Эсминонцы тип

Эсминонцы тип «Смелый» проекта 30-бис

Эскадренный миноносец типа «Смелый»

Эскадренный миноносец проекта 30-бис под названием Смелый, плотно укоренился в ВМС СССР. Корабль проектировали и строили с учетом Советского ВМФ. Разработчикам пришлось много анализировать, чтобы создать идеальную боевую машину, соответствующую нуждам Советского Союза. С момента проектирования до спуска на воду ушло долгих 5 лет.

История

Эсминцы проекта 30 необходимы были СССР для удержания брони на морских просторах. Проектирование кораблей занимало длительный срок, согласно документальным данным, постройка должна была начаться еще в начале 40-х годов, но стремительно развивающаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы.

Руководство СССР приняло решение создать новых эсминцев, которые смогут выдержать оборону перед любым нападением. Это обусловлено сильными потерями в ходе войны. Боевые действия забрали у ВМС порядка 34 эсминцев. На тот момент, в стадии проектирования и разработки находилось еще 30 кораблей, но разработчики просто не успевали восполнять потери.

Эсминцы типа Смелый

Ожесточенная война на море привела в стадию недееспособности практически всех эсминцев. Многие из них требовали капитального ремонта и полной модернизации. Но именно ожесточенное течение Великой Отечественной войны позволило разработчикам понять, чего же действительно не хватает эсминцам. Так, часть кораблей, находящихся в процессе проектирования и разработки были усовершенствованы в обязательном порядке.

В ходе ожесточенных боев, сильно страдал корпус, отмечалась низкая мореходность, да и запасов для длительного отпора, не хватало. На основании горького опыта, все корабли ВМФ в срочном порядке были направлены на реконструкцию. Они нуждались в модернизации средств радиолокации, замена требовалась и в артиллерийских установках. Перед разработчиками стояла сложная задача: создать мощные боевые машины, но при этом сильно не отклоняться от составленного бюджета.

Послевоенное время

Выведенные в резерв корабли ждали своего часа. В августе 1945 года было принято решение сделать решительный шаг в пользу мощной модернизации боевых машин. Так, 15 августа текущего года руководство ВМФ подписало официальный документ, согласно которому, в ближайшие 10 лет на воду необходимо спустить новые корабли.

Так, зародился новый проект «Эсминцы 30 бис». Современные корабли проектировались и отправлялись на боевую службу с 1946 по 1955 года. Согласно документальным данным, планировалось создать 132 совершенных корабля и 226 обычных эсминцев. Но программа была настолько мощной, что реализовать ее в столь короткий срок не представлялось возможным. Проект потерпел некоторые видоизменения. Свои коррективы вносили сложные послевоенные годы. Окончательное решение стояло за ВМФ СССР. Так, в течение года проект эсминцев 30 бис был пересмотрен, и вместе 358 кораблей, на стадии проектирования и разработки остались только 188 единиц боевых машин.

История создания

Первый эсминец, поступивший в стадию проектирования и разработки, получил название «Смелый». За его разработку взялся коллектив ЦКБ-17. Вопросы о составе вооружения и другие важные решения были окончательно утверждены в ноябре 1945 года. Над проектом и разработкой эсминцев трудился главный конструктор А.Л. Фишер. Он работал вместе с новым сформированным коллективом ЦКБ-53.

Согласно проекту, внушительный и мощный эсминец должен выдерживать боевой напор любой силы. За внедрением проекта в жизнь следил инженер-подполковник А.Т.Ильичев.

Эсминцы 30-бис

С чего начиналось строительство

Эсминец «Внимательный» проекта 30 бис, как и другие модели, конструировался на заводе №445. Головной корпус был заложен на заводе им.А.А, Жданова. На воду боевую машину спустили в 1948 году. Официальные испытания модель «Смелый» прошла ко дню рождения Сталина. В период с 1948 по 1953 год было сконструировано еще 70 боевых машин.

Основные корабли проекта 30 бис:

  • Смелый;
  • Бурный;
  • Верный;
  • Боевой;
  • Бесстрашный.

Все корабли согласно утвержденному официальному договору, должны были проектировать в течение 10 лет, с внесением весомых модернизаций. На возведение одной боевой машины уходило порядка 4 лет.

Как проектировались корабли проекта 30-бис

Официальное тактико-техническое задание для Боевого эсминца было создано в 1937 году. Согласно утвержденной документации, корабль готовился к проектированию, но изменения в ходе работы не исключались.

Примечательно, что на тот момент существовал проект под названием 7. Но его боевые машины не отличались нужными характеристиками. Сталин принял решение вывести их в резерв и создать новый проект, модернизированную версию 7-У. На очередном собрании, это решение было озвучено общественности.

Одновременно с введенными изменениями, поступил приказ о разработке сверхмощного эсминца, основная задача которого заключалась в выдерживании обороны. Проектирование эскадренного миноносца Боевого началось сразу, после неудачного опыта войны в Испании.

Руководство СССР приняло быстрое решение создать за 2 пятилетки две сверхмощных боевых машины. Новые корабли должны были справляться с задачей нанесения точного удара по противнику, выдерживать оборону в условиях тяжелого боя и при этом иметь немалый отсек запаса провизии и боеприпасов.

Тактико-техническое задание на конструирование 30 новых миноносцев было подписано в 1937 году. Но как неоднократно упоминалось выше, Великая Отечественная Война внесла некоторые коррективы в этот процесс.

Чертёж и схема эсминца типа "Смелый" 30 бис

Эскизный проект

Эскизный проект формировался лучшими конструкторами. В процессе формирования эскиза прорабатывалось множество вариантов. Но основная суть проекта заключалась в создании мощных боевых машин. Для отпора врага требовалось оборудовать корабли зенитной артиллерией. Руководство проекта принимает решение разместить все установки в башенные части. Это позволило вести тактический обстрел и ликвидировать большее количество вражеских машин.

Эскизный проект эсминца «Беспокойный» и других кораблей имел два варианта. В первом случае планировалось оборудовать башенные установки артиллерий калибра 130 и 76 мм. Ранее было принято решение оборудовать боевые машины темя трехтрубными аппаратами. Но проект пересмотрели, и утвержденное ранее ТТЗ немного изменили. Оказалось, что установка двух пятитрубных аппаратов куда эффективнее.

Был вариант о комплектации щитовыми артиллерийскими установками, но его отвергли. После глубокого анализа выяснилось, что это не самая лучшая идея.

Технический проект

Над этим проектом трудилось лучшие конструкторы. Спроектировать эсминца Бурного оказалось не так просто. Вся работа заняла целых 2 года, техническую часть рассматривали более детально. От правильности выбора зависела дальнейшая судьба флота.

Окончательный технический проект был утвержден 27 октября 1939 года.

Конструктивные особенности

Над корпусом миноносца Бесстрашного трудились очень долго. Одновременное переоборудование и модернизация коснулись Опасного, Бесшумного, Безбоязненного, Стремительного, Вихревого, Верного, Охраняющего и Огненного. Работа над ними длилась 2 года. За этот период разработчикам удалось добиться идеальной конструкции.

Под проект модернизации попал эсминец Вечный, но уже в 9160 году было принято решение вывести его из состава ВМС. На боевой машине спустили Андреевский флаг, экипаж расформировали, а сам корабль разделали на металл.

миноносец 30-бис

Корпус

Новые эсминцы отличались особой архитектурой. Ранее их планировали собирать по утвержденному проекту 7, но некоторые недочеты не давали покоя руководству ВМС. В итоге было принято решение немного изменить архитектуру, и выставить новые боевые машины под проектом 7-У. Основная задача конструкторов заключалась в усложнении задачи по определению курсового угла корабля. Это требовалось для запутывания врага, что делало боевую машину неуязвимой.

Примечательно, что корпус собирался в основном по проекту 7, но схема была смешанной. Главная задача конструкторов заключалась и в повышении эксплуатационное надежности. Корпус должен быть прочным и выдерживать любые атака врага. Над этой задачей пришлось потрудиться длительный период. Разработчики приняли решение укрепить корпус за счет продольного набора. Он состоял из палубного стрингера, ширстрека и горизонтального киля. Не обошлось и без утолщения некоторых частей конструкции.

Под модернизацию попали и мореходные качества. Конструкторы слега подняли надводный борт, что положительно отразилось на перемещении боевой машины по воде.

миноносец смелый

Энергетическая установка

Особое внимание уделялось энергетической установке. Все корабли проекта 30, с включением эсминца Бесстрашного должны обрели котлотурбинную установку. В ее основе лежали 2 турбозубчатых агрегата ТВ-6. Общая мощность установок составляла 54 000 л.с. Это положительно повлияло на характеристики боевой машины, ее выносливость и маневренность.

Главные котлы с их производительностью остались неизменными. Конструкторы собирали их согласно ранее утвержденному проекту 7-У. Модернизация постигла запасы топлива. Ранее по утвержденному проекту все боевые машины не отличались вместительностью. Корабль не мог выдержать длительный бой, его запасы стремительно заканчивались. Во избежание повтора, конструкторы приняли решение увеличить запасы топлива до 280 т в «обычных» машинах и до 660 т в огромных. Значительно возросли и запасы воды до 38 т для обогащения котельной и 30 т для работы и жизнедеятельности экипажа корабля.

Особое внимание уделялось мощности энергетической установки. Она была увеличена в несколько раз. Так, эсминцы оснастили двумя турбогенераторами по 120 кВт и двумя дизельными генераторами по 50 кВт. Первые генераторы устанавливались в машинных отделениях, а дизель располагался непосредственно в котельной.

миноносец типа смелый

Вооружение эсминца типа «Смелый»

В эскадренном миноносце Беспокойном особое внимание уделялось и вооружению. Этот вопрос стоял очень остро, от правильно подобранных артиллерийских и зенитных установок и их расположения зависела тактика боя. Многочисленный анализ привел к тому, что новые эсминцы обрели двухорудийные установки 130 мм калибра. Дополнялось все 85 мм артиллерийской установкой типа 85-К.

Для усиления мощности, было принято решение об установке зенитных и торпедных автоматов. Не обошлось без двух противолодочных бомбометов, якорных мин и глубинных бомб. Вооружение модернизированных эсминцев было на высшем уровне.

Установка 90-К

Зенитные установки приводились в действие благодаря электромеханическому линейному построителю. Некоторые процессы были автоматизированы. Примечательно, что стрельба осуществлялась как воздухом, так и с применением специального пороха.

За управление бомбометами отвечала специальная электромеханическая установка «Рекордер».

Вспомогательное оборудование

Вспомогательное оборудование и дополнительные средства связи были не во всех боевых машинах. Наиболее «продвинутым» оказался эсминец Смелый. Его оснастили РЛС для обнаружения надводных и воздушных целей.

Дополнительно боевая машина была укомплектована артиллерийской РЛС главного и зенитного калибра (Редан-2 и Вымпел-2).

редан 2

Оценка проекта

Все эсминцы проекта 30, включая Безбоязненного, Бурного и т.д. оказались очень слабыми. Конструкция корпуса была в прямом смысле слова клепаной, боевые машины не могли держать удар противника.

Особое внимание стоит уделить машинно-котельной установке, она показала, что корабль не способен нормально «функционировать» в условиях тяжелого затяжного боя.

Отсутствие РЛС и размагничивающегося устройства, а также гидролокатора оставило свой отрицательный отпечаток. К счастью, в других проектах эти минусы были учтены.

По мнению экспертов, проект 30 оказался слишком сырым. Он требовал замены практически во всем. Каждая модель эсминца была морально устаревшей.