарядов из основных и зенитных орудий. Другим примером является эсминец «Стойкий», который прошел более 7 500 морских миль. Более того последний не только наносил удары (более 1 500 снарядов) по вражеским единицам, а успешно использовал мины (около 300 единиц), глубинные бомбы (около 130 единиц) и перевез более 1 500 военнослужащих. «Сильный» и «Сердитый» участвовали непосредственно в морском сражении против немецкой корабельной группы и добились успеха в нем. Эсминец «Суровый» же участвовал в другом морском бою в Рижском заливе, где так же как и его собратья «Сильный» и «Сердитый» добился успеха.

Эсминцы проекта 7 в Балтийском море

Черноморский Флот

Состав Черноморского флота состоял из двух дивизионов, но только в одном были эсминцы проекта номер «7» и «7У». В составе второго дивизиона входили эскадренные миноносцы «Быстрый», «Свободный», «Смышленый», «Сообразительный», «Способный» (со временем ряды дополнялись новыми эсминцами проекта номер «7» и «7У»). Основной задачей флота была защита Одессы и Севастополя. Более того в последующий года флот производил поддержку десантных операций в Феодосии.

Легендой Черноморского Флота является эсминец проекта номер «7» — «Сообразительный». Последний прошел всю войну не получив ни одного существенного ранение и потеряв всего 5 человек экипажа. В общем «Сообразительный» прошел более 60 000 морских миль (выйдя в 218 боевых заданий). За 4 года эсминец произвел почти 3 000 артиллерийских залпа, перевез около 15 000 военнослужащих, сбил 5 фашистских бомбардировщиков и отбуксировал более 50 единиц корабельной техники. Более того боевое судно и весь его экипаж был удостоен «Гвардейского» звание за отличные успехи в Феодосийской Десантной операции в 1941-ом году. Как говорили специалисты того времени основным успехом «Сообразительного» является синхронность командира корабля – капитана 1 ранга Н. Басистого и подчиненного ему экипажа эсминца – легенды.

Эсминцы проекта 7 на Черном море

Послевоенное Время

После окончание Второй Мировой Войны большинство эсминцев проекта номер «7» и «7У» были списаны со строя. На их место пришли новые и более современные на то время эскадренные миноносцы проекта номер «30 бис». Основной причиной является военно-технологический прогресс за период Великой Отечественной Войны. Новые эсминцы являлись были полностью автоматизированы и укомплектованы новейшими установками вроде радара, сонара и т.п.

История создания эсминцев проекта номер «7»

В связи с новыми амбициями страны Командование Военно-Морских Сил РККА нуждался в обновление устарелого флота. Первые работы над новым типом эсминцев начался в конце 1920-ых годов, но в связи с финансовыми трудностями процесс стоял на месте. Только в начале 1930-ых годов был создан Центральное Конструкторское Судостроительное Бюро, которые отвечало за проектирование новых эсминцев. Основными требованиями к бюро являлись:

  1. Постройка эскадренных миноносцев должна была быть не дорогой и быстрой;
  2. Новые эсминцы должны были быть не хуже своих «собратьев» из других стран.

Основными ответственными лицами за проектировку стали В. Никитин (руководитель проекта) и П.Трахтенберг (исполнитель проекта). Центральное Бюро решило обратиться за помощью к Итальянским верфям за помощью в создание нового типа эсминца. На это было две причины:

  1. Итальянские эскадренные миноносцы типа «Маэстрале» (построенные судостроительной компанией «Ансальдо») вызывали положительные отзывы у Советского руководства;
  2. Дружественные отношения между Советским Союзом и Италией.
Маэстрале 1942
Маэстрале 1942

Кораблестроительная компания «Ансальдо» с удовольствием приняла предложение ЦКСБ и решила помочь нашим инженерам. В связи с таким поворотом событий был предрешен силуэт и проект корпуса нового эсминца. Делегация состоявшая из членов «Союзверфи» и Командование ВМФ РККА отправилась в Италию. Компания «Ансальдо» предоставила всю нужную документацию и чертежи, а также дала доступ советским инженерам к верфи.

После трех месяцев совместной работы советско-итальянских инженеров осенью того же года Главный Революционерный Военный Совет принял модель нового эсминца. По своим особенностям проект номер «7» должен был иметь водоизмещение – около 1 300 тонн, максимальную скорость – 40 узлов и максимальную дальность хода -1 800 морских миль. На вооружение эсминца планировалось поставить 4 артиллерийских пушки 130 мм и 3 зенитных орудия 76мм, а также 2-х торпедных аппаратов 533мм. Более того в общем виде был спроектирован под итальянский лад – эсминец имел линейную главную энергетическую установку и однотрубный корпус.

Выбор оптимальной конфигурации

В связи с непостижимостью желаний командование и реальностью возможностей страны, проект был пересмотрен и переделан. Во первых уровень технологии и нехватка нужной техники заставило ЦКСБ отойти от итальянского прототипа. Во вторых желание построить более мощное, но с меньшим водоизмещением боевое судно — привело инженеров в тупик.

Окончательный эскиз нового судна был утвержден и подписан Советом Труда и Обороны в 1934-ом году. Технические данные судна должны были выглядеть так: водоизмещение – от 1430т до 1750 т; длина – 112 м; ширина – 10,2 м; максимальная скорость – 38 узлов; персонал – 170 человек; вооружение – 4 артиллерийских пушки 130 мм, 2 зенитки 76 мм и 2 трехтрубного торпедного орудия. Нужно отметить важный факт – на тот момент многого из орудий и техники существовало только в планах инженеров, а планировка кораблей не имела никакого запасного водоизмещение.

Постройка и испытания

Строительство эсминцев проекта номер «7» была разделена между 4 основными и 2 вспомогательными верфями страны.

Основными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №189 им. Жданова;
  • Судостроительный завод №190 им. Орджоникидзе;
  • Судостроительный завод №198 им. Марти;
  • Судостроительный завод №200 им. 61 Коммунара.

Вспомогательными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №199;
  • Судостроительный завод №202;

Основной задачей которых являлась собирать готовые части эсминца на берегах Тихого океана.

Строительство началось в 1935-ом году, в последующий год были заложены практически все остальные эсминцы. Однако несмотря на то, что в начале компании все шло по графику, со временем строительство потеряла свой ход. Основными причинами являлась нехватка инфраструктуры и кадров страны. Впоследствии чего в 1936-м году было достроено только 6 эсминцев проекта номер «7».

Однако переломным моментом в строительства советских эсминцев стал инцидент случившийся у берегов Испании. В начале 1937-го английский эсминец «Хантэр» был уполномочен за мирным контролем действий двух сторон испанской гражданской войны (республиканцы и франкисты). Ранним весенним утром того же года «Хантэр» нашел на мину, которая сразу же вывела из строя главную энергетическую установку корабля. Инцидент произвел огромнейшее влияние на проект номер «7» т.к. боевой корабль «Хантэр» так же как и «семерки» имел линейную энергетическую установку. Несмотря на то, что по европейским стандартам «Хантэр» был признан довольно живучим боевым судном, Советский Союз решил изменить конструкцию корабля. Ответственные конструкторы – В.Бжезинский, П. Трахтенберг и В. Римский-Корсаков были сосланы в Сибирь за халатное отношение к делу. В конце концов приняли решение сделать модификацию корабля. Основной задачей было изменить структуру главной энергетической установки. Модифицированной версией стал тип «7У» (проект номер «7» усовершенствованный). «7У» был модернизирован в течение месяца инженером О. Якобом.

Первое судно проекта номер «7» — «Бодрый» был спущен в воду в 1938-ом году. Однако из-за того что он не набрал планового скоростного режима, судно было возвращено на верфь. Вследствии этого первым эсминцем пройденный испытания и вошедший в эксплуатацию стал «Гневный».

миноносец Гневный
миноносец «Гневный»

В общей сложности было построено 29 эсминцев проекта номер «7» и 18 эсминцев проекта номер «7У». Оставшиеся 6 корпусов было решено разделить на модули и использовать в качестве запасных частей. Эсминец «Решительный», чем командовал будущий Главнокомандующий ВМС Советского Союза С. Горшков затонул при спуске на воду в штормовую погоду и, следовательно не был взят в строй военно-морского флота.

Конструкция эсминца «Быстрый»

Силуэт проекта номер «7» был однотрубным, довольно длинным и не совсем широким. Имея отношение длины к ширине 11:1 и высокую скорость маневренность корабля была довольно низкой.

Сам корпус корабля был сделан из маломарганцевистой стали, что повлияло на живучесть корабля. Дело в том что маломарганцевистая сталь отличается высокой твердостью с одной стороны, но с другой стороны она очень легко поддается треску. Даже от ударов полученных при швартовке корабля к порту, эсминцы порой получали трещины. Надпалубные сооружения были сделаны из обычной стали.

ЭУ Корабля

Проект номер «7» имел линейную энергетическую установку. Если быть точнее котлы кораблей находились в одном длинном отсеке в однолинейном порядке. Основной причиной выбора линейного вида ГЭУ было экономичность. Однако в модернизированных «7У» ГЭУ была изменена. В последних ГЭУ находилась в разных отсеках корабля, что в свою очередь увеличело живучесть корабля.

Вооружение Корабля

На вооружение эскадренного миноносца находилось: основное орудие, зенитное вооружение, торпедное вооружение и противолодочное оружие.

Основное Орудие

Основным артиллерийским орудием были 4 пушки 130 мм. Сами орудия были производства завода «Большевик». Скорость снаряда достигала 900 м/с, а дальность снарядов была около 30 км. В общем на каждое орудие было предназначено 150 снарядов разного предназначение с весом 33,7 кг.

Зенитное Вооружение

В качестве зенитного вооружения эсминец имел два орудия класса «34-К» с 76 мм.

Торпедное Вооружение

Два 3-х трубных торпедных аппарата класса «39-Ю» были частью вооружение эсминца. Торпеды имели дальность 4 км и скорость в 12 м/с.

Трехтрубный торпедный аппарат

Противолодочное Вооружение

На борту эсминца проекта номер «7» находилось от 60 до 65 мин (в зависимости от класса мин). Стандартное вооружение состояло из:

  1. 25 единиц глубинных мин;
  2. 10 единиц больших мин;
  3. 15 единиц малых мин.

Тактико-технические характеристики

Последние данные эсминцев были таковы:

  1. Водоизмещение – от 1500 до 2180 тонн;
  2. Осадка корпуса – 3,8 м;
  3. Скорость хода – 38 узлов (максимальная) и 19 узлов (экономическая);
  4. Мореходность – 7 баллов;
  5. Автономность – 10 суток;
  6. Длина – 112 м;
  7. Ширина – 10,2 м.

Оценка Проекта

Эсминцы «Гневный» (проект номер «7») и «Сторожевой» (проект номер «7У») являются самым масштабным серийным боевым судном в истории советского и российского флота. Безусловно 47 построенных эсминцев должны были сыграть важнейшую роль в исходе Великой Отечественной Войны. Однако в связи с тем, что все эсминцы были разделены на 4 флота мощь такого серийного судостроение была рассеяна и не смогла проявить себя.

Другим важным фактором является увеличение расходов СССР на морскую промышленность. Если 1935-ом году расходы страны составляли 4.6 млр. рублей, то в 1941-ом году это цифра составила 12,8 млр. рублей.

Несмотря на масштабную серийную постройку эсминцев и увеличение расходов, выделяемых на флот, Советский Союз не смог правильно использовать свою морскую мощь (разделив флот на части). Впоследствии чего СССР не смог стать морской державой в послевоенное время.