Эскадренный миноносец типа

Эскадренный миноносец типа «Новик» — 1910 год

Эскадренный миноносец типа Новик

Эсминцами, выпущенными впервые не поодиночке, а серией для флота России при Императоре, являются эскадренные миноносцы типа «Новик». Их особенностью и отличием были силовые установки в виде паровой турбины. Корабли имели шесть разных вариаций. Строительство происходило по три серии, которые делились на подвиды. Первая серия: «Дерзкий», «Орфей», «Счастливый». Вторая серия: «Лейтенант Ильин», «Гавриил», «Гогланд», эсминец «Изяслав». Третья серия: «Фидониси», куда входил эсминец «Керчь».

миноносец тип новик

Предпосылки создания серии

Необходимость построения кораблей обусловлена многочисленными потерями, понесенными ВМФ после войны между Российской и Японской империями. Морское ведомство востребовало кредит на строительство. Деньги были собраны комитетом по ВМС на добровольные пожертвования. Когда комитет завершил денежные операции с заводами по строению кораблей, в наличии осталась крупная сумма средств. Ее решили использовать для постройки суден нового образца, которые являются более современными. Вице-адмиралу Рождественскому и комиссии под его командованием было доверено определить тип минного судна, который будет эксплуатировать российский императорский флот ВМС.

Однако мнения комиссии относительно этого вопроса были совершенно противоположные: часть участников высказывала о необходимости постройки минных крейсеров с высокой скоростью хода и усиленной артиллерией, другие же говорили о необходимости маленьких миноносцев для обороны прибрежной части. В результате собрания были разработаны идеальные параметры судна: скорость равнялась 30 узлам, вооружение от 2 до 6 длинноствольных орудий, имеющих различный диаметр с различным запасом которое дополнено пулеметами и торпедами.

эсминец тип новик

Период великой отечественной войны

Как известно, июнь 1941 года является началом самой тяжелой для России ВОВ. Планы фашистов заключались в захвате российских баз около моря в Петербурге. На борьбу с вражеской Германией вступили эсминцы типа «новик. Все корабли погибли в основном из-за атак фашистских самолетов или вражеских минных установок в самом начале ВОВ.

Вражеские войска планировали сначала захватить корабли, находящиеся на ремонте, поэтому первые приняли удар части, находящиеся в Либаве. Там же находился и легендарный эсминец « Ленин». Экипаж эсминца проявил невероятную смелость в боях на суше. Тогда Афанасьев, командующий судном, приказал уничтожить корабль. Тогда по его приказу сняли все оружие для последующего затопления рядом с судном. Все секретные документы были сожжены. Ночью все было уничтожено взрывом.

Чтобы закрыть Ленинград со стороны моря были созданы минные и артиллерийские позиции. Участие приняли «Новики» — «Яков Свердлов», «Артем», «Карл Маркс», «Володарский».

Модификация Лейтенант Ильин
2я серия модификация типа «Новик» — эскадренный миноносец «Лейтенант Ильин»

В конце первого месяца лета судна прибыли в Таллинн. Миноносцы устанавливали мины в Финском заливе, подвергаясь безуспешным ударам с воздуха.

Тем временем вражеские войска создали угрозу артиллерийской позиции в Финском заливе. Тогда такую позицию создали в восточной части залива. Отряд кораблей сутками устанавливали мины в течение месяца. Дела противника в результате осложнились.

«Энгельс» находился рядом баржей «Спиноза», принимая топливо. 7 августа сигнальщиками были обнаружена вражеская авиация, пролетающая довольно высоко. Самолеты, зайдя с левого и правого бортов, пикировали по одному. После набора скорости 12 узлов боевая рубка и ходовой мостик, находящиеся на полубаке моментально пошли вниз. Бомбы весом в 250 килограмм нанесли непоправимые повреждения судну и барже, которая начала тонуть. Корпус корабля был сильно поврежден.

Положение Эстонии в период войны было тяжелым, и бои длились около тридцати дней за столицу. После того, как фашисты приблизились к окраине города, корабли начали перемещаться в Кронштадт. Судна передвигались в сторону Петербурга, над которым нависла серьезная угроза.

В Таллиннском переходе приняло участие более 200 судов, которым необходимо было преодолеть около трехсот километров. Переход транспорта обеспечивался благодаря корабельному флоту, разделенному на три отряда:

  • Глава с адмиралом В.Ф. Трубица;
  • Прикрытие с Пантелеевым Ю.А.;
  • Арьергард с Ю.Ф. Раллем.

Угрозу передвижению представляли установленные мины. Эсминец «Яков Свердлов» двигался в охранении судна «Киров», прямо перед которым подорвался «Гордый», через некоторое время взорвался «Яков Свердлов», «Калинин». Военный корабль переломился пополам, но чудом удержался на плаву около часа, в который с него были эвакуированы все находившиеся на борту. Следующим подорвался на мире «Артем». На этом знаменитые эскадренные миноносцы новики завершили свой путь, потерпев огромные утраты в Таллиннском прорыве, но лишь благодаря им основные силы флота сохранились и продолжили свой путь. Легендарным суднам установлены памятники и монументы.

История создания

Путиловский завод

Началось все с того, что комитет направил российским и заграничным заводам сообщить о цене и сроках строительства минного крейсера с высокой скоростью более тридцати узлов, имеющего хорошее вооружение.

Немногие заводы хотели браться за проект с последующей сборкой, не имея гарантий для получения основного заказа. В результате был объявлен конкурс на проект миноносца, победитель мог заняться заказом и иметь гарантию получения вознаграждения. Итоги состязаний были объявлены в январе 1909 года. Проектов оказалось четыре, и во всех предлагалось применить турбины системы Парсонса. Лучшим оказалась в итоге разработка Путиловского завода.

После проведения собрания комитета и заключения договора о постройке крейсера, имеющего скорость 66 км/час, или 36 узлов, заказ был передан заводу. Котлы и турбины, которые разработали иностранные заводы, можно было заказать, это строго прописывалось в договоре. Испытание должны были проводиться после двух лет и четырех месяцев с момента заключения и подписания бумаг.

Выбор оптимальной конфигурации

Тип Новик

Основным достижением при разработке корпуса новика было одновременное уменьшение веса корпуса и увеличение веса механизмов. Благодаря небольшой массе корпуса появилась возможность поставить турбины с большим весом и котлы, нагревающиеся быстро за счет большой площади нагрева.

Чтобы новик был непотопляемым, корпус разделили на отдельные отсеки переборками, препятствующими попаданию воды.

В конструкции использовали судостроительную сталь самого наилучшего качества, которая сохраняла свою форму при воздействии момента изгибания на волне.

Расположение всех помещений в целом также было удачным. Заднюю часть корпуса заняли котлы, турбины поместили в машинные отделения и разделили их переборкой, не пропускающей воду.

Комнаты для офицеров были расположены возле полубака на верхней палубе, общая численность кают – 8. Место для жилья команды выделили рядом с офицерами.

Постройка и испытания

Проверка эсминца на прочность состоялись в 1910 году в марте в бассейне немецкого завода. Проверке подверглась модель в масштабе 1:22. Наиболее интересующим вопросом при проверке была возможность сопротивления корпуса корабля. После испытаний был сделан ошибочный вывод, что мощности механизмов для этого недостаточно. Из-за оплошности завода строительство задержалось на двенадцать месяцев.

19.07.1910 года состоялась закладка миноносца. Церемония была очень торжественной. В конце 1910 года корабль был полностью обшит и сделана палуба. Проверка на пропускание воды состоялась в начале следующего года. Новейшему в то время судну дали название «Новик», которое раньше носил другой легендарный корабль. 8.03. 1911 года Николай 2 утвердил названия. После этого Новик был включен в императорский флот ВМС.

В этом же году летом состоялся первый спуск на воду нового судна. Празднования в этот раз не было, на второй день назначили командиров, которые могли бы контролировать монтаж и отделку устройств и механизмов.

Весной следующего года корабль все больше становился похожим на военный. В середине апреля перед очередными испытаниями произошло возгорание в отделении для котлов. Однако сроки сдачи не изменились благодаря приложенным усилиям по восстановлению Путиловского завода.

Модель эсминца Новик вид с носа

Модель эсминца Новик

Описание конструкции

Основной отличительной особенностью Новика были острые обводы. Составом корпуса являлась судостроительная сталь. Из-за значительной длины корпуса он должен быть прочным, чтобы этого достичь применялась сталь с хорошим сопротивлением. Корпус разделялся на десять частей водонепроницаемыми переборками. Благодаря этому он был непотопляемый.

Энергетическая установка и ходовые качества

Основные части механической установки были сделаны в Германии. Паровые турбины немецкого завода, сделанные из стали и чугуна, располагались по бортам и в машинном отделении. Выделение пара предоставлялось водотрубным котлам с отоплением при помощи нефти. Необходимое количество кислорода для ее сжигания подавали специальные закрытые вентиляторы.

История изменений

После того, как корабль поступил на службу российского императорского флота специалисты, занимающиеся ВМФ, разработали план по усовершенствованию эскадры. После внесенных изменений появилось несколько модификационных вариантов. Для обороны Балтики было заложено около сорока кораблей такого вида, разделенных на четыре основных типа. Первый тип судна – «Новик». Вторая модификация имела самую большую серию и насчитывала двадцать кораблей, строилась по типу судна «Лейтенант Ильин». Следующая строилась по типу «Изяслав», четвертая состояла из девяти кораблей и имела название «Гогланд».

Новейшие судна сражались в боях в Рижском заливе, приняли участие в постановке минных ограждений. Эсминцы «Гром», «Забияка», «Самсон» участвовали в страшных сражениях с немецким флотом, надвигающимся на Финский залив.

Модель миноносца Новик

Модификации

Нельзя не отметить два известных эсминца – «Гром» и «Дерзкий», построенных по судостроительной программе. Эти корабли очень похожи своими характеристиками: имеют примерно одинаковое водоизмещение, которое равняется значению больше одной тонны, длину, ширину, осадку, двигатели в виде двух паровых турбин, скорость хода, дальность плавания почти в две тысячи миль. Отличие миноносцев «Дерзкий» и «Гром» состоит в их мощности, первый имеет 30 тыс.л.с, второй всего лишь 23, 5 тыс. л.с. Их различия состоят и в экипаже, у «Грома» экипаж больше на 40 человек и составляет 150 чел. Эсминец «Гром» имеет более современное МТВ 1916 года, в то время как мины «Дерзкого», установленные на корабль – 1908 года.

Вооружение эсминцев типа «Новик»

Артиллерия состояла из 4 орудий со стволом в шестьдесят калибров, которые располагались на полубаке и около кормового моста. Само орудие состояло из трубы, скрепленной цилиндрами в трех местах, затвора и компрессора с накатником. Практически все снаряжение для атаки изготовлялось на Обуховском заводе. Запасные патроны хранились в погребах. Дистанцию до цели определяли при помощи британского дальномера, установленного на ходовом мосту. Скорость стрельбы составляла 10выс/мин, что являлось хорошим показателем для того времени. По периметру борта находились знаменитые четыре пулемета «Максим» калибра 7, 62. Их скорострельность была равна 600 выс/мин.

Пулемет максим станковой для корабля

Однако у новиков из различных серий вооружение различается. Так, например, если взять «Фидониси», «Лейтенант Ильин» и «Орфей», они имеют одинаковую артиллерию и количество мин, но различное торпедное вооружение. Так, эсминец «Фидониси» имеет два автомата, в то время как «Лейтенант Ильин» лишь один. У этих кораблей также различается и количество торпед, если у первого их 14, у второго всего 9. Можно сделать вывод, что вооружение кораблей постоянно совершенствовалось, чтобы улучшить результаты в бою.

Минно-торпедное вооружение

Русское минное вооружение на этом корабле должно было быть эффективным и иметь высокую надежность. В состав вошли торпедные аппараты, разворачиваемые полностью вокруг своей оси. Имелось ручное и дальнее управление стрельбой, что повышало боевую эффективность в разы. Скорость торпеды равнялась сорока узлам, дальность полета от одного до шести с половиной километров.

двухтрубных торпедный аппарата
Двухтрубных торпедный аппарата

Нельзя не упомянуть наличие торпеды, впервые примененной Макаровым в русско-турецкой войне, которая стала настоящей гордостью российского вооружения.

На корабле были установлены четыре двухтрубных аппарата с калибром 450 миллиметров, в которых предусматривалось хранение самих торпед. Расположены они были между первой и четвертыми трубами, а также около орудий. Чтобы была возможность погрузки торпед и подачи, разработали балки с лебедками. Несмотря на то, что при создании модификаций увеличили количество торпед в залпе в два раза, эти аппараты были одним из недостатков миноносца. Аппарат очень медленно вращался, что мешало оперативной атаке, не имел муфты для прицела, затвор для зарядки был недоработан.

Морская мина

Минное вооружение включало в себя около полусотни мин, которые можно было установить при скорости движения не выше 24 узлов. Хранились и устанавливались они с помощью специальных скатов и рельсов.

Вспомогательное оборудование

На корабле был использован руль со стальной рамкой, который был сделан с помощью современных на тот момент техник. Для управления паровыми машинами задействовали телеграфы, работающие от электричества. Разработана внутрикорабельная связь – трубы для переговоров, сигнализация и телефоны. Нельзя не отметить наличие нескольких магнитных компасов, секстана, приборов для измерения хронометража и магистраль для тушения огня в случае возникновения пожара.

Оценка проекта

В начале двадцатого века такие судна, как «Новик» считались самыми надежными и лучшими. Новейшие разработки сильно отличались от их предшественников, делая эти корабли незаменимым оружием в первой мировой войне, однако легендарный эсминец внес свой вклад в защиту страны от вражеских нападений и в период Великой Отечественной войны. Это первые в своем роде многоцелевые судна. Они имеют большую скорость, имеют высокую маневренность, отличное вооружение и во время всей своей службы успешно справлялись с такими задачами, как дозор, разведка, набег. В период Великой Отечественной войны они проявили себя как автономные судна с хорошей приспособленностью к обхождению минных застав и охраны основного морского транспорта.