Галеры

Галеры — гребные военные корабли

История создания

Историческая наука до сих пор так и не дала точный ответ на вопрос «где и когда появились первые галеры?». Очевидно одно – они бороздили по морям Средиземноморья еще до того, как древние ученые стали интересоваться прошлым и кропотливо описывать его события в своих фолиантах. Галеры – это корабли боевого назначения, использующие для передвижения по воде, преимущественно вёслами.

Археологические исследования древнейшей египетской цивилизации, всё существование которой было неразлучно связано с ее главной водной артерией Нилом, позволили сделать главный вывод – галеры, как средство передвижения по воде, были одними из первыми боевыми кораблями в истории человечества. Несмотря на то, что еще 2,4 тыс. лет назад египетские судостроители возводили корабли без киля, подобные суда могли ходить под парусом, причем не только по ветру, но и курсом галфвинд. И все-таки главным «двигателем» этих суден являлись весла.

Боевая галера

Похожие по конструкции галеры широко использовали и финикийцы, известные как великие мореплаватели. Именно им приписывают такие нововведения, как таран и «система двойного весельного ряда». Ученые обнаружили одно из таких суден недалеко от Улубруна – небольшого города в Турции. Оно представляет собой корабль длиной 15 метров. Существует даже киль – обшитый, выступающий вперед. Его возраст приблизительно 3350 лет

Галеры широко использовались и в период развития Эгейской и Греческой цивилизаций. До наших дней сохранились рисунки, где изображены галеры на парусно-гребной «тяге», с огромным количеством гребцов, а также лучников, располагающихся на специальных платформах. Форма корпуса этих кораблей похожа на апельсиновую корку. Некоторые ученые сравнивают ее с полумесяцем.

Особенности конструкции и совершенствование технологий: от античности до позднего средневековья

Античный период

Отличительные признаки галер – их особенности, достоинства и недостатки – во многом зависят от времени и стран, использующих эти конструкции боевых судов. Так, например, за классический образец подобного корабля античного периода можно принять греческую триеру. Его очень любят изучать историки. Название происходит от 3-х рядов весел. Порядок их расположения – одно над другим. До этой модели широко использовались униремы и биремы – один и два ряда весел соответственно.

Бирема 3 век

грек унирема
греческая унирема с парусом
греческая триера
триера

Греческие триеры сыграли основную роль в греко-персидских войнах. Они позволили Афинам установить полный контроль над Средиземноморьем. Правда, эти же самые суда помогли ее врагам впоследствии свергнуть морскую экспансию древних греков.

В чем же особенность галер, способных решать подобные глобальные задачи? Главным свойством таких кораблей является их исключительная легкость. Действительно, водоизмещение этих галер составляло около 40 тонн. Это при длине по ватерлинии 30 метров. Ученые считают, что если строить такой корабль сегодня, по так называемой традиционной технологии, то показатель водоизмещения увеличится на 30 тонн и составит приблизительно 70 тонн.

Таким образом, подобные суда могли развивать на коротких дистанциях «спринтерскую» скорость, что очень эффективно в боевых условиях. На них не было ничего лишнего (тяжелое оружие также еще не изобрели) – всё по «спартански». Но для открытого морского пространства и для дальних походов они не годились и при любом незначительном изменении погоды старались уходить в гавань.

В чем же причина? Как же греческие судостроители смогли  так снизить вес своих боевых судов? Все дело, оказывается, в технологической последовательности создания галер. В средние века и более поздние времена строительство кораблей осуществлялось следующим образом: изначально поперечные шпангоуты и вертикальные штевни прикреплялись к прямому килю и только потом мастера приступали к обшивке из тонких деревянных досок. В древности применялась иная технология. Все, наоборот, начиналось с обшивки. Ее наращивали снизу и соответственно от киля к бортам. Она получалась усиленной, значительно укрепляя прочность корпуса. Причем в запечатывании швов не было никакой необходимости. Главное – это точная подгонка обшивочных досок. При этом, некоторые доски крепились друг к другу шипами, которые входили в отверстия.

Галера в разрезе

В дальнейшем корпус подвергался герметизации – как изнутри, так и снаружи. Для этого применялись воск или смола. Зачастую подводную часть корабля обшивали свинцовыми листами. При строительстве крупных боевых суден древние кораблестроители использовали до 7 килей. На самом деле они представляли собой бархоуты. На галерах могли существовать и поперечные усилители. Как правило, они были накладными.

Что касается палубы, то их на античных галерах как таковых не было – только площадка на корме и на носовой части, соединенные между собой проходом, располагающимся посередине корпуса. Правда, у греков существовали еще «катафракты» — модернизированные галеры. Это тяжелые корабли, оснащенные навесной палубой, размещенной над банками гребцов. Она предназначалась для защиты людей при непогоде и защищала их от снарядов противника.

В античные времена длина галер не превышала 70 метров, в противном случае они могли бы сломаться на гребне волны. Как правило, боевые модели подобных судов имели длину около 45 метров, ширину  — в пределах 6 метров и осадку, не превышающую 1,8 метров.

У грузовых торговых судов данные характеристики были существенно выше. В одном из древнейших письменных источников (Лукиан) описывается судно перевозящее зерно со следующими характеристиками:

  • Длина – 60 метров.
  • Ширина – 15 метров.
  • Грузоподъемность – 500 тонн.
  • Водоизмещение – не менее 1000 тонн.

Дромон – как образец средневековых галер

Конструкции средневековых галер достаточно подробно изучены учеными на примере византийских дромонов (V-X век) – быстроходных судов, перемещавшихся с помощью парусов и гребных весел. Чуть больше десяти лет назад во время возведения туннеля в одной их гаваней Стамбула было обнаружено «кладбище погибших кораблей» в количестве 36 единиц. Среди них выделялись и отлично сохранившиеся для своего «преклонного» возраста 6 галер. Все они построены по единой технологии, что дало основание археологам предположить о наличии в тот период развитого судостроения.

дромон
дромон

Средневековый дромон – улучшенная версия его античного аналога. Длина – около 30 метров. При строительстве кораблей использовался восточный платан и черная сосна. Качество древесины, применяемое для боевых галер несравненно выше, чем на торговых судах. Это подтверждается анализом найденных останков судов.

Технология производства дромонов по всей видимости также предполагала начало строительства с обшивки корпуса тонкими досками. Они соединялись между собой редко расположенными шипами. При этом, в отличие от античных образцов, на средневековых обнаружены следы заделки швов, портики для прорези весел со остатками кожи (она препятствовала попаданию воды), современного для того времени корпусного набора, который жестко был зафиксирован друг с другом качественными элементами. Эргономика византийского  дромона значительно превышала по своим характеристикам останки античных образцов. Данный вид галеры имеет 2 ряда весел. Гребцы нижнего ряда располагались внутри корабля, второй ряд – на самом верху корпуса. Для них там были специальные скамьи. При необходимости, особенно при абордаже, гребцы верхней палубы использовались как боевая сила.

В носовой части корабля и на корме были сконструированы платформы (ксилокастроны). Как правило, они имели свои формы и стилизации. Их предназначение – место дислокации десанта и стрелков.

римская галера
римская галера

Позднее средневековье

Позднее средневековье –XV-XVI век- представлен еще более совершенными по свои скоростным, конструкционным и функциональным качествам галерами. Интересен факт, что именно тогда начался переход от вольнонаемного набора гребцов к так называемым «галерным рабам». В античные времена, например Древней Греции, гребцы считались полноценными воинами со всеми вытекающими из этого для них почестями.

Флагманская галера командира турецкого флота Али-паши Муэдзин Заде.
Флагманская галера командира турецкого флота Али-паши Муэдзин Заде.

Что же представляла собой галера в этот период времени? Корабли стали длиннее – в среднем 60 метров. Ширина – в пределах 7-8 метров. Количество весел – 16-32 на каждый борт, на котором вместе с воинами могло располагаться до 450 человек.

Порядок размещения весел имел свои разновидности. Так, например, до XV века широко использовалась система терцаруло. Она предполагает наличие на каждой банке (скамье) трех гребцов, причем у каждого свое весло. В дальнейшем применялся другой подход. Он называется скалоччио и предусматривает уже одно общее весло при количестве гребцов от 3 до 6.

Галера 17 век
Галера 17 век

Вооружение галер и тактика ведения боя

Боевые корабли древних цивилизаций, таких как греческая и римская, использовали в качестве основного оружия подводный таран. Для этого применялась одна из конструктивных деталей судна — форштевнь. По сути, это продолжение киля в носовой отеле галеры. Причем часть этого элемента оснащена незаменимой для перемещения по воде накладкой, изготовленной из металла, имеющей название «грен» (водорез).

Как правило, таран отливался из бронзы. Он усиливался поясом обшивки. Именно поэтому при ударе с кораблем противника противоположная энергия не приносила сильного вреда судну – она гасилась. Корабли в античные времена имели небольшой вес, а обшивка изготавливалась из тонких досок. Таран легко проламывал корпус вражеского судна и тем самым наносил ощутимый ущерб противнику.

Килевой таран
Килевой таран

В ближнем морском бою противоборствующие стороны надеялись исключительно на весла, которые определяли тактику перемещения судна. Их лишение в сражении обрекало корабль на неминуемую смерть. Греки, например, использовали следующий тактический прием. Судно на максимальной скорости направлялось к носу корабля противника и проходило по скользящей вдоль корпуса: ломая весла, калеча гребцов и разрывая обшивку. После этого оно становилось легкой добычей. На галерах также присутствовали пращники и стрелки. Они являлись дополнительной боевой единицей в морских сражениях древних народов.

Приспособления для абордажа

В дальнейшем термин «таран» имел более расширенное значение. Под ним стали понимать не только усиленную часть корабля, но и способы использования этого вида вооружения – боевой тактики. Она включала в себя набор мер, способствующих эффективности ведения морского сражения: удержание соответствующего интервала между кораблями, размещение суден (как правило, более сильные — впереди, слабые – сзади), выбранной скорости, способной отвести от абордажа противника или осуществить разворот, и, конечно, численности боевых галер. Немаловажное значение, при этом, имело мастерство капитана и слаженность гребцов. Зачастую, в античных сражениях на воде применялись брандеры. Так называли суда- поджигатели, используемые в качестве тарана.

Чтобы противоборствовать таранам и более эффективно осуществлять наступательные действия древние корабли начали оснащать метательными орудиями основанными на:

  • Уникальных свойствах металла, способного к упругости и деформации (тенсионные орудия);
  • Энергии скрученных волокон (катапульты);
  • Энергии противовеса (праща с удлиненным рычагом);
  • Силе и мощи так называемых «гастрофетов» — станковых луков.

В качестве снарядов использовались: стрелы, камни и сосуды с зажигательными смесями («греческий огонь»). Галеры, оснащенные последним видом орудия в Древней Греции, имели название «пирофоры».

галера 18 век
галера 18 века с пушками

Конец эпохи галер

В средние века галеры начали комплектоваться пушками (как легкими, так и тяжелыми). Но, именно развитие артиллерии, как, впрочем, и судостроения в целом, привело к закату галер как боевых плавсредств. Начиная с XVI века на арену морских сражений вышли одно-двухмачтовые судна, такие как нефы и когги. А галеры перешли в ранг вспомогательного флота. Тем не менее, данный вид судов использовался флотами различных стран вплоть до появления пароходства. Их некоторое время применяли в боевых сражениях для высадки десанта и охраны береговой линии. В дальнейшем галеры буксировали «тяжелые» парусники в штиль, выступали в роли разведчиков и посыльных кораблей.