Эскадренный миноносец типа «Лидер»

Эскадренный миноносец типа «Лидер» — 1937 год

Миноносцы проекта 23560

Эсминцы проекта 23560 с шифром «Лидер» – это российский проект по созданию атомных эскадренных миноносцев. Эсминец «Лидер» в перспективе будет использоваться для выполнения следующих задач:

  1. Прикрытие торговых путей;
  2. Ликвидация стратегических объектов, находящихся на берегу предполагаемого противника;
  3. Огневая поддержка десантных групп;
  4. Проведение противодесантных операций.

История

В начале XX века существовал такой подкласс торпедно-артиллерийских кораблей, как лидер эскадренных миноносцев. Он подразумевал крупный эсминец, специально созданный для нахождения в нём командира и его штаба. Корабль выделялся сравнительно большими размерами, скоростью и вооружением. В Советском Союзе им было дано название: эсминец типа «Лидер».

Предпосылки к созданию

Необходимость включения в состав ВМФ кораблей типа «Лидер» стала понятна после Первой мировой. Из-за отсутствия крейсеров было необходимо применять эсминцы для выполнения боевых задач, хотя они отставали от зарубежных образцов по характеристикам. Усугубляло ситуацию то, что Советский Союз не имел возможны построить легкие крейсеры, что и определило дальнейшую судьбу эсминцев.

Задача на создание проекта была поставлена в 1930 году. Учитывая то, что проект не имел прототипа, то работа фактически начиналась с нуля.

Было решено обратится к иностранным специалистам и 1935 год ознаменовался подписанием договора с итальянской фирмой о создании нового лидера для СССР. Закладка эсминца проводилась в Ливорно и в конце сороковых судно уже было передано советской стороне.

Ташкент
Ташкент

Новый эсминец стал именоваться «Ташкент».  В дальнейшем планировалось по итальянским чертежам построить ещё несколько корабля, но план не был осуществлён по причинам несовместимости технологий. К тому же, лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» оказался достаточно громоздким и слабо вооруженным для своего размеров, по мнению капитанов.

В 1937 году верхушка ВМС СССР выдало новое задание о создании проекта 48. Первоначально планировалось использовать наработки лидера «Ташкент» с корпусом лидера ЭМ типа «Минск», но позже проект перерос в самостоятельный проект. Результатом стал первое судно проекта 48 – эсминец «Киев», а чуть позже в этом году – Ереван. Всего планировалось согласно проекту построить ещё 8 кораблей. Нереализованные лидеры представлены ниже:

  1. Сталинабад;
  2. Петрозаводск;
  3. Очаков;
  4. Перекоп;
  5. Ашхабад;
  6. Алма-Ата;
  7. Архангельск;
  8. Мурманск.

К сожалению, начало Второй мировой, экономические проблемы и устаревание проекта сделало невозможным осуществления плана и только эсминцы «Киев» и «Ереван» были спущены на воду.

Период Великой Отечественной войны

После начала Великой Отечественной войны все работы по проектам были приостановлены. Первостепенной задачей стало введение в бой уже созданных лидеров.

Все построенные судна в тот момент участвовали в Великой Отечественной войне. Лидеры «Москва» и «Харьков» на Черном море, а «Ленинград в Балтийском море. К концу войны из кораблей проекта 1 остался только «Ленинград». Остальные погибли в бою.

Эскадренный миноносец «Баку», как и остальные лидеры проекта 38, «Минск» и «Тбилиси» участвовали в боевых действиях в составе Балтийского и Северного флотов. Все три корабля пережили военные действия, а лидер эскадренных миноносцев «Баку» был удостоен ордена красного знамени. Уже в после войны «Баку» и «Тбилиси» были разобраны, а «Минск» потоплен.

Киев

Лидер «Ташкент» в свою очередь находился в составе Черноморского флота вплоть до 1942 года, когда был потоплен немецкой авиацией.

«Киев» и «Ереван» не были достроены к моменту начала войны и до 1945 года они были переведены в тыл, чтобы враги не захватили или уничтожили. Их так и не достроили, а просто уничтожили в качестве мишеней.

Послевоенное время

В послевоенное время большое распространение получили подводные лодки. Это ознаменовало изменение тактики боя, и показало необходимость защиты кораблей от невидимой для них угрозы. Был разработан новый класс кораблей, который и на данный момент существует в составе российского ВМФ – Большие противолодочные корабли (БПК). Имена этих кораблей, созданных по проекту 1134-Б:

  1. Николаев;
  2. Очаков;
  3. Керчь;
  4. Азов;
  5. Петропаловск;
  6. Ташкент;
  7. Таллин.

После, самыми мощными надводными противолодочными кораблями стали судна проекта 1155 и проекта 1155.1. На них история больших противолодочных кораблей СССР и России была завершена. Однако развитие эскадренных миноносцев не было приостановлено и в период с 1976 по 1992 выпускалось третье поколение кораблей. Проект, по которому производились корабли имел номер 956. На текущее время в строю флота Российской Федерации осталось 3 корабля. 1 в ремонте, а 2 в резерве. Но в течении холодной войны все они были центральными участниками присутствия Союза.

Ереван
Ереван

История создания миноносца Лидер

В российской армии противоборствуют 2 лагеря, которые исповедуют разные концепции развития флота. Первая группа считает, что только тактика и стратегия может помочь осуществлять задуманное, а для этого необходимо использовать универсальные корабли, у которых малое или среднее водоизмещение. Такие корабли имеют невысокую стоимость строительства и могут выполнять широкий спектр задач, что позволяет сориентировать внимание производства именно на эту группу кораблей.

Вторая группа исповедует к крупным боевым машинам, которые будут вселять в страх своей огневой мощью. Эта гигантомания сохранилась ещё со времён Советского Союза, и её риторика проста – больше, значит лучше. Атомный эскадренный миноносец Лидер хорошо подходит под данный концепт.

Лидеры эскадренных миноносцев проекта 1 были заложены в 1932 году. Первоначально они планировались как эсминцы, но позже переквалифицировались в лидеры. Постройка несколько затянулось по причине отстающей советской промышленности. Изначально планировалось построить 6 лидеров, по 2 на каждый флот (Черный, Балтийский, Северный), но на деле пришлось сократить до 3 по причине неудовлетворительных характеристик.

Лидер эсминцев «Ленинград» был первым сдан флоту в 1936. Однако, это произошло только формально, а фактически, он был спущен на воду в 1398, как и остальные судна проекта 1: «Москва» и «Харьков». После, эсминец Москва и остальные, подверглись тестам и выявились некоторые проблемы: мореходность и остойчивость не удовлетворяла запросы, запас плавучести слишком маленький, а корпус таким непрочным, что не самое сильное волнения моря могло его переломить.

Проект 38 пришел в исполнение в 1934-1935 годах. Эсминец «Ленинград» и остальные судна проекта 1 стали основой проекта. Инженеры постарались учесть предыдущие ошибки и устранить их. Эсминец «Минск» оказался первым построенным судном в 1938 году. Следом за ним бы спущен на воду лидер эсминцев «Баку» в 1939 и лидер «Тбилиси» в 1940 году. В итоге, действительно, некоторые улучшения всё-таки были произведены, но база проекта 1 давала о себе знать. Получилось так, что лидер эскадренных миноносцев проекта 38, получив отличное вооружение, но при этом остался без должной прочности и маневренности.

Проектирование

В задачу конструкторов входила создание крупного боевого корабля, оснащённого по передовым концепциям. Впервые о нём услышали в 2009 г. и в этот же момент было объявлено о начале работ. Тогда же были представлены первые предполагаемые характеристики:

  1. Наличие элементов технологии «стелс»;
  2. Высокий уровень автоматизации;
  3. Неограниченная мореходность;
  4. Скорость больше 30 узлов;
  5. Наличие ангара на 2 вертолёта;
  6. Водоизмещение в 9 тыс. тонн.

Выбор оптимальной конфигурации

Если вначале говорилось о водоизмещении в 9 тыс. тонн, то позже речь шла и о 9-10 тонн для газотурбинного, и 12-14 тыс. тонн для атомной спецификации. В итоге произошла утечка, в которой было сказано, что решили одобрить проект 23560, а именно атомный эскадренный миноносец (шифр «Лидер»). Однако технический проект был к тому моменту не готов и вплоть до конца августа 2017 инженеры занимались его разработкой. И только 23 августа стало известно, что проект одобрен в Министерстве обороны.

Постройка и испытания

На данный момент планы по строительству серии кораблей весьма грандиозны. Всего планируется построить 8 кораблей на которые возложат задачу защиты перспективных атомных авианосцев и вертолетоносцев.

Учитывая то, что эскизный проект уже утверждён, то остаётся только ждать постройки и испытания новой линейки кораблей. Если всё завершится успешно, то новый эсминец ВМФ россии станет именно тем судном, которое улучшит наше военное положение на мировой арене и превзойдёт новейший морской флот ведущих морских держав.

Описание конструкции миноносца проекта 23560

Запуск строительства планируется начать с 2025 года. По опубликованным данным, эскадренные миноносцы проекта 23560 имеют следующие параметры.

Атомный эсминец лидер
Атомный эсминец Лидер

Корпус

Данные о корпусе включают в себя следующие цифры:

  • Длина составляет 200 м.;
  • Ширина – 20м.;
  • Вместительность экипажа – 300 человек.
  • Водоизмещение – 18000 т.;
  • 6,6 метров осадки;

Энергетическая установка и ходовые качества

Учитывая то, что осталась только одна спецификация – атомная спецификация, то предполагается, что боевые корабли не будут иметь ограничения на дальность плавания, а автономность займёт – 90 суток и больше, в зависимости от физических возможностей экипажа.

История изменений

В течении всего времени проектирования корабль претерпел большое количество изменений. В первую очередь, снабжение атомной силовой установкой увеличила водоизмещение корабля на 3-5 тыс. тон. К тому же, на выставке был представлен экспортный вариант, который по словам проектировщиков практически не совпадает с новой разработкой. Возможно, это не последние изменения, т.к. планируется, что корабль заменит те боевые корабли, что у нас уже стоят на вооружении.

Возможные модернизации

На данный момент большая часть возможных модернизаций заключается в вооружении. Если произойдёт улучшение существующих технологий, то вероятно добавление электромагнитных пушек и боевых лазеров.

Вооружение

«Лидер» будет оснащён передовым оружием для того, чтобы составить конкуренцию, а в приоритете оставить позади иностранные корабли класса эсминцев.

Главный калибр

Главная оружейная особенность корабля – стрельбовые комплексы. Их ракетами, такими как противолодочные или системы ПВО. Ещё будут использованы 2 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М» и установки артиллерии А-192 130 мм калибра.

ЗРПК Панцирь-М
ЗРПК «Панцирь-М»

Вспомогательная зенитная артиллерия

Эсминец «Лидер» будет оснащён средствами противоракетной и противокосмической обороны. Планируется, что это первое судно, оснащённое передовой зенитной ракетной системой С-500 «Прометей». Это комплекс будет можно использовать против всех типов воздушных и космических целей.

Минно торпедное вооружение

Будущее российского флота будет оснащаться двумя шеститрубными торпедными аппаратами под шифром СМ-588. Они имеют снаряды 324 мм комплекса «Пакет-НК».

Боевая эффективность

Вопрос о боевой эффективности на данный момент стоит под вопросом по той причине, что слишком большое количество боевой мощи будет сосредоточено на одном корабле. Будет ли это эффективно покажет только спуск на воду первого корабля типа «Лидер».

Вспомогательное оборудование

В качестве вспомогательного оборудования будет представлены вертолеты Ка-24/Ка-32 или Ка-52 «Катран». Всё это будет размещаться в имеющихся ангарах.

Ударный боевой вертолет Ка 52 Катрин
Ударный боевой вертолет Ка 52 «Катрин»

Выбор оптимального снаряжения

Снаряжение, которое на данный момент представлено, как часть будущего вооружения эсминца не изготовлено. Неизвестно точно, будет ли оно выполнено, усовершенствуется или изготовители обратятся к предыдущему поколению оружия. Всё будет понятно после того, когда новое вооружение будет хоть частично опробовано на фрегатах проекта 22350.

Средства связи обнаружения вспомогательное оборудование

Для ракетной системы под шифром С-500 разрабатывается новый обзорный радар. Отличие от предыдущего поколения заключается в сантиметровом диапазоне работы. Дальность отображения будет увеличена до 750-800 км по сравнению с РЛС С-400.

Оценка проекта

Проект получил высокую заинтересованность со стороны Министерства обороны, однако огромное количество огневой мощи ставит вопрос: будет ли оправданно расположение оружия целого флота на одном корабле. К тому же не понятно, в какую сумму выйдет постройка корабля такого уровня, и сможет ли государство оплатить это. Только первый выход корабля в море покажет релевантность проекта.