Корабли Французской армады

Корабли Французской армады

Древние корабли Франции

Территория современной франции была заселена более 1,8 миллиона лет назад. Разумеется, рыболовство, у первобытных людей развивалось на небольших лодках выточенных из цельного ствола дерева. С приходом на территорию страны Римской Империи, начали появляться крупные суда с гребной тягой. А в последствии и вовсе вёсла были упразднены. Уже в 18 веке франция вступила в союз с Испанией для строительства крупного флота против Англии. Компания не увенчалась успехом, однако оставила множество материала для исследователей кораблестроения.

Самым крупным кораблем для перевозки грузов, вплоть до 2 тысячелетия выступала каракка, созданная, если верить некоторым источникам, португальскими мастерами. Здесь использовались сразу 3 мачты. В период с XV до XVI века кораблестроители начали пробовать применять составные мачты, которые могли быть оборудованы одновременно разными типами парусов. Также было решено увеличить верхние паруса, к которым относятся марсели и крюйсели. Это позволило улучшить маневренность и облегчить управление в различных условиях плавания. Соотношение длина-ширина использовалось около 2:1 – 2.5:1, почему в определенных кругах они получили название «круглые». Это обеспечило лучшую безопасность и подарило возможность совершать более продолжительные путешествия – Индия, Америка и так далее.

Каких-то ярких отличий между военной и торговой вариацией судов не наблюдалось в те времена. К военным часто относили галеру, где двигательной силой выступали гребцы. Существовали вариации с одной мачтой или двумя, к которым прикреплялся парус латинского типа. Галеасы представляют собой увеличенную вариацию галеры. Он оборудовался сразу 3 мачтами с косыми парусами, на кормовой части находились 2 весла управления, присутствовала 1 палуба для гребцов, а на второй находились непосредственно орудия и солдаты. Передняя часть оборудовалась массивным тараном. Галеасы долго удерживали свою популярность, вплоть до XVIII века.

После 50 годов XVI века слово «каракка» перестало употребляться, так как все корабли с 3-4 мачтами называлось просто – судно. В 80 годах XVI века, голландские судостроители придумали и построили совершенно новый тип корабля, получившего название «флейт». Здесь использовалось намного большее соотношение длина-ширина – от 4:1, а известны примеры, где применялись 6:1. Он обладали объемным парусным вооружением, маленькой осадкой и неплохими мореходными показателями. С их помощью можно было хорошо сэкономить, чем активно и пользовались капитаны того времени.

В первом десятилетии XVII века, североевропейские судостроители создали еще один интересный корабль, напоминавший флейт – «пинасс» или «пинаса». В нем использовалась трехмачтовая конструкция. Сюда же относится и более ранний галион, возникший в XVI веке. Последний пришел из Португалии и в будущем прочно удерживал свои позиции во флоте Испании и Англии. Именно на галионе был испробован новый способ установки орудия, которые находились выше и ниже основной палубы, на отдельных, батарейных площадках. Располагались он вдоль бортов, а для стрельбы использовались специальные прорези, порты. Тут соотношение составляло 4:1, а водоизмещение доходило до 1 000 тонн. Чтобы улучшить мореходные показатели и наделить судно возможностью ходить под острым углом к ветряным потокам, в конструкции избавились от различных надстроек. Также галион обладал хорошими скоростными характеристиками, чему способствовало использование более крупным парусов, а также добавление лиселей, ундерлиселей. Согласно канонам того времени, корабль богато отделывался снаружи внутри, чтобы показать свой высокий статус.

В XVII веке, английский кораблестроители создали фрегат, оборудованный 60 пушками, расположенными вдоль бортов на отдельных батарейных палубах. Также они начали использовать в качестве боевых единиц и более мелкие виды:

  • Корвет;
  • Шлюп;
  • Бомбарда.

Французский пинк «Филез» — 15 век

пинк «Филез»

Данный корабль, точнее тип судов, обладал кормой небольшой ширины. Первые данные о нем найдены в XV столетии, а последние датируются XVIII веком. Пинк, создаваемый на севере Европы оборудовался 2 мачтами, а ближе к Средиземному морю использовали трехмачтовые варианты. В обоих случаях применялись скошенные паруса, к бушпиту крепился кливер, а выше бизани находился крюйсель. Все это позволяло достигнуть высокой маневренности и неплохого показателя скорости. Орудий насчитывалось до 30, однако корабль не использовался непосредственно в боевых действиях. Часто применялся в качестве торгового судна, промыслового или для доставки продовольствия более крупным представителям.

Пинк, который находится на картинке, был создан в Марселе в 1778 году.

пинк «Филез»

Французский торговый корабль

Французский торговый корабль

Данные корабли, в основном именовались нефами, однако некоторые использовали такие термины как — хулки и килсы, а в редких случаях бузы. Они обладали ключевыми особенностями — закругленным носом и приподнятыми на достаточную высоту штевнями. Корабли оборудовались единственной мачтой. Благодаря началу применения навесного руля, появилась возможность задействовать ветра бокового направления при перемещении. Кроме того, была повышена осадка, что позволило вмещать больший объем грузов. Начали обустраивать бушприт, к вантам подводились выбленки, якорь внешне напоминал адмиралтейский.

Судно могло перевозить сразу 200 тонн грузов. Галс-клампы ограждались древесиной. Их основное предназначение заключалось в проводке толстых канатов, что отличало от шкота, где отсутствовали тали. Штаги и другие такелажные элементы сдвигались в заднюю часть судна.

торговый корабль

Конструкция нефа предусматривала наличие пристроек в передней и задней частях, предположительно для посадки воинов, так как применялись крестоносцами. Для улучшения внешнего вида, ни оборудовались боевыми щитами, с нанесенным гербом.

Французское военное судно «Ля Короне» — 1636 год

Французское судно «Ля Короне»

На данной открытки нарисовано парусное судно 1636 года. Оно по праву считалось самым лучшим, среди всех созданных во Франции, со всех точек зрения. Для производства корпуса использовался дуб, но тут была важная особенность — для определенных деталей подбирался отдельный ствол, максимально подходящий по размеру. Благодаря такому подходу, удавалось значительно повысить прочностные характеристики, так как волокна оставались нетронутыми. На создание корпуса 1 корабля уходило порядка 2000 дубовых стволов. В длину судно достигает 70 метров, а по уровню воды 50.7, при ширине в 9.3. Борт нависал над поверхностью на 10.5 метров. Водоизмещение доходило до 2100 тонн. Присутствовали 3 палубы, на которых устанавливались 72 орудия, крупного и мелкого калибра. Грот-мачта в высоту 57.6 метра. Паруса занимают площадь более 1000 кв.м. На борту могут одновременно разместиться 638 человек.

Французское военное судно

Французский пинасс (пинаса) — 17 век

пинасс (пинаса)

XVII век для Европы ознаменовался появлением пинасса, который по основным характеристикам был схож с флейтом, однако отличием выступали шпангоуты и корма. Первые стали обладать увеличенным изгибом, направленным внутрь, а вторая начала выполняться в более плоском варианте. В носовой части судна имелась поперечная переборка, протянувшаяся вверх, вплотную к полубаку. Данная конструкционная особенность сохранялся примерно до 1700 годов. Протяженность корабля приближалась к 44 метрам. Устанавливались 3 мачты, усиленный бушприт, на котором находились блинд и бом-блинд. Прямоугольные тип парусов крепился к фок-мачте и грот-мачте. На верхней части бизань-мачты удерживался крюйсель, под ним бизань. По водоизмещению корабль мог быть различным, начиная от 150 и заканчивая 800 тоннами. Использовались преимущественно торговцами для транспортировки грузов.

пинасс (пинаса)

Французская галера «Ля Реаль» — 17 век

галера «Ля Реаль»

В самом названии указана принадлежность корабля к королевскому флоту. Начиная с 1526 году аналогичные корабли начали выступать в роли флагманских для французского флота. Если на борт поднималась королевская особа, то на галере поднимался штандарт, соседствующий с адмиралтейским флагом. Считается, что только в XVII веке судно получило свой законченный внешний вид и конструкцию. Украшением корабля, который нарисован на открытке, занимался известный скульптор из Франции – Пюже. Парижский музей хранит у себя некоторые элементы внешнего оформления, а также масштабная модель. Это внушительное судно достигало 52 метров и длину, при ширине в 6.4. Всего присутствовали 62 банки, а на месте еще 2 находился камбуз. Для движения использовались крупные 15 метровые весла, управляемые сразу 7 гребцами, общее количество которых составляло 427 человек. В передней части корабля находились 5 пушек – 18, 24 и 36 фунтов. По бокам также имелись орудия – по 6 штук с каждой стороны. Во время движения по «свободной воде» задействовали паруса, а при ведении боевых действий брались за дело гребцы.

галера «Ля Реаль»

Французская галера «Ля Ферм» — 1691 год

галера «Ля Ферм»

По сравнению с галерами Ля Реаль, которые обладали крупными габаритами, данный тип французских судов был совсем небольшим. В длину Ля Ферм достигали 46.7 метра, а в ширину 5.8. Осадка находилась на уровне 1.6 метра. Оборудовался 3 мачтами, на каждой из которых располагался латинский, скошенный парус. Все вместе, парусные полотна могли занимать 850-1150 кв.м. Ширина корабля составляла до 6 метров. Такое соотношение длина-ширина отлично сказывалось на маневренности, независимо от способа передвижения – парусный или гребной. Последние располагались на 18 банках, оборудованных по каждому борту. Общее количество гребцов доходило до 180 человек. Судно, показанное на изображении, относится к 1691 году. В плане внешнего оформления Ля Ферм сильно проигрывает Ля Реаль.

галера «Ля Ферм»

Французский линейный корабль «Солей Руайяль» — 18 век

линейный корабль «Солей Руайяль»

После введения в действие «Табеля о корабельном ранжировании», которые делил все суда на 6 классов, в зависимости от водоизмещения, размера, количеству орудий и членов команды. Ярким примером того, каким должно быть судно класса 1 является Солей Руайяль, появившийся на свет в 1690 году. На его борту располагались 120 орудий. Он стал основой флота многих стран того времени начиная с XVIII века. Корабль достигал 55 метров в длину и 15.5 в ширину. Трюм углублялся на 6.7 метра. Одновременно на корабле находилась команда из 875 человек. На протяжении долгого времени именно это «судно для линейного боя» удерживало звание лучшего среди своего класса.

линейный корабль «Солей Руайяль»

Французский фрегат «Флора» 18-19 век

фрегат «Флора»

В 1700-1800 годах класс фрегат включал в себя суда, обладающие одной палубой и тремя мачтами, используемый в боевых действиях. Основные отличия от линейных судов заключались в уменьшенном размере и наличии орудия для дальних атак. Поэтому фрегаты отлично подходили для разведывательных и крейсерских целей. Они могли нападать на одиночных противников самостоятельно, без какой-либо поддержки со стороны флота, и целью их, в основном, выступали торговые корабли. Согласно имеющимся данным, наиболее крупный представитель «нес» на себе 60 орудий и выполнял некоторые функции «линейного».

фрегат «Флора»

Флора появилась в 1780 году на территории Франции. В длину она имела 47 метров, при ширине в 11.6. Осадка находилась на уровне 5 метров. На борту устанавливались 30 пушек на 9 фунтов. Корабль обслуживала команда из 300 членов.