Корабли Французской армады

Корабли Французской армады

Древние корабли Франции

Флот во Франции очень известен и всегда поддерживался правительством, таким образом французы соперничали даже с англичанами. Сама история военно-морских сил берет старт из 11 века, когда Франция доставляла крестоносцев в зону боевых действий, но время шло, кораблестроение менялось и Англия начала обгонять своих соседей по развитию водного транспорта. Франция не могла смириться с таким положением дел и в 1636 году она спускает свой первый линейный корабль, который носил название «Корона». Судно имело 3 мачты, на которых развевались паруса. Вся обшивка была из бука, а также шпунтовый пояс. Все планки обшивки были прикручены двумя болтами, по одному с начала и конца, также они скреплялись со шпангоутами, а у основания были положены шайбы из металла. Бранхоуты были в виде брусьев и также крепились на обшивку и к шпангоутам, всё это также скреплялась железными болтами. Все порты для пушек находились на расстоянии 3,5 метров друг от друга, а также закрывались сверху, что роднило корабль с Англией и Голландией. По своей ширине они были метрового размера, а также были равно удалены друг от друга.

Палуб на «Короне» было несколько, каждой из них приписывали собственное назначение, так, например, на самом нижнем уровне было что-то наподобие склада. В кормовой части были сложены сухари, вода к ним никогда не попадала из-за буковой обшивки и проконопаченным щелям, также на этом уровне располагался порох, который защищался парусиной, чтобы быть огнеопасным и не пропитываться влагой. Ниже подобного склада можно было попасть в трюм, а если подняться, то на второй палубе, также будут некоторые складские помещения. Здесь хранились ручные ружья, кладовая пушкарей, румпель, а также орудия.

На третей палубе уже были жилые каюты, так там сидел капитан корабля, а помимо этого была кают-компания, по бортам были помещения сержантов, также на этом этаже работал рулевой, ещё здесь были компасы и песочные часы. На палубу выше также жили люди, а именно штурманы и судовой мастер. Помимо этого, здесь была ещё одна каюта капитана, в ней жил лидер команды корабля в тот момент, когда его помещение на третьей палубе занимал адмирал.

«Корона» считалось королевским судном, что автоматически определяло его величественный внешний вид, на данный момент историки изучают этот корабль лишь по картинам современников. Жилые каюты были украшены орнаментами, а на самой верхней палубе располагались 3 кормовых фонаря. Также на корабле был транец с изображением покровителя корабля. Помимо этого, сам корабль полностью красился и украшался драгоценностями.

На судне можно было увидеть привычные для всех представителей французского флота – львиные ямы. Так называемое жилое помещение для боцманов между фок-мачтой и битенгом.

Под всеми описанными выше помещениями находились три камбуза. У каждого подобного места была своя роль. Первый предназначался для капитана, второй – командиру пехоты, а последний отводился для всех остальных членов экипажа, матросов и солдат. Помимо этого, рядом с подобными кухнями держали всякую живность, чтобы принимать свежую пищу, а также две хлебные печи.

Французский пинк «Филез» — 15 век

пинк «Филез»

Данный корабль, точнее тип судов, обладал кормой небольшой ширины. Первые данные о нем найдены в XV столетии, а последние датируются XVIII веком. Пинк, создаваемый на севере Европы оборудовался 2 мачтами, а ближе к Средиземному морю использовали трехмачтовые варианты. В обоих случаях применялись скошенные паруса, к бушпиту крепился кливер, а выше бизани находился крюйсель. Все это позволяло достигнуть высокой маневренности и неплохого показателя скорости. Орудий насчитывалось до 30, однако корабль не использовался непосредственно в боевых действиях. Часто применялся в качестве торгового судна, промыслового или для доставки продовольствия более крупным представителям.

Пинк, который находится на картинке, был создан в Марселе в 1778 году.

пинк «Филез»

Французский торговый корабль

Французский торговый корабль

Данные корабли, в основном именовались нефами, однако некоторые использовали такие термины как — хулки и килсы, а в редких случаях бузы. Они обладали ключевыми особенностями — закругленным носом и приподнятыми на достаточную высоту штевнями. Корабли оборудовались единственной мачтой. Благодаря началу применения навесного руля, появилась возможность задействовать ветра бокового направления при перемещении. Кроме того, была повышена осадка, что позволило вмещать больший объем грузов. Начали обустраивать бушприт, к вантам подводились выбленки, якорь внешне напоминал адмиралтейский.

Судно могло перевозить сразу 200 тонн грузов. Галс-клампы ограждались древесиной. Их основное предназначение заключалось в проводке толстых канатов, что отличало от шкота, где отсутствовали тали. Штаги и другие такелажные элементы сдвигались в заднюю часть судна.

торговый корабль

Конструкция нефа предусматривала наличие пристроек в передней и задней частях, предположительно для посадки воинов, так как применялись крестоносцами. Для улучшения внешнего вида, ни оборудовались боевыми щитами, с нанесенным гербом.

Французское военное судно «Ля Короне» — 1636 год

Французское судно «Ля Короне»

На данной открытки нарисовано парусное судно 1636 года. Оно по праву считалось самым лучшим, среди всех созданных во Франции, со всех точек зрения. Для производства корпуса использовался дуб, но тут была важная особенность — для определенных деталей подбирался отдельный ствол, максимально подходящий по размеру. Благодаря такому подходу, удавалось значительно повысить прочностные характеристики, так как волокна оставались нетронутыми. На создание корпуса 1 корабля уходило порядка 2000 дубовых стволов. В длину судно достигает 70 метров, а по уровню воды 50.7, при ширине в 9.3. Борт нависал над поверхностью на 10.5 метров. Водоизмещение доходило до 2100 тонн. Присутствовали 3 палубы, на которых устанавливались 72 орудия, крупного и мелкого калибра. Грот-мачта в высоту 57.6 метра. Паруса занимают площадь более 1000 кв.м. На борту могут одновременно разместиться 638 человек.

Французское военное судно

Французский пинасс (пинаса) — 17 век

пинасс (пинаса)

XVII век для Европы ознаменовался появлением пинасса, который по основным характеристикам был схож с флейтом, однако отличием выступали шпангоуты и корма. Первые стали обладать увеличенным изгибом, направленным внутрь, а вторая начала выполняться в более плоском варианте. В носовой части судна имелась поперечная переборка, протянувшаяся вверх, вплотную к полубаку. Данная конструкционная особенность сохранялся примерно до 1700 годов. Протяженность корабля приближалась к 44 метрам. Устанавливались 3 мачты, усиленный бушприт, на котором находились блинд и бом-блинд. Прямоугольные тип парусов крепился к фок-мачте и грот-мачте. На верхней части бизань-мачты удерживался крюйсель, под ним бизань. По водоизмещению корабль мог быть различным, начиная от 150 и заканчивая 800 тоннами. Использовались преимущественно торговцами для транспортировки грузов.

пинасс (пинаса)

Французская галера «Ля Реаль» — 17 век

галера «Ля Реаль»

В самом названии указана принадлежность корабля к королевскому флоту. Начиная с 1526 году аналогичные корабли начали выступать в роли флагманских для французского флота. Если на борт поднималась королевская особа, то на галере поднимался штандарт, соседствующий с адмиралтейским флагом. Считается, что только в XVII веке судно получило свой законченный внешний вид и конструкцию. Украшением корабля, который нарисован на открытке, занимался известный скульптор из Франции – Пюже. Парижский музей хранит у себя некоторые элементы внешнего оформления, а также масштабная модель. Это внушительное судно достигало 52 метров и длину, при ширине в 6.4. Всего присутствовали 62 банки, а на месте еще 2 находился камбуз. Для движения использовались крупные 15 метровые весла, управляемые сразу 7 гребцами, общее количество которых составляло 427 человек. В передней части корабля находились 5 пушек – 18, 24 и 36 фунтов. По бокам также имелись орудия – по 6 штук с каждой стороны. Во время движения по «свободной воде» задействовали паруса, а при ведении боевых действий брались за дело гребцы.

галера «Ля Реаль»

Французская галера «Ля Ферм» — 1691 год

галера «Ля Ферм»

По сравнению с галерами Ля Реаль, которые обладали крупными габаритами, данный тип французских судов был совсем небольшим. В длину Ля Ферм достигали 46.7 метра, а в ширину 5.8. Осадка находилась на уровне 1.6 метра. Оборудовался 3 мачтами, на каждой из которых располагался латинский, скошенный парус. Все вместе, парусные полотна могли занимать 850-1150 кв.м. Ширина корабля составляла до 6 метров. Такое соотношение длина-ширина отлично сказывалось на маневренности, независимо от способа передвижения – парусный или гребной. Последние располагались на 18 банках, оборудованных по каждому борту. Общее количество гребцов доходило до 180 человек. Судно, показанное на изображении, относится к 1691 году. В плане внешнего оформления Ля Ферм сильно проигрывает Ля Реаль.

галера «Ля Ферм»

Французский линейный корабль «Солей Руайяль» — 18 век

линейный корабль «Солей Руайяль»

После введения в действие «Табеля о корабельном ранжировании», которые делил все суда на 6 классов, в зависимости от водоизмещения, размера, количеству орудий и членов команды. Ярким примером того, каким должно быть судно класса 1 является Солей Руайяль, появившийся на свет в 1690 году. На его борту располагались 120 орудий. Он стал основой флота многих стран того времени начиная с XVIII века. Корабль достигал 55 метров в длину и 15.5 в ширину. Трюм углублялся на 6.7 метра. Одновременно на корабле находилась команда из 875 человек. На протяжении долгого времени именно это «судно для линейного боя» удерживало звание лучшего среди своего класса.

линейный корабль «Солей Руайяль»

Французский фрегат «Флора» 18-19 век

фрегат «Флора»

В 1700-1800 годах класс фрегат включал в себя суда, обладающие одной палубой и тремя мачтами, используемый в боевых действиях. Основные отличия от линейных судов заключались в уменьшенном размере и наличии орудия для дальних атак. Поэтому фрегаты отлично подходили для разведывательных и крейсерских целей. Они могли нападать на одиночных противников самостоятельно, без какой-либо поддержки со стороны флота, и целью их, в основном, выступали торговые корабли. Согласно имеющимся данным, наиболее крупный представитель «нес» на себе 60 орудий и выполнял некоторые функции «линейного».

фрегат «Флора»

Флора появилась в 1780 году на территории Франции. В длину она имела 47 метров, при ширине в 11.6. Осадка находилась на уровне 5 метров. На борту устанавливались 30 пушек на 9 фунтов. Корабль обслуживала команда из 300 членов.