Корабль «Двенадцать апостолов» 1841 года

Корабль «Двенадцать апостолов» 1841 года — 120 пушек

«Двенадцать апостолов» — линейный корабль

Корабль «Двенадцать апостолов» гениально изображен и прославлен навека в работах русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Его подвиг в обороне Севастополя в 1855 году никогда не будет забыт. Именно в этой битве он и был затоплен. Уже после войны (это произошло в 1861 году) власти попытались осуществить подъем судна. Не получилось – его пришлось взорвать.

Корабль «Двенадцать апостолов»
Корабль «Двенадцать апостолов» модель

Постройка боевого линейного корабля осуществлялась в Санкт-Петербурге – на Николаевских верфях. Судно с «большой помпой» спущено на воду в 1841 году. За шесть лет до этого знаменательного события российский император Николай I лично утвердил строительство 3-х аналогичных судов, первым из которых сошел со стапелей именно «Двенадцать апостолов». Два остальных – «Париж» и «Великий князь Константин» — вошли в состав Черноморского флота в 1849 и 1852 году соответственно.

Париж корабль
«Париж»

Строительство героического парусника происходило при непосредственном участии легендарного русского адмирала Михаила Петровича Лазарева – командующего Черноморским флотом и великого мореплавателя, первым открывшего Антарктиду. Великий флотоводец отдавал указания судостроителям по всем этапам возведения корабля. Он лично контролировал подбор лесозаготовок для изготовления корпуса. Стройматериалы подбирались самые качественные. Технологии – самые совершенные. Как результат, срок службы судна был значительно продлен. Из достоверных документальных источников явствует, что даже по истечении 10 лет боевой парусник находился в великолепном техническом состоянии. По нормативам того времени срок службы аналогичных плавсредств составлял не более 8 лет.

Конструкцию корабля разработал Оливер Ланг. Это произошло  в 1833 году. Ее суть заключалась в особенностях строительства киля, который был двурядным:

  • Верхний ряд, связанный внакладку горизонтальными замками.
  • Нижний ряд, связанный вертикальными шиповыми замками.
киль
киль

При изготовлении киля использовались дубовые деревья высочайшего качества. Под ним располагался фальшкиль, специально ослабленный при контакте с главным килем, что позволяло защитить судно при сильном ударе. Корабль был также оснащен самой современной системой крепежа трюма. На паруснике впервые использовалась корма эллиптической формы.

«Двенадцать апостолов» представлял собой трехмачтовое парусное судно водоизмещением 4790 тонн. Экипаж корабля насчитывал 1000 человек. В их число входило 12 офицеров и 65 унтер-офицеров. Скорость хода соответствовала боевым задачам морского судна – 12 узлов ( в переводе на метрическую систему – 22,2 км. час). Общая площадь парусов составляла около 4,0 тыс. м.кв. Длина корабля по палубе, где расположена боевая артиллерия – 64,4 м. Ширина – 18,1 м. Она рассчитывалась по сечению корпуса судна – мидельшпангоуту.

Двенадцать апостолов в разрезе

В середине 19 века существовал термин «120 пушечный корабль». Им называли линейные судна I ранга. «Двенадцать апостолов» был оснащен 130 боевыми орудиями. Причем, 28 из них были новыми для того времени бомбическими пушками (изначально на корабле находилось 32 ед.) – 68-фунтовыми. Их устанавливали на нижней палубе, предназначенной для орудий. На ней также располагались 4 длинноствольные пушки. Орудия на боевом парусном судне могли стрелять не только бомбами, но и ядрами. Кроме того, на корабле присутствовало и 92 гладкоствольные пушки – карронады. Подобная модель орудия была заимствована у англичан, которые изобрели ее еще в конце XVIII века. Они располагались:

  • 24 ед. (24 фунтовые) – на баке и шканцах;
  • 34 ед. (36 фунтовые) – на опер деке.

34 короткие пушки (36-фунт.) находились на мидель деке.

120 пушек

120 пушек