Корабли Испанской Армады

Корабли Испанской Армады

Древние корабли Испанского флота

Испания в 16 веке имела крайне напряженные отношения с островным государством Англия. На то были весомые причины, испанцы считали англичан неотесанными варварами, которые вдобавок ко всему грабили их суда. Набеги корсаров на торговые корабли продолжались довольно долго. Чашу терпения переполнила казнь католической принцессы Шотландии Марии. Испания хотела обрушить на Англию свою армаду кораблей, которая считалось непобедимой в то время. На стороне армады числились 108 вооруженных судов, а также 22 галеона, о которых далее и пойдет речь.

Всё время перед боями Испания была уверена в своей победе, но затем произошло то, что многие считали подвигом. Произошла битва Давида и Голиафа, где первый вышел абсолютным победителем. А «Непобедимая армада» после двух недельных боев была вынуждена отступить от берегов Англии и вернутся домой. Потери в том позорном сражении были довольно внушительными 51 корабль потопили, а 15 захватили. Отличился в тех битвах те самые «корсары», которые так докучали Испании, особенно свое имя в историю вписал командующий Чарльз Говард.

Флагманский корабль Армады

Галеон – парусный корабль с множеством количеством палуб. Многие знают этот тип кораблей, как перевозчиков грузов между Испанией и американскими колониями государства, но тем не менее оно было готово принимать участие в войне, войдя в состав «Непобедимой армады», которая была разгромлена в 1588 году. «Галеон» был самым лучшим парусником из существующих на то время. У него была увеличена длина и снижена баковая надстройка, эти показатели увеличили остойчивость, а также скорость стала больше и в целом судно получило улучшенную маневренность. Также его корма отличалась от других типов, тогда как на них устанавливалась круглая часть судна, то на галеонах она была прямоугольной. Его водоизмещение оставляло 500 тонн, но у отдельных экземпляров оно доходило и до 2 тысяч.

Строительство всех представителей типа обходилось дешевле, чем у предшествующих «Каррак», также он мог нести большее вооружение. Паруса состояли из нескольких матч, их количество насчитывалось от 3 до 5, передние были прямые, а задние косые. Строился корпус «Галеона» из твердых пород дерева, чаще всего из дуба, а из сосны создавались рангоуты.

В то время галеоны готовились к боевым сражениям и при проектировании инженеры ориентировались на повышение боеспособности. Так, например, он имел некоторые особенности в строении борта. Он имел развал к грузовой ватерлинии, а завал приходился на верхнюю палубу. Благодаря этому решению конструкторов корабль стал прочнее, так как не принимал на себя основную ударную силу волн, также его грузоподъемность увеличилась, а проникновение на корабль при абордаже затруднилось, что давало фору экипажу при лобовом столкновении с матросами врага.

Не одной особенностью борта был «хитер» Галеон, помимо этого он был укомплектован вооружением, которое было довольно опасным для любого противника того времени. На судно поднималось до тридцати орудий разного калибра от 6 до 19 сантиметров. Помимо этого, на корабле находились переносные мушкетоны, которые открывали шквал огня через бойницы. Со временем количественные показатели оружия всё росли и росли. Пушки начинали располагаться над главной палубой, а также под ней с каждого борта. Так началась эра пушечных батарей, из-за наличия столь внушительного объема оружия снижалась возможность перевозки каких-либо грузов и увеличивалось водоизмещение. По этой причине корабли стали основой испанского флота. Помимо испанского «Галеоны» были и у англичан, и у Голландии.

НАО «Санта-Мария» — 1460 год

НАО «Санта-Мария»

Несмотря на то, что судно Колумба считают каравеллой – это совершенно не так. При изучении записей мореплавателя было обнаружено, что сожалел касательно малой подвижности Санта-Марии, или как он ее именовал – нао, что является сокращением от navis, то есть «судно». После проведенных исследований изображений, содержащихся на страницах судового журнала, удалось сделать некоторые предположения. На нем имелся ровный грот, фок представлял собой прямую планку, а выше него находились марсели. Бизань-мачта оборудовала скошенным типом паруса, а ниже бушприта располагался блинд. В передней и задней частях присутствовали надстройки. Все это позволяет отнести Санта-Марию к караккам. В длину она достигала 23 метров, при ширине в 6.7. Позволяла перевозить до 100 тонн грузов, при водоизмещении в 237, и осадке 2.8 метра. Для самообороны на борту были 4 пушки для 20-фунтовых снарядов, шесть на 12 фунтов и 8 на 6 фунтов. Кроме этого в наличии были и маленькие пушки – шпрингалы, 100 крупнокалиберных мушкетов, 1 и более мортир. Команда корабля насчитывала 90 человек.

НАО «Санта-Мария»

Испанская каравелла «Нинья» — 1457 год

Испанская каравелла «Нинья»

На данном изображении показан корабль Христофора Колумба, который принимал участие в американской экспедиции. Он появился в 1475 году, а строительство происходило на верфи в Испании. Когда Санта-Мария столкнулась с рифами вблизи Гаити, Колумб «пересел» на Нинье. Сначала данный корабль принадлежал к малым каравеллам, из-за чего каждая из 3 мачт оборудовалась скошенными паруса, называющимися – caravella latina. Благодаря им судно обладало отличной маневренностью и было способно двигаться за счет бокового ветра. Когда Колумб достиг Канарских островов, было решено заменить паруса на фок-мачте и грот-мачте на прямоугольные. В длину Нинья достигала 17.3 метров, при ширине в 5.5 метра. Могла перевозить до 60 тонн груза, при водоизмещении в 101.2 тонны и осадке 1.9 метра. Команда корабля состояла из 40 человек, а для защиты от нападающих предусматривались небольшие пушки.

Испанская каравелла

Название дословно переводится с испанского как «детка», хотя судно изначально именовалось Санта-Клара. Данный корабль дважды использовался путешественником, а в 1499 достигло Гаити уже с другой командой.

Испанская шебека

Испанская шебека

Это сравнительно небольшие корабли, оборудованные тремя мачтами. В движение они приводились посредством парусов, на открытом пространстве, и гребцов при ведении боевых действий. Здесь использовались латинские, скошенные паруса, аналогичные тем, что применялись в Средиземноморье. Благодаря им, увеличивалась маневренность, а также улучшалось движение под углом к направлению ветра. Весла продевались в порты, находившиеся между оружейными нишами. Общее количество пушек варьировалось от 30 до 50 штук. Корпус продолговатый, небольшой ширины, но развал бортов был достаточно широкий, особенно в передней части. Это также увеличивало мореходность. По своим конструкционным особенностям, судно можно отнести к классу каравелл, однако скорость передвижения и боевая мощность здесь значительно увеличились. Завоевали большую популярность у морских пиратов.

Испанская шебека

На изображении представлена итоговая испанская шебека. В длину она достигала 40.5 метров, при ширине 10.5. Осадка находилась на уровне в 3.8 метра. Существовали и уменьшенные варианты, получившие название полушебеки.

Испанский линейный корабль «Сантисима тринидад» — 1769 год

Испанский линейный корабль «Сантисима тринидад»

Данное судно относилось к 1 классу, согласно существовавшему Табелю. Принадлежало Испании, а первый экземпляр сошел на воду в 1769 году с верфи в Гаване. Для изготовления, по большей части, использовалась древесина красного дерева, произрастающего на территории Кубы, а в отдельных элементах применялась мексиканская сосна. Борта обладали толщиной в 0.6 метра. Эта было крупное и мощное, в боевой части, судно. Вначале предусматривались 4 боевые палубы, способные вместить до 144 пушек, включая 30, стреляющих 32 фунтовыми ядрами. Особая конструкция орудия обеспечивала дальнобойность на уровне 1.5 миль. Также присутствовали мортиры, позволявшие поражать еще более дальние цели, 2 пушки 18 фунтов и 26 — 8 фунтовые. Все это располагалось на первой и второй палубах. Во время боевых действий Трафальгарской битвы, даже находясь под постоянным обстрелом, судно сумело выжить, однако было захвачено в плен, а потом и вовсе затоплено. Общее количество человек, находящихся на корабле, составляло 1200.

линейный корабль «Сантисима тринидад»