Греческие корабли

Греческие корабли

Корабли древней Греции

Как известно, Греция в древние времена существовала вовсе не в дружелюбном мире, где государства решали все конфликты дипломатическим путем. Каждый раз им угрожали соседние государства: Персия, Спарта и многие другие. К войне привлекались человеческие ресурсы, но не одной пехотой было сильно государство. Греция имела и имеет выход к Средиземному морю, поэтому предполагаемые захватчики могли зайти с водной границы и атаковать страну. Поэтому армию древних греков пополняли кораблями. Помимо этого, государство считалось торговым, и доставка товаров с помощью кораблей была быстра и довольна выгодна, поэтому флот пополнялся также купеческими суднами.

Но Древняя Греция не сооружала флот заново, заимствуя основы кораблестроения у Финикии, которая к тому времени преуспела в области строения кораблей больше, чем их соседи. Как говорилось раннее, флот страны пополнялся двумя видами кораблей.

  1. Торговые. Главная их задача – перевозка большого количества грузов, по этой причине их строили крупнее и маломаневреннее, чем второй вид.
  2. Военные. Легкость хода и маневренность, вот что выходило на первый план при войне, поэтому корабли строили с учетом этих двух качеств.

Тип обшивки корпуса

До 500 года до нашей эры греки начинали воздвижение суден с обшивки игнорируя всю «начинку» корабля к которой приступали позднее. Внешняя часть судна обтягивалась всегда кожей животных, а толщина зависела от области корабля, к примеру, на высоте палубы она была толще, чем на нижней части. Скреплялись они не только деревянными креплениями, но и бронзовыми, что намного прочнее удерживало всю натянутую обшивку. Древние греки вовсе не скупились на свои корабли, которые приносили немалые средства в казну. Каждое судно строили из лучших материалов, а также регулярно красился корпус и натирался жиром. Что примечательно, выше ватерлинии корабль также был дополнительно укреплен свинцовыми листами. Из акации, которая отличалась большой прочностью делали шпангоуты, а рангоуты состояли из сосны. От волн корабли также защищались фальшбортом, который состоял из холщовой ткани.

Движитель

В движение корабли приводились двумя силами. Первая – ветер, а вторая – человек. В Древней Греции существовало рабство и именно этот слой населения и подвергался изнурительному труду на веслах. Так как прогресс древнего времени не давал строить корабли длинной более 40 метров, то все гребцы сажались близко друг к другу, а с целью увеличения скорости, корабли делали с несколькими рядами сидений, чтобы увеличить количество рабов. Вместе с этим судно не должно было потерять маневренность, а также вместить в себя солдат, лошадей и колесниц. Этот фактор и был довольно большой «головной болью» для проектировщиков того времени. Намного легче дела обстояли, когда корабль отплывал от берега. В открытом море в отличии от прибрежной зоны ветер был сильнее и тогда распускались паруса, которые делали двух форм. Прямоугольные и в форме трапеции, помимо этого на корабле имелся маленький парус под названием «артемон», который спускался на время боевых действий. Считается, что новшество в виде добавления парусной тяги к гребцам принадлежит именно грекам. Благодаря всем описанным факторам, военные корабли двигались со скоростью 17 км/ч.

На военных кораблях помимо рабов и солдат с колесницами можно было увидеть даже первые виды вооружения. Так греки оснастили носовую часть своих суден таранами, всегда они состояли из металла и достигали в длину от 8 до 10 метров.

Греческий торговый корабль

Греческий торговый корабль

На территории Кирения, порта кипра, обнаружился древний корабль торговцев из Греции. Примечательно, что вода расщепила остов корабля, сделав его двумерным, напоминающим собой чертеж, где каждый элемент расположен на выноске.

Благодаря усилиям археологов удалось восстановить внешний вид и конструкторские особенности судна. Длина составляла всего лишь 14.3 метра, а ширина вдоль бимса – 4.3 метра. Считается, что это наиболее старинный корабль, который удалось достать с морского дна, так как с помощью радиоуглеродного анализа был выяснен возраст – более 2.3 тысяч лет.

Греческий корабль

При создании киля использовался скальный дуб, а для шпангоутов акация чернодревная. Обшивка могла выполняться из бука либо липы, а рей и весла из алеппской ели.

Из-за нехватки свободного пространства, было затруднительно использовать человеческий труд, поэтому вместо весел применялся парус, служивший главным двигателем. Палубы как таковой не было, а для управления использовались 2 весла. Чтобы обезопасить судно от ударов волн, борт оборудовался металлическими прутьями, сверху дополнительно защищаемые кожей.

Греческая бирема

Греческая бирема

На изображении видна разновидность греческой биремы, времен 70 годов до нашей эры. Эти корабли обладали внушительной скоростью и небольшой шириной. Шпангоуты полностью отсутствовали, обшивка укреплялась при помощи нагелей с круглой головкой с надпилами по обеим сторонам. Они предназначались для клиньев, которые производились с использованием древесины акации, сливы, либо терна. На килевом брусе находился ударный таран, напоминающей по форме череп кабана или трезубец. Сверху него устанавливался клюз, куда продевался канат, используемый при совместной атаке – позволял соединять несколько кораблей между собой.

Греческая бирема

В носовой части имелся фальшборт из решетки. Гребцы, расположенные на верхнем ярусе могли опираться на отдельные стойки, находящиеся за пределами корпуса. Нижнему ряду приходилось использоваться бортовые отверстия, защищенные от попадания воды, при помощи манжет из кожи. Вдоль борта тянулся кринолин, чей настил располагался по бимсам, а концы удерживались на наклонных стойках. Суда аналогичного вида могли обладать добавочными веслами, благодаря чему выступать в роли триеры.