Эсминец типа «Арли Берк»

Эсминец типа «Арли Берк» — 1989 год

Эскадренный миноносец проекта «Арли Берк»

В одной из наших статей мы уже затрагивали тему американских эсминцев. Там мы дали общую информацию всей истории эсминцев ВМС США, а сейчас решили дать полное представление о современном эсминце типа «Арли Берк», являющимся единственным (если не считать 2 эсминца типа «Зумвальт») представителем семейство эскадренных миноносцев американского флота. «Единственным» я его назвал потому, что эсминцы серии «Зумвальт не оправдали ожидании командование ВМФ и имеют высокую цену постройки, что привело к снятию их с массового производство (планируется построить максимум еще 1 эсминец этого типа). В итоге было принято решение продолжить серийную постройку боевых кораблей «Арли Берк».

Эскадренный миноносец "Арли Берк"

История создания

Время «Холодной» войны состоит из перемен конфронтации и потеплений. К концу 1960-ых годов правительства Советского Союза и Соединенных Штатов пришли к общему мнению, что риск ядерной войны может привести к плачевным последствиям для обеих сторон и мира в общем. Поэтому с начало 1970-ых годов акцент был больше сконцентрирован на разрядке ядерного оружия. Однако соперничество на этом не закончилось, а просто перешло из оружия массового поражения в обычное.

Проектирование

С точки зрения военно-морского флота, США хотел сохранить свое преимущество. Но эсминцы построенные в 1970-х годах — «Спрюэнс» не отвечали стандартам изменившейся политики. Главным недостатком эсминцев «Спрюэнс» недостача управления ракетным оружием. После появления системы УРО, Командование ВМС приняло решение создать новый тип эсминцев для дополнения эскадренным миноносцам «Спрюэнс» и замены старых. Первый проект эсминца с системой УРО появился в 1980-ом году. Этот проект должен был дать Америке существенное преимущество над ВМС СССР в плане эсминцев. Семь кораблестроительных компаний предложили свои проекты по новому типу корабля. В 1983-м году осталось только 3 компании, а в 1985-м тендер на строительство выиграли 2 корабельные верфи: «Bath Iron Works» и «Ingalls Shipbuilding».

строительство миноносца

Строительство

Данный тип эсминцев получил название «Арли Берк» экс-руководителя боевых морских операций (админиситрации Эйзенховера и Кеннеди) адмирала Арли Берка, проявившего себя как настоящий лидер и стратег во времена Второй Мирой и Корейской войнах. Первый корабль также получил имя адмирала.

Адмирал Арли Берк

Эскадренный минономец «Арли Берк» был построен за год и был спущен в воду в 1989-м году при участие жены экс-руководителя (полный процесс строительства корабля занял чуть больше года), а в эксплуатацию ВМС США вошел 4 июня 1991-го года (2 года находился на испытаниях). На церемонии присутствовал сам адмирал.

После успешных испытаний эсминца, проходившие с 1 сентября 1989-го по 1 июня 1991-го,  была одобрена массовая постройка данного типа боевых суден. «Bath Iron Works» и «Ingalls Shipbuilding» получили заказ еще на двадцать кораблей типа «Арли Берк».

Как и вся военная техника, «Арли Берк» не является дешевым удовольствием. В среднем цена каждого судна обошлась Америке чуть больше 1 млр. долларов (в 1985-ом 1,1 млр., в 2009-ом 1,25 млр.). Более того есть затраты обслуживание кораблей. Каждые 2 года эсминцы проходят планируемый ремонт, где на каждого тратиться от 20 до 25 млн. долларов. Если учитывать, что в американском флоте состоит 62 «Арли Берка», то каждые 2 года в среднем на ремонт уходит 1,4 млр. долларов.

Общая характеристика

Последняя модель эсминца имеет длину – 153,9 м, ширина — 20,1 м, водоизмещение 8 900 тонн, мощность 108 000 лс, максимальная скорость 32 узла, дальноходность 4 400 миль (на оптимальной скорости 20 узлов).

Конструкция и Общие данные

Эсминцы типа «Арли Берк» немного отличаются от «Спрюэнс» в аспекте технологий, материала, вооружения и самого корпуса.

Семейство «Арли Берк» делится на 3 модели («I», «II» и «IIA»). Каждая модель это показатель современных технологий и вооружения, в итоге чего эсминец модернизировался, менялся внутренне или внешне. Поэтому чтобы описать Вам конструкцию разберем каждую из моделей по отдельности. Темы связанные с общими данными и отличиями по корпусу мы разберем тут, а тему вооружения разберем отдельно.

Модель миноносца Арли Берк

Модель «I»

Строительство корпуса проходит по модульной системе т.е. сначала готовятся отдельные блоки, затем они собираются в одно целое. Этому способствовал сам дизайн корабля, который был спроектирован по технологии «Стэлс». «Арли Берк» являются первыми эсминцами, построенные по принципу «Стэлс». В связи с этим сама концепция корабля состоит из острых углов и минимума ненужного на открытой палубе, что увеличивает рассеяния радиоволн. Более того корабли этого типа оснащены системой поглащение радиоволн. Аналогичную систему уменьшение тепловых волн имеют дымовые трубы корабля. Горячий воздух перешивается с холодным воздухом до того как он выйдет с трубы, благодаря чему снижается их видимость на термо-радарах противника. В связи с новшествами перечисленные выше, «Арли Берк» имеет в 2 раза меньше видимости на радиолокационных и тепловых радарах от своих предшественников «Спрюэнс». А модульная система сделала постройку корпуса всего 10-15 месяцев.

По общим характеристикам «Арли Берк» это классический одно-корпусный корабль с увеличенной длинной по ватерлинии и низкосидящим корпусом. После уроков, полученные союзникам (Великобритания) в Фолклендской Войне, а также инцидентов (пожары на кораблях) произошедшие в ВМС США, корпус корабля в первые за долгое время стал снова стальной (до этого был алюминиевый). Носовая часть нового корпуса имеют полные обводы, а ветви носового шпангоута — малый развал. Несмотря на то, что из-за этого эсминец может и потерял немного в скорости и дальноходности, за то получил более хорошую стабильность (уменьшились размахи качки) и мореходные особенности.

В связи с опасностью оружия массового поражения, дизайн эскадренного миноносца УРО «Арли Берк» позволяет персоналу не выходя на открытую палубу, добираться до любой части корабля. Эсминец состоит из 13 отсеков, 3-х палуб (2 внутренние и 1 открытая) и имеет двойное дно (увеличивает качество живучести).

В общем было построено 21 эсминца модели «I».

Модель «II»

В общем это модель не имеет особых изменений от первой. Вот список всех новшеств новой модели:

  • Улучшены условия жизни экипажа;
  • Снижен расход топливо благодаря небольшим изменениям носовой части;
  • Снижен кавитационный шум благодаря новой системы винтов;
  • Увеличена метацентрическая высота;
  • Увеличена толщина брони.

В общем было построено 7 эсминцев модели «II».

Модель «IIA»

Третья модель имеет значительные изменения как и в корпусе так и в технологии постройки. Во первых начала использоваться технология соединения уже насыщенных модулей, что явно упростила его постройку. Длина корпуса была увеличена на 1,37 м., ширина осталась прежней. За счет этого небольшого изменения в длине смогли поставить полноценный ангар для обслуживания вертолета. Эксперты считают это одно из главных изменений новой модели т.к. нехватка ангара ставила под риск аэромобильность, защищенность от субмарин, разведывательные и вспомогательные особенности если вертолет выйдет из строя. Соответственно увеличился экипаж корабля (группа обслуживающая вертолет). Более того появилась спутниковая связь и интернет на судне.

В общей сложности было построено 34 эсминца модели «IIA».

Эсминец Арли Берк во время шторма

Вооружение эсминца «Арли Берк»

На борту основного эсминца ВМС США есть множество разных систем вооружения и установок, но из всех хочу выделить систему управления «Иджис» («Aegis»), с появлением которой координально изменилась роль эсминцев в системе вооруженных сил. Поэтому из всего вооружения первым делом разберем ее.

Система Управления «Иджис»

С появлением технологий системы управления «Иджис» – эскадренные миноносцы получили возможность самостоятельно уничтожать любые цели в воздухе, на суше или воде. «Иджис» это многопрофильная боевая информационно-управляющая система, которая отвечает за объединение корабельных систем осведомления, управление и уничтожения. Другими словами система «Иджис» это центральный банк всех данных, которые приходят с многих корабельных подсистем, благодаря чему появляется четкая картина действий. Конечно банк важен практически для всех систем/подсистем, но особенно для системы корабельного вооружения.

Однако по мнению некоторых экспертов этот многофункциональное «чудо» имеет свои недостатки. В основном они связаны с подслеповатым радаром «AN/SPY-1», который плохо реагирует на низколетящие цели.

Артиллерия

Главным артиллерийским орудием семейство «Арли Берк» является артиллерийская установка 127-мм класса «Mark 45». В разные периоды времени эти установки носили разные характеристики. В наши дни пользуется 127мм установка класса «Mark45 Mod 4», позволяющая производить 20 выстрелов в минуту на максимальную дистанцию от 37 км. (осколочно-фугасные) до 115 км. («ERGM» и «BTERM») в зависимости от класса снаряда.

Mark 45 Mod 4
Mark 45 Mod 4

Зенитная Артиллерия

Зенитная артиллерия прошла модернизацию больше всех. В то время как в «I» и «II» модели имели 6-и ствольными комплексами «Вулкан-Фаланкс», сейчас эсминцы оснащены RIM-7 Sea Sparrow в количестве 24 штук. Основным вооружением являются крылатые ракеты «Standard-3» с дистанцией поражение до 500км. и «Тактический Тамагавк» с максимальной дистанцией поражения до 2500 км. На каждом эсминце располагается до 56 КР «Тамагавк».

Комплекс «Вулкан-Фаланкс»
Комплекс «Вулкан-Фаланкс»

Минно-торпедное вооружения

Основной системой противолодочной безопасности является вертолеты класса «LAMPS-III». Из бортового вооружения – ПЛУР класса «RUM-39 VL-Asroc» и торпедный комплекс «Mk32». На последней модели эсминца из-за финансовых аспектов был снят с вооружения ПКР класса «Гарпун».

Торпедные аппараты

Авиационное вооружения

После модернизации корпуса и появлением на палубе вертолетного ангара, появилась возможность содержание 2 вертолетов класса «SH-60 Sea Hawk». Эти вертолеты могут использовать ракеты «воздух-земля» класса «Hellfire» и «Penguin», ПЛ торпед «Mark-46/51», а также проводить поддержку с воздуха группам союзных войск.

Интересные случаи произошедшие с «Арли Берк»

Эсминцы типа «Арли Берк» в эксплуатации уже более 25 лет, на их счету множество выполненных заданий. В основном это были тактические учения, но порой и боевые службы, проходившие в горячих точках последних 3-х декад. Поэтому мы разберем только некоторые случаи.

Эсминец «Коул» и теракт в Адене

Эсминец «Коул», принадлежащий первой модели «Арли Берк», имеет инцидент в 2000-м году, показавший миру, что бронирование эсминцев не так уж и прочна. Когда «Коул» пришвартовался в Адене (Йемен) для пополнения запасов продовольствия, позднее был подвергнут террористической атаки. От взрыва 200-250 кг взрывчатки террористами-смертниками с левого борта образовалась пробоина 6*12м, в результате чего погибло 17 человек и 39 было ранено. Двигательный отсек, каюты, столовая, гребной вал пришли в несиправное состояние.

«Доналдь Кук» и ВВС РФ

Во время нахождения «Дональд Кук» в Балтийском море в 2014, истребитель РФ «СУ-24» облетел эсминец более 10 раз и применил радиоэлектронную атаку, впоследствии чего система управления «Иджис» дала сбой.

Эсминец «Портер»

После использование крылатых ракет «Тамагавк», «Портер» успешно нейтрализовал военную базу войск Сирии в апреле 2017-го года.

Оценка проекта

Безусловно эсминцы типа «Арли Берк» считаются высококлассными представителями своего рода. Однако всем прекрасно известно, что идеального ничего не существует. Поэтому несмотря на недостатки этого типа эсминцев, мы можем сказать что «Арли Берк» являются достойными боевыми суднами нашего времени.