Эсминцы ВМС США

Эсминцы ВМС США

Эскадренные миноносцы ВМС Соединенных Штатов Америки

ВМС Соединенных Штатов являются единоличным лидером в аспекте морского флота. Ни одна другая страна не уделяет столько внимания и материальных средств как США. Основной причиной этому является использование флота в политических целях страны как рычаг давления на третьих лиц или простой показ своей мощи. Ведь всем прекрасно известно что флот может представлять интересы государство далеко от пределов родных земель. ВМФ Америки по общей суммарности водоизмещение своих боевых кораблей опережает последующих 13 стран вместе взятых и это безусловно является серьезным показателем. Более того американский флот центр корабельных технологий и все это подкреплено современным вооружением. Сегодня мы с вами рассмотрим класс боевых кораблей, которые по некоторым источникам считается одним из оружий смерти Военно-Морского флота Штатов – эсминец.

Эсминец (полное название эскадренный миноносец) — является классом многоцелевых боевых кораблей, появившиеся в конце девятнадцатого века. По своим размерам уступал крейсеру, но был больше фрегатов. До 1990-х годов эсминцы больше использовались как вспомогательные судна, сопровождающие авианосящие боевые корабли. Но с появлением технологий системы управления «Иджис», картина координально поменялась – эсминцы стали способны самостоятельно уничтожать любые цели в воздухе, на суше или воде. Однако, чтобы дать представление о классе этих боевых кораблей, я думаю будет лучше если мы начнем разбирать их с более раннего периода.

Zumwalt
Новейший эсминец США Zumwalt

Предпосылки и первые эсминцы ВМС США

В конце девятнадцатого века Соединенные Штаты придерживались более закрытой политики. Америка еще не имела такой масштабной экономической, политической и военной силы, как мы привыкли ее видеть с середины прошлого века. Поэтому сегодняшний гигант производство военно-морской техники в то время больше копировал технологии своих Европейских соседей, чем создавал свои. Однако американцы имели особенность массового строительство любой техники, что давало им преимущество в развитие своего флота.

Эсминец USS «Cushing» / «Кашинг»
Эсминец USS «Cushing» / «Кашинг»

Первые эсминцы европейских стран были построены в 1880-х годах, в то время как в США это событие произошло только в 1890-м году. Первый экземпляр данного вида боевого судно американского флота был эсминец «Кашинг». В последующие 10 лет было построено еще 34 корабля этого типа. В начале двадцатого века флот Штатов стал строить новые типы эсминцев:

  • 1900-1902 гг. 16 единиц «Бейнбридж»;
  • 1909-ом году эсминцы «Смит» (прототипы английских «Трайбл» и немецких «Бигль»);
  • 1913-ом первые четырех-трубные эсминцы «Кэссен»/USS «Cushing» (прототипы российского эсминца «Новик» и британского «V/W»).

Эсминцы США в Первой Мировой Войне

Изначально Конгресс не планировал входить в Первую Мировую, придерживаясь Доктрины Монро, принятой еще в девятнадцатом веке. Однако под давлением президента Вилсона, США все таки вступила в войну в 1917-ом, за год до ее окончание. В связи с тем, что Америка была последним игроком вступившим в войну, у нее было достаточно времени укоплектовать свой флот.

В первые годы войны было построено 26 кораблей 4-х типов эсминцев «Кэссин» (8), «О’Брайн»(6), «Таккер»(6) и «Сэмпсон»(6). Общей чертой всех этих эсминцев был недостаток в скорости. В то время как Европейские эсминцы набирали максимальную скорость до 35-37 узлов, американские только 29 узлов, что было сильным минусом того времени. Однако на это у США были свои причины. Первая заключалось в том, что высокая скорость порождала нехватку топливо. Для того чтобы восполнить этот пробел, нужно было увеличивать водоизмещение, чего командование не хотело. Более того скорость требовала высокую мощность, а это уменьшало жизнь двигателей, что так же было не желательным. И конечно это все имело финансовый характер.

эсминцев типа «Уикс»

Эскадренный миноносец типа «Уикс»
Эскадренный миноносец типа «Уикс»

В 1916-ом году Конргесс принял закон о расширение флота. Правило «чем больше, тем лучше» стал основным принципом ВМС. Так например было запланировано построить в течение двух лет 50 первых «гладкопалубных» эсминцев типа «Уикс». Однако в связи с тем, что Америка ввязалась в Первую Мировую, было построено 111 эсминцев этого типа. Невероятный показатель, давший старт гегемонии Соединенных Штатов. «Уикс» является второй серией американских эсминцев. Главная особенность этого типа заключалось в ее скорости, он мог развивать скорость до 35 узлов и проходить на оптимальной скорости (15 узлов) до 5 000 морских миль.

Вы думаете серия постройки из 111 эсминцев это рекорд? Нет, следующий тип эсминцев «Клемсон», разработанный в 1917-1918 гг, был построен в количестве 156 единиц (и обратно это не является рекордом). «Клемсон» считается третьей серией американских эсминцев. Правда кроме некоторых вооружений, он ничем не отличался от предыдущей.

Эсминцы США сыграли не малую роль в исходе войны. США задействовал около 280 боевых и вспомогательных судов, из которых было 64 эсминца. Ценой 7 000 персонала и 48 кораблей (основная часть вспомогательные) мир узнал на что способно ВМС Америки.

«Клемсон»
«Клемсон»

Эсминцы США во Второй Мировой Войне

Правило «чем больше, тем лучше» показало свои плоды во времена Первой Мировой, поэтому правительство США продолжило его придерживаться. Взяв паузу в строительстве эсминцев (в то время в основном строились крейсера), к началу 1930-х ВМФ вновь приступил к строительству эсминцев типа «Фаррагут», «Мэхэн», «Данлэп», «Портер», «Сомерс», «Гридли», «Бэгли», «Бенхэм», «Симс», «Гливз», «Бенсон», «Бристоль» и конечно же великий «Флетчер». По строительству новых эсминцев, в 1939-м году большинство старых были сняты с вооружения или перестроены в быстроходные тральщики, десантные корабли и минные заградители. По договору 1940-го года между США и Великобританией, 50 эскадренных миннонсцев было передано Королевскому Флоту, взамен на аренду военных баз, принадлежащих Англии.

«Портер»
«Портер»

Корабли «Портер» являются первым видом лидеров – эсминцев американского флота (до них всеми лидерами были крейсера). За ними последовали другие лидеры-эсминцы типа «Сомерс». Таким образом эсминцы переросли из вспомогательных кораблей атаки в самих кораблей атаки, что определило их важность в будущем.

Эсминец типа «Флетчер» — рекордсмен и герой Второй Мировой

Разработка «Флетчер» началась еще в 1939-м, но указ о строительстве был подписан только в 1941-м году. Основной причиной постройки «Флетчеров» являлся недостаток дальноходности «Бенсон». Изначально, «Флетчеры» предназначались для использования в Тихом Океане, однако расклад Второй Мировой внес свои корректировки в их эксплуатации. В общей сложности за 1941-1943 года было построено 175 единиц этого типа (рекорд в истории строительства одного типа корабля). Три из них были переделаны в гидроавианосец («ДД-477», «ДД-478» и «ДД-480»). На данный момент существуют 4 эсминца «Флетчер», все они переделаны под музей.

По общим характеристикам этот тип был построен в «гладкопалубном» стиле, что дало ему плюс в весовом аспекте. Снова появилось второе дно корабля, что улучшило их живучесть. Броня корабля составляло от 12,7мм до 19 мм, в зависимости от части судно. 492-х тонный запас топливо позволял этим эсминцам проходить до 6 000 морских миль на оптимальной скорости 15 узлов, а максимальная скорость была 32 узла.

Лидер миноносцев "Флетчер"
Модель лидера миноносцев типа «Флетчер»

С точки зрения вооружения «Флетчер» был оснощен довольно современным на то время оружием. Он имел артиллерию класса «Марк 12» (127-мм), зенитную артиллерию класса «Бофорс» и «Эрликон», противолодочное вооружение и минно-торпедное вооружение. Но главной особенностью являлась система управления огнем, благодаря которой артиллерия эсминца наводилась с помощью автоматики.

Благодаря своей дальноходности эсминцы «Флетчер» свободно плавали в Тихом океане. Основные морские сражения ВМС США проходили в этих водах. После Перл – Харборовского кризиса американский флот усилил свои действия в Тихоокеанской территории. Сражение за Мидуэй, операция «Мо», захват Окинавы, битва за Иводзиму, битва за Сайпан, сражение у Соломоновых островов, сражение за Гуалдаканал, бой у острова Саво, битва за Уэйк и конечно же бой в заливе Лейте, после чего ВМС Имперской Японии потерял все надежды на крупные действия своего флота, являются Японо-Американскими морскими сражениями, где основным козырем США были именно эсминцы «Флетчер».

Современное положение эскадренных миноносцев в ВМФ США

Как я уже писал, после 1980-х годов задача эсминцев координально изменилась с появлением технологий «Иджис». Эсминцы получили возможность вооружаться установками вертикального пуска, для использования крылатых, противолодочных и зенитных ракет, что дало возможность этим кораблям осуществлять прикрытие морских и сухопутных групп, а также наносить массовые удары по сухопутным, морским и воздушным целям.

На данный момент на вооружение ВМС США находится 62 эсминца типа «Арли Берк» и 2 эсминца типа «Замволт». Оба типа оснащены системой «Иджис», крылатыми ракетами «Тамагафк» («Арли Берк» до 56, «Замволт» до 80 ракет) и многим другим современным оружием.

Последний эсминец типа «Арли Берк» был построен в 2012 году, однако Командование ВМС планирует построить еще 30. Эсминцы типа «Арли Берк» часто использовались в боевых действиях в Ливии и Сирии.

«Замвалт» являются представителями новейших технологий, построенные в 2013-м и 2017-м годах. Вид этих эсминцев весьма странный т.к. на них используется технология «Стэлс». Все корабли этого типа работают исключительно на электричестве.

С точки зрения личного состава, с одной стороны это профессионалы своего дела, с другой стороны это персонал, который может так запятнать свое имя, что его уже будет не отмыть. Так например капитаном эсминца «Портер», который в апреле 2017-го нанес удар по авиабазе войск Сирии, в результате чего погибло 72 гражданских (27 детей), является женщина – Андрия Слау (может не самый гуманный, но самый четкий пример профессионализма). Другой пример командир эсминца «Фитсгеральд» в том же 2017-ом году не предприняв нужных мер столкнулся с контейнеровозом (вряд ли я думаю командование погладило его по голове за этот инцидент).