«Азов» 1826 год — российский линейный корабль

Линкор «Азов»

«Азов» считается линейным парусным судном русского флота. Его строительство началось в Архангельске в октябре 1825, а в мае следующего года судно спустили на воду. По тем временам «Азов» считался крупным 74-пушечным судном. И именно оно стало наиболее знаменитым и прославленным в истории Российского флота флагманом среди кораблей с аналогичным названием.

История создания

Строительство «Азова» официально было поручено известному во времена Петра I мастеру Курочкину. Знаменитый корабел посветил себя возведению 87 судов. Но когда пришло время заняться «Азовом», Курочкин уже был очень стар, так что на деле работа шла под контролем его помощника Ершова.

Линкор Азов

Командиром корабля назначили капитана 1 ранга М.П. Лазарева, который принял самое активное участие в строительстве парусника. Он лично произвел осмотр «Азова» и предложил внести некоторые коррективы в конструкцию судна. Часть из них утвердили, поскольку это способствовало явным улучшениям. Особое внимание мореплаватель уделил внутренним помещениям и боевой мощности «Азова».

Готовый корабль был спущен на воду и вскоре взял курс на Кронштадт под командованием Лазарева для дальнейших испытаний. В результате наблюдений специалисты отметили реальные преимущества судна, не забыв упомянуть и о заслугах его капитана.

Описание корабля

Конструкция «Азова» была типична для линейных кораблей того времени. У судна имелись 3 мачты, 2 закрытых батарейных палубы, прямые и косые паруса. Но славу и известность кораблю принесли не его совершенные технические характеристики и оснастка, а самоотверженность и мастерство экипажа, проявленные во время значимых боев.

Линейный корабль Азов модель

Служба и достижения

Главный подвиг «Азова» – участие в одном из эпизодов сражения в период Греческой революции, случившимся в Наваринской бухте в 1827 году. Судно входило в состав объединенной колоны, которая следовала в порт Портсмут по секретному поручению. Когда корабли подошли к Наваринской гавани, они подверглись обстрелу со стороны турецкого брандера.

Целью врага было не дать кораблям зайти в бухту, и «Азов» попал под перекрестный огонь. Но Российское судно все равно встало на якорь в запланированном месте, игнорируя стрельбу. В итоге «Азову», которым руководил Лазарев, пришлось вступить в неравный бой. Экипажу нашего корабля удалось нанести серьезный урон противнику – выпущенный снаряд попал точно во вражеское судно, и неприятелю пришлось отступить. Следующий снаряд настиг другой турецкий корабль и разорвал его.

В результате боя русский флагман получил значительные повреждения, которые привели к возникновению пожара на борту. Но матросам удалось справиться с огнем в короткие сроки и снова вступить в сражение. Позже Лазарев смог нанести еще один сокрушительный удар противнику. По воле случая турецкий корабль развернулся кормой к «Азову». И тогда командир нашего судна приказал открыть огонь по врагу с левого борта. Турецкий корабль загорелся и взорвался.

Бой продолжался около 4 часов. За это время «Азов» потопил 5 вражеских кораблей. Сражение обернулось полным поражением турецкой стороны. Российский флагман тоже понес потери: более 20 убитых и 60 раненых, 153 пробоины. Особенно всех поразили самоотверженность и мужество лейтенанта Бутенева, которому вручили медаль и пожаловали чин капитан-лейтенанта. Лазарева удостоили звания контр-адмирала и 4 орденами. А сам корабль был отмечен высшей наградой – Георгиевским флагом.

На борту «Азова» служили многие отважные моряки, ставшие великими адмиралами. Среди них Нахимов, Истомин и Корнилов. Линейный флагман внес большой вклад в историю нашего государства.