Корабли Испанской Армады

Корабли Испанской Армады

Древние корабли Испанского флота

Историю человека невозможно представить без мореплавания и кораблестроения, ведь с самых первых времен люди пытались передвигаться по рекам и морям. Сначала использовались обычные плоты и простые лодки на 1-2 человек, выполненные из стволов деревьев, папируса и животной шкуры.

Самые первые данные о наличии кораблей относятся к Египту, Греции и Месопотамии, но также встречаются подобные упоминания в текстах Китая и Южной Америки. Такие корабли обладали плоским дном, а для движения использовалось 1-2 весла и парус. Они не могли похвастаться хорошей скоростью или прочностью.

Когда начала активно развиваться торговая отрасль, потребовалось создавать более совершенные суда, способные преодолевать большие расстояния. Считается, что первопроходцы здесь – финикийцы, сумевшие наладить несколько морских торговых путей. Уже в 1 тысячелетии до нашей эры, они путешествовали по акватории Средиземного моря, добрались до Африканских берегов, Красного моря и Аравийского залива.

Всё Средиземноморье работало над улучшением технических показателей своих кораблей. В конструкции корпуса начали применять киль, форштевень, ахтерштевень. Кроме того, войны потребовали появления и военного флота. В большинстве случаев, судна, предназначенные для боевых действий, выполнялись узкими, оборудовались прямоугольными рейковыми парусами, а иногда дополнительным, установленным на наклонной. Изначально вдоль каждого борта располагался единственных весельный ярус, но позже начали появляться двух и трех ярусные варианты. В VI веке до нашей эры, суда такого типа именовались Трирема. Также выделялись мощью своих кораблей и римляне, имевшие на вооружении пентеры, триеры, либурны. Именно либурны послужили основой при создании галеры, которая применялась даже в XVIII веке.

НАО «Санта-Мария» — 1460 год

НАО «Санта-Мария»

Несмотря на то, что судно Колумба считают каравеллой – это совершенно не так. При изучении записей мореплавателя было обнаружено, что сожалел касательно малой подвижности Санта-Марии, или как он ее именовал – нао, что является сокращением от navis, то есть «судно». После проведенных исследований изображений, содержащихся на страницах судового журнала, удалось сделать некоторые предположения. На нем имелся ровный грот, фок представлял собой прямую планку, а выше него находились марсели. Бизань-мачта оборудовала скошенным типом паруса, а ниже бушприта располагался блинд. В передней и задней частях присутствовали надстройки. Все это позволяет отнести Санта-Марию к караккам. В длину она достигала 23 метров, при ширине в 6.7. Позволяла перевозить до 100 тонн грузов, при водоизмещении в 237, и осадке 2.8 метра. Для самообороны на борту были 4 пушки для 20-фунтовых снарядов, шесть на 12 фунтов и 8 на 6 фунтов. Кроме этого в наличии были и маленькие пушки – шпрингалы, 100 крупнокалиберных мушкетов, 1 и более мортир. Команда корабля насчитывала 90 человек.

НАО «Санта-Мария»

Испанская каравелла «Нинья» — 1457 год

Испанская каравелла «Нинья»

На данном изображении показан корабль Христофора Колумба, который принимал участие в американской экспедиции. Он появился в 1475 году, а строительство происходило на верфи в Испании. Когда Санта-Мария столкнулась с рифами вблизи Гаити, Колумб «пересел» на Нинье. Сначала данный корабль принадлежал к малым каравеллам, из-за чего каждая из 3 мачт оборудовалась скошенными паруса, называющимися – caravella latina. Благодаря им судно обладало отличной маневренностью и было способно двигаться за счет бокового ветра. Когда Колумб достиг Канарских островов, было решено заменить паруса на фок-мачте и грот-мачте на прямоугольные. В длину Нинья достигала 17.3 метров, при ширине в 5.5 метра. Могла перевозить до 60 тонн груза, при водоизмещении в 101.2 тонны и осадке 1.9 метра. Команда корабля состояла из 40 человек, а для защиты от нападающих предусматривались небольшие пушки.

Испанская каравелла

Название дословно переводится с испанского как «детка», хотя судно изначально именовалось Санта-Клара. Данный корабль дважды использовался путешественником, а в 1499 достигло Гаити уже с другой командой.

Испанская шебека

Испанская шебека

Это сравнительно небольшие корабли, оборудованные тремя мачтами. В движение они приводились посредством парусов, на открытом пространстве, и гребцов при ведении боевых действий. Здесь использовались латинские, скошенные паруса, аналогичные тем, что применялись в Средиземноморье. Благодаря им, увеличивалась маневренность, а также улучшалось движение под углом к направлению ветра. Весла продевались в порты, находившиеся между оружейными нишами. Общее количество пушек варьировалось от 30 до 50 штук. Корпус продолговатый, небольшой ширины, но развал бортов был достаточно широкий, особенно в передней части. Это также увеличивало мореходность. По своим конструкционным особенностям, судно можно отнести к классу каравелл, однако скорость передвижения и боевая мощность здесь значительно увеличились. Завоевали большую популярность у морских пиратов.

Испанская шебека

На изображении представлена итоговая испанская шебека. В длину она достигала 40.5 метров, при ширине 10.5. Осадка находилась на уровне в 3.8 метра. Существовали и уменьшенные варианты, получившие название полушебеки.

Испанский линейный корабль «Сантисима тринидад» — 1769 год

Испанский линейный корабль «Сантисима тринидад»

Данное судно относилось к 1 классу, согласно существовавшему Табелю. Принадлежало Испании, а первый экземпляр сошел на воду в 1769 году с верфи в Гаване. Для изготовления, по большей части, использовалась древесина красного дерева, произрастающего на территории Кубы, а в отдельных элементах применялась мексиканская сосна. Борта обладали толщиной в 0.6 метра. Эта было крупное и мощное, в боевой части, судно. Вначале предусматривались 4 боевые палубы, способные вместить до 144 пушек, включая 30, стреляющих 32 фунтовыми ядрами. Особая конструкция орудия обеспечивала дальнобойность на уровне 1.5 миль. Также присутствовали мортиры, позволявшие поражать еще более дальние цели, 2 пушки 18 фунтов и 26 — 8 фунтовые. Все это располагалось на первой и второй палубах. Во время боевых действий Трафальгарской битвы, даже находясь под постоянным обстрелом, судно сумело выжить, однако было захвачено в плен, а потом и вовсе затоплено. Общее количество человек, находящихся на корабле, составляло 1200.

линейный корабль «Сантисима тринидад»