Корабли Швеции

Корабли Швеции

Развитие кораблестроения в Швеции

История Швеции начинается в 11 веке, когда она оказалась под влиянием могучих конунгов. Как и во всей древней Европе крупных королей не строили до 13-14 веков, ввиду отсутствия технологий и феодальной раздробленности. Но торговцы всё же развивали торговлю с соседями использую морские и речные пути, для этих целей им было достаточно дракаров и домонов. Но с появлением, на театре морских сражений, пороха и больших морских дистанций для судоходства, увеличился и тоннаж кораблей. В 17 веке Швеция начала строить свою империю и развивать кораблестроение на новые высоты.

Шведская каравелла 15 век

Шведская каравелла

Между XV-XVI века на территории Швеции начали производить суда, называемые каравеллами. Но, если сравнивать с другими представителями аналогичного класса, то здешнее парусное вооружение значительно отличалось. Шведская каравелла, создаваемая в 1560 годах, обладала 3 мачтами, к которым крепились паруса. На грот-мачте и фок-мачте оборудовались прямоугольные паруса, а на бизань-мачте находилась пара латинских, скошенных. Блинд располагался внизу бушприта. Паруса занимали внушительные 680 кв.м., а самая высокая точка фок-мачты достигала 27.5 метров. В длину корабль имел 32.8 метра, при ширине в 7.5. Вмещал в себя практические 450 тонн, а осадка находилась на уровне 3.6 метра. Для самозащиты и, при необходимости, нападения использовались пушки, в количестве 20 штук. На борту одновременно находился экипаж, состоящий из 86 членов, а также сотня воинов.

Шведская каравелла

Шведское военное судно «Васа» 1628 год

Шведское военное судно «Васа»

Первое судно было спущено на воду в 1628 вода в порту Стокгольма. Название своё он получил благодаря королевской династии, правившей в то время. Густав II приказал своим подчиненным соорудить корабль, способный преодолевать большие расстояния на максимальной скорости и одновременно обладающий высокой огневой мощностью. И это удалось голландским судостроителям. Длина Васа достигала 62 метров, не учитывая бушприт, при ширине в 11.7 метра. Водоизмещение составляло 1300 тонн, а осадка находилась на уровне в 4.7 метра. Для защиты и атаки использовались 64 пушки, как крупного, так и мелкого калибра. Команда корабля состояла из 137 членов, а также присутствовали около 300 солдат. Корабль обладал 3 мачтами, на которых располагались паруса, занимавшие огромную площадь в 2000 кв.м. Проблема состояла в том, что при такой боевой нагрузке, малая ширина играет очень злую шутку, что и случилось в 1628 году 10 (20) августа. Корабль, сразу же после покидания порта, был повергнут шквальным ветром, из-за чего появился сильный крен, вода начала заливаться внутрь и за пару минут он пошел ко дну. В 1964 году удалось поднять корабль со дна, отреставрировать и превратить в морской музей.

Шведское судно «Васа»

Шведская шнява 16 век

Шведская шнява

Это маленький корабль, движимый при помощи парусов и используемый для транспортировки грузов и во время боевых действий. По своему внешнему виду она несколько напоминает бриг, но со своими особенностями. Шнява получила широкое распространение во флотах Англии, Швеции и Франции в 1600-1700 годах. Она оборудовалась двумя мачтами, к которым крепились прямоугольные паруса. Также тут присутствовали бушприт, кливер и стаксель. Вблизи передней части грот-мачты находилась стеньга, топовая часть которой подпирала грот-марс. Она выполняла функцию поддерживания шнявсела – латинского, скошенного паруса. На крупных кораблях использовался аналогичный вариант, называемый контрбизань. Судно могло выполняться в различных размерах – длина варьировалась от 20 до 30 метров, а ширина составляла 1/4 ее часть. Команда состояла из 80 членов. Водоизмещение составляло 150 тонн. Если корабль использовался в военных целях, то на борту могли находиться от 12 до 18 орудий. Часто применялись в качестве разведывательных судов или для передачи важных посланий.

Шведская шнява