Пароходофрегат Владимир

Колесный параход фрегат Владимир

По официальной версии, корабль был построен для несения боевой службы. У пароходофрегата имелась паровая машина с увеличенной мощностью, а также была установлена артиллерия, в том числе, десятидюймовые пушки. Командующим пароходом назначили капитан-лейтенанта Н. А. Аркаса. «Владимир» стал известен 5.10.1853 г. из-за вступления в боевое сражение пароходофрегатов, впервые вошедшего в историю. Судно под управлением командира генштаба Черноморской флотилии вице-адмиралом Корниловым начало сражение с десятипушечным фрегатом «Перваз-Бахри» под турецко-египетским флагом.

Начальником пароходофрегата, капитан-лейтенантом  Бутаковым, использовалась отличительная особенность корабля — его прекрасные маневровые качества. Находясь в пределах обстрела турецкого фрегата, экипаж русского судна провёл точный артиллерийский огонь по противнику.

Пароходофрегат Владимир

Чрезвычайно важным для победы стало не только удачное применение маневренности пароходофрегата, но и примечание опытным моряком Г. И. Бутаковым отсутствия вооружения на корме противника. Таким образом, на протяжении всего боя наше судно старалось придерживаться такого положения, позволяющего избежать обстрела судна. На пароходофрегате имелись орудия, позволяющие разбить неприятеля на всей дистанции, учитывая квадрант обстрела.

Трёхчасовое сражение завершилось триумфом корабля «Владимир», а экипаж турецкого судна был обязан опустить флаг и сдаться. Русскими моряками трофей общими усилиями доставили в Севастополь. Судно позже отремонтировали и ввели в подчинение Черноморской флотилии, назвав его «Корнилов». Моряка Бутакова после этого сражения повысили до капитана второго ранга и наградили почётным орденом Святого Георгия четвёртой степени.

А уже позднее, в процессе сражения под Севастополем, экипаж пароходофрегата, использовал новейшую тактическую выучку. Для увеличения дистанции поражения артиллерийскими зарядами, русскими моряками было придумано повышение угла возвышения орудий для придачи увеличенного наклона судна.

Фрегат Владимир

Оценка проекта (тактико-технические возможности)

Пароходофрегат имел помимо полного парусного вооружения ещё и поршневой паровой двигатель с гребными колёсами.

  • Расстояние посередине перпендикуляров составляет 60 метров.
  • Ширина корабля около 11 метров.
  • Оседание при максимальной загруженности: 4.2 метра.
  • Мощность парового двигателя около 400-т лошадиных сил.

Бой парового фрегата с турецким судном

Технические характеристики

Водоизмещение полностью загруженного корабля составляло 1700 тонн при среднем углублении на 4,42 метра. Его глубина интрюма равнялась 6,4 метра. Запасов угля хватало на 81 /2 сут. хода. Грузоподъёмность судна составляла около 1200 тонн, а его скорость была около 20 км/ч или 12 узлов.

Вооружение парохода Владимир

Из вахтенного журнала корабля за 1848 г. известно, что основное вооружение «Владимира» (до осады Севастополя) составляло: 5 бомбических пушек с большим калибром — 2 десятидюймовых пушки, три 68-фунтовых(одна в носу и две — по бортам), четыре 24-фунтовых и две 18-фунтовых карронад. Боевой запас одной бомбической пушки включал: бомбы — 40 шт., ядра пустые — 90, ядра полные — 85, картечь — 20 зарядов.

Для одной 36-фунтовой пушко-карронады запас составлял: ядра — 75 штук, бомбы — 30, картечь — 20. Порох мушкетный — 82 пуда, мелкий — 3. Также на корабле в наличии было и абордажное оружие: копья с древками — 15 шт. и пистолеты с саблями — по 50 шт.

Впервые за историю российского флота при сражениях под Севастополем экипаж провёл комплекс мер: улучшение защиты бортов, вооружений, закрывая железом и деревянным брусом, наполненными землёй мешками; создавали наклон судна в процессе ведения огня ради увеличенной дистанции поражения; стрельба велась с помощью корректирования в процессе движения. В последние сутки осады Севастополя, 12 сентября 1855 года пароходофрегат затопили в гавани Севастополя.