Корабли Египта

Корабли Египта

Древние корабли Египетского флота

Глядя на планету Земля, сразу бросается тот факт, что вода занимает боле 70% всей поверхности. В самые давние времена люди пытались покорить эти бескрайние просторы, достигнуть новых берегов, найти какие-либо богатства. Изначально для этого использовались обычные плоты, представлявшие собой связанные стволы деревьев. Лодки, в более привычном понимании, начали появляться лишь в 3 тысячелетии до нашей эры, хотя есть некоторые свидетельства того, что это было в 8 тысячелетии. Считается, что первым экземпляром является небольшой челнок, обнаруженный в шотландском заливе Фев-оф-Форт.

До настоящего времени нет точных свидетельств места зарождения кораблестроения. Однако, когда ученые изучали древние египетские манускрипты, там были обнаружены иероглифы, возможно означающие лодки. Это вполне может оказаться правдой, так как жизнь в Египте непосредственно связана с Нилом, по которому было легче преодолевать большие расстояния. Примечательно, что для движения использовалась не только человеческая сила, но и паруса. Чаще всего они представляли собой прямоугольные куски материала, крепившиеся к 1-2 мачтам. Позднее, когда потребовалось создавать военные корабли, начали устанавливать таран, являвшийся единственным отличие от торгового варианта.

Высоким уровнем искусства судостроения обладали финикийцы. За основу они брали технологии, разработанные критянами, в частности – использование киля и шпангоутов, предназначенных для повышения прочностных характеристик корпуса. Считается, что именно Крит обладал самым технологичным флотом, нагоняющим страх в Средиземноморской акватории. Намного позднее, в битву за звание лучших судостроителей вступили и другие народности:

Постепенно улучшались скоростные показатели, маневренность, боевую мощность. Появились тараны, число мачт увеличивалось и достигло 3, оборудовались несколько весельных ярусов и многое другое. Особенно в этом отличились римляне, создавшие огромный корабль, приводимый в действие сотнями весел:

  • Бирема
  • Трирема
  • Квантирема
  • Пентера

С момента появления паруса, в его современном понимании, суда стали более маневренными и смогли развивать большую скорость. Это позволило преодолевать крупные расстояния за меньший срок. Изначальное парусное вооружение включало обычный прямоугольный рейковый парус, предназначенный для движения исключительно по ветру, а в остальных случаях начинали «работать» гребцы. Первые латинские паруса скошенной формы, возникли лишь в конце VIII века.

Военный корабль Египта

Военный корабль Египта

Лундстрем, научный деятель, занимающийся изучением древних судов, сумел показать внешний вид и устройство судна из 1200 годов до нашей эры, ориентируясь исключительно на барельефы.

Судно обладало удлиненным корпусом, оборудованным поперечным набором1. Опорой ему служил килевой брус повышенной прочности, что подарило возможность не использовать канатную стяжку корпуса. В передней части находился килевой брус, верхний конец которого оборудовалась тараном. Делали его из металла, а по форме напоминал голову живого существа. Ахтерштевень сравнительно далеко выдвигался за пределы корпуса, и к нему прикреплялось поворотное весло. Чтобы обеспечить повышенную жесткость, использовались банки2. Они располагались поперечно и на них могли расположиться большое количество гребцов. Для их защиты оборудовался 80 см фальшборт.

корабль Египта

На крайних частях корабля устанавливались ограждения для защиты лучников, находящихся внутри плетеной корзины на верхней половине мачты. Именно они являлись главной ударной мощью боевого судна.

Египетский торговый корабль

В египетских гробницах, датированных 3 тысячелетием до н.э. обнаружились изображения, на которых легко различается грузовое судно, способное двигаться за счет ветровых потоков или человеческой силой.

Египетский торговый корабль

Корабль относится к 2550 году до нашей эры, когда у правления находилась V династия. Парус прямоугольной формы, сравнительно небольшой по ширине. Крепление осуществляется к двуногой мачте, которую можно убирать при необходимости. Кормовой помост снабжен 6 веслами для управления большой длины. На них отсутствуют уключины, из-за чего способ гребли был аналогичен каноэ. Для корпуса использовались акациевые плашки, не отличающиеся прочностью, а чтобы обеспечить связку применялся канат, идущий по стойкам, вдоль всего корпуса.

Египетский торговый корабль

Ходили такие суда чаще всего по речным маршрутам, но также могли применяться и в других направления. В длину варьировались от 14 до 20 метров, при ширине от 2 до 5 метров. Палуба присутствовала.

Мореходное торговое судно Египта

Мореходное торговое судно Египта

Древний Египет активно развивал торговое направление, что затронуло и морскую отрасль. Необходимость постоянно совершенствовать судопроизводство привела к появлению носовых брусьев, а позднее их добавили и на корму. В них прорезались шипы, а внутрь вставлялись обшивочные доски. Свес на носу получилось уменьшить, что позволило увеличить длину весла управления и закрепить их посредством уключин. Но, продольная прочность оставалась малой, что приводило к необходимости использовать стягивающий канат, идущий по корпусу и прикрепленный к стойкам. В передней и задней части предусматривались маленькие площадки. Роль якоря выполнял булыжник, удерживаемый при помощи толстой веревки. Максимальное водоизмещение доходило до 80 тонн. Существовали также и большие представители, используемые для транспортировки крупногабаритных материалов, скальных пород, обелисков. Планширы оборудовались уключинами с привязанными веслами. Лопасти последних выполнялись в копьевидной форме. Перьевая часть форштевня и ахтерштевня украшалась различными узорами, включая древний египетский символ – глаз.

Мореходное торговое судно Египта