Эскадренные миноносцы типа «Сокол»

Эскадренные миноносцы типа «Сокол» — 1895 год

История разработки эскадренного миноносца типа «Сокол»

Середина второй половины девятнадцатого века принесла множество изменений в политическом, военном и технологическом аспектах. Последние два были ярко выражены в военно-морском плане. Большие изменения произошли в плане корабельной техники. Основной причиной считается переход на паровые двигателя, которые в свою очередь повлияли на образование новых классов кораблей. Образование кораблей «броненосцев» заставило многие страны сконцентрировать свое внимание на них. Однако так как на каждое оружие/технику нужно свое «противоядие», в данном случае способный противостоять в открытом море «броненосцам», правительства многих стран стали искать то самое «противоядие» на боевые судна – броненосцы.

Первыми в этом деле преуспели англичане, построив в 1887-м году два миноносца «№80» и «№81», имеющий довольно большие размеры для своего времени. На вооружение «№80» и «№81» было 3 торпедных аппарата и 4-6 пушек (47-мм). Безусловно они имели преимущества над своими «собратьями» миноносцами в борьбе против «броненосцев». Однако с учетом того что там не было никакой новой технологии, в скором будущем другие страны догнали (а то и перегнали) англичан в размерах миноносцев, что привлекло последних взяться за новые разработки дабы сохранить свое преимущество.

Миноносец Фут
Миноносец «Фут» 1897 года
Миноносец Фурор
Миноносец «Фурор» 1896

На волне гонки вооружений

Весной 1892-го года Адмиралтейство привлекло к данному вопросу две частные кораблестроительные компании, имеющие самые большие верфи в «туманном альбионе». Их задачей была спроектировать новый тип миноносцев, который бы превосходил существующие миноносцы по всем параметрам. Более того были включены обязательные качества новых миноносцев, запрашиваемые командованием Королевского Флота:

  1. Водоизмещение около 300 тонн (что являлось в 2 раза больше существующих);
  2. Максимальная скорость хода должна быть не ниже 26 узлов;
  3. На вооружение боевого судно должна быть одна пушка 75-мм, не менее трех пушек 57-мм и трех торпедных аппаратов.

 

Хорнет
«Хорнет»

Летом того же года проект судостроительной кампании «Yarrow Shipbuilders» был одобрен председателем Адмиралтейство Дж. Фишером. Верфь получила заказ на два корабля и уже осенью 1892-го начала их строительство. На строительство «Yarrow Shipbuilders» понадобилось меньше двух лет. После успешных испытаний, где новые корабли показали отличные результаты, в 1894-ом году оба боевых судна («Хэвок» и «Хорнет») вошли в эксплуатацию ВМС Великобритании.

Несмотря, на то что патент первых истребителей-миноносцев (приставка «истребитель» пришла в нашу литературу в связи с дословным переводом названия нового типа миноносцев «destroyer») принадлежал «Yarrow Shipbuilders», Адмиралтейство распределило заказы 38 миноносцев-истребителей 14-и разным верфям. Основной причиной являлась желание быстрого пополнение флота новым типом кораблей. Конечно интересы страны были выше интересов «Yarrow Shipbuilders». Вследствие чего, владелец компании Альфред Фернандес Ярроу решил предложить свои корабли зарубежным военно-морским силам.

Покупка первых эсминцев от «Yarrow Shipbuilders» в Российской Империи

Из всех потенциальных покупателей Альфред Фернандес решил выбрать военно-морской флот Имперской России, предложив услуги своей компании Санк-Петербургу. Ярроу аргументировал свой выбор четырьмя причинами:

  1. Несмотря на то, что Россия была одним из ключевых военно-политических игроков девятнадцатого века, технологии страны оставляли желать лучшего;
  2. Политическая обстановка Российской Империи на дальнем востоке с Японией накалялась с каждым днем, что в свою очередь требовало соответсвенной подготовки военной техники.
  3. В связи с агрессивной политикой Имперской Германии после ухода в отставку Отто фон Бисмарка, особенно в вопросе поддержки Австро-Венгерской Империи в Балканском кризисе, заставлял Россию уделять особое внимание не только на ближайшего соседа на дальнем востоке, но и на западе.
  4. Стремление не уступать западным державам, которые уже имеют новый тип кораблей.

Схема эсминца проекта "Сокол"

По выше перечисленным причинам Министерство ВМФ России не могло отказаться от интересного предложения английской компании. Российский флот нуждался в новом типе миноносцев, превосходящий имеющиеся во всех параметрах и достигающий максимальной скорости в 29 узлов. Соглашение между Министерством ВМФ Российской Империи и английской компании был подписан в 1894-м году. Осенью того же года началось строительство первого корабля, а уже летом 1895-го года судно прошло испытания, где достигло рекордных 30 узлов максимальной скорости. На вооружение российского флота корабль вошел в октябре 1895-го года. Первый пример нового миноносца на столько превосходил традиционные российские миноносцы, что было принято решение строить только этот тип миноносцев-истребителей. Единственным существенным недостатком корабля была тонкая обшивка корабля. Несмотря на то, что обшивка была из сверхпрочного материала – никелевая сталь, толщина была очень тонкой (палуба прогибалась от человеческого веса).

Построенное судно получило название «Сокол», как и сам тип этих кораблей. Изначально все миноносцы этого типа получали названия птиц, но приказом Императора Николай II. от 1902-го года весь тип миноносцев был переименован в воинские характеристики. Так например миноносец «Сокол» получил имя «Прыткий».

Отечественное производство миноносцев типа «Сокол»

После принятого решение о постройки только миноносцев типа «Сокол» Министерство ВСФ России подписало контракт с «Yarrow Shipbuilders» о поставке с Великобритании основных частей судна, а сама сборка и построение кораблей будет проходить на отечественных верфях. Однако российские судостроительные компании уверили правительство, что Россия сама сможет полностью построить миноносцы и помощь иностранных компаний не нужна. В итого в 1896-м году заказ на первые 2 судна получила верфь г. Або «В. Крейтон».

решительный
«Решительный»

Эскадренные миноносцы отечественного производство должны быть копией головного «Сокола», кроме 2-х изменений разработанные российскими инженерами. Первое – поменять угольные котлы на нефтяные; второе – увеличить толщину обшивки корабля. Второе изменение было как никогда к стати, а вот первое не оправдало надежд инженеров. Нефтяные котлы не позволяли набрать нужную скорость в 26 узлов (миноносцы исправно работали на скорости не выше 18,5 узла). Другими словами миноносцы потеряли одну из своих важных особенностей. Более того чтобы поместит цистерны с нефтью (нефть занимало больше места чем уголь) длина корабля была увеличена на 2,8 метра, тем самым став 60,8 метра. Длина корабля в свою очередь сыграла на маневренности миноносца. Первыми истребителями построенные в отечественных верфях были «Послушный» и «Пылкий». Однако из-за недостатков в скорости оба корабля были отправлены обратно на верфь для переоборудования котлов.

В 1896-ом году заказ на следующие 2 миноносца был отдан «Ижовскому» заводу. Корабли были спущены в воду в 1898-м, но также из-за котлов, корабли были отправлены обратно в верфь на замену котлов. «Прочный» и «Поражающий» вступили в строй ВМФ только в 1902-м году. Несмотря на задержки построения кораблей «Ижовский» завод получил заказ еще на 5 боевых кораблей.

В 1897-м году более крупный заказ, насчитывающий 13 миноносцев, был отдан «Невскому» заводу г. Санк-Петерсбург. 4 корабля были для Балтийского флота, остальные для Тихоокеанского флота. Между ними была разница в котлах. На миноносцах для Балтики устанавливали 4 нефтяного и 4 угольного котла, а для Тихого океана – 8 угольных котлов.

В связи с необходимостью расширения Черноморского флота, в 1898-м Министерство сделало заказ еще 9-и миноносцев у «Охтинского» завода.

Конструктивные особенности

Все миноносцы типа «Сокол», построенные на отечественных верфях, строились по головному судну «Сокол», построенного в Великобритании. Изначальными изменениями было увеличение толщины корпусы и неудачный переход на нефтяные котлы. Так обшивка увеличилась в 2-3 раза, а котлы заново были переоборудованы под угольные.

Длина корабля – 60.8 м, ширина – 5.7 м, водоизмещение — 298 тонн, экипаж корабля – 48 человек, максимальная скорость – 25 узлов (оптимальная скорость 10 узлов), дальнеходность – 2500 морских миль (на оптимальной скорости).

Вооружение

Миноносцы типа «Сокол» были созданы для борьбы с «броненосцами». На борту судно было артиллерийское и минно-торпедное вооружение. Одна (со временем две) пушка класса «Кане» (75мм/50) и три пушки класса «Гочкиса» (47мм/50) представляли артиллерию корабля. Два поворотных торпедных аппарата калибра 381 мм (со временем изменен на 400 мм) представляли минно-торпедное вооружение.

Доблесть и Слава миноносца «Стерегущий»

Схема модели эсминца стерегущий

Начало двадцатого века началось с русско-японской войны. Миноносцы «Решительный» и «Стерегущий» получили задание разведать окрестные к Порт-Артуру острова. После успешно выполненной операции оба корабля возвращались в порт своей прописки Порт-Артур. Однако 26 февраля 1904-го года когда до Порт-Артура оставалось менее 20 морских миль, они наткнулись на отряд японских миноносцев («Усугомо», «Синономе», «Акебоно» и «Сазанами»), которые также разведывали окрестности своих врагов. Российские миноносцы вошли в неравный бой стараясь как можно быстрей прорваться в порт и получить артиллерийскую помощь крепостных батарей. «Решительному» удалось оторваться от японцев, а вот «Стерегущий» получил снаряды, которые вывели из строя 2 котла. Впоследствии чего последний не смог продолжить ход и с достоинством принял бой. Несмотря на то, что бой был не равным миноносец «Стерегущий» показал отвагу и доблесть. Российский миноносец сумел тяжело повредить японские корабли. Неравный бой длился около часу, после чего орудия стерегущего замолчали. Японские миноносцы взяли «Стерегущий» на буксир, но в это время с Порт-Артура пришла подмога в виде крейсеров «Новик» и «Боян», после чего японцы оставили и так-то уже полу потопленный миноносец.

Из 49 человек экипажа корабля в живых осталось только 4. Все были награждены «Георгиевскими» Крестами. Подвиг и героическая смерть экипажа «Стерегущий» не остался без внимания самого царя Николая II. В 1911-м году торжественно открыт памятник миноносцу «Стерегущий» и его экипажу.

стерегущий памятник
Памятник экипажу миноносца «Стерегущий»

Оценка Проекта

Не смотря на то, что последний миноносец типа «Сокол» был списан в 1922-м году, за чуть меньше четверти века эти боевые судна были одним из передовых вооружений ВМС Российкой Империи и Советского союза.