La Couronne 1636

La Couronne 1636 — Военный корабль Франции

Корабль La Couronne (1636)

Мощь и изящество, гордость французского флота и лично герцога Де Ришельё, красавец La Couronne. Первый линейный корабль пришедший на смену давно устаревшим галерам. Именно La Couronne открыл французам новые горизонты, теперь они смогли заявить о себе как о морском государстве с перспективами приобретения флота как для торговли, так и для войны.

Для начала позвольте рассказать пару слов о том времени. В 17 веке Франция не могла похвастаться своей мощью, скорее наоборот. Не обладавшие достаточным вооружением, французам приходилось опасаться скрытных Англичан с одной стороны и буйных Испанцев с другой. Став по сути инициатором создания La Couronne Кардинал Ришельё внес свое имя в историю как смельчака и авантюриста, ведь почти никто в 1633 году не верил в возможность создания истинно французского флота. Конечно, нельзя говорить о национальном флоте, если у вас на руках один корабль, но если ранее корабли закупались у голландцев, теперь появилась перспектива отказаться от их весьма и весьма дорогостоящих услуг в пользу своих мастеров.

La Couronne 1636

 La Couronne 1636

Корпус и вооружение La Couronne

Сама Корона могла похвастаться завидными параметрами: более чем 50 метров общей длины, грот-мачта Короны составляла 32,48 м в длину при длине киля 39,98 м что было излишне для такого большого корабля, но простительно для корабля королевского. На 3 мачтах разместились суммарно около 1000 квадратных метров парусной ткани. Паруса фок-мачты имели те же пропорции, что и грот-мачты. При сильном ветре один из углов паруса возможно было подобрать гитовым. На корабле, помимо прочего, отсутствовали боннеты, такие привычные для оборудования судна. Наконец, водоизмещение Короны, по словам современников, составляло около 2000 тонн. Для верфи Ла-Роше Бернар, где строился корабль, те года были прорывными в плане технологий и новых инструментов.

Вооружение La Couronne внушало уважение и трепет — 8 корабельных пушек 68/72 калибра расположились на расстоянии 3,5 метров в пушечных портах шириной в 1 метр, закрывавшихся на голландский манер.

Корпус корабля, выполненный из твердых сортов дуба, отличался невероятной красотой фактуры. Снаружи корпус обшивали буком. Палуба держалась снизу за две металлические кницы и элементы «Herpez», простирающиеся до самого верха форштевня. Таким же образом поддерживались декоративные «тараны» корабля. Обе стороны корабля украшала художественная роспись и резьба, на темно-синем фоне проступали золотые лилии – геральдический символ королевского дома. Сейчас мы можем оценить красоту этого корабля только по картинам художников того времени, но если очевидцы правильно передали все детали, Корона была невероятной красоты кораблем. В наше время Корона является одной из любимейших моделей для сборки как в стендовом моделизме, так и в гоночных моделях по всему миру за свою изящность и, конечно же, за свою историю.

Нос корабля La Couronne 1636

Мореходные свайства

Конечно, у современников возникали большие сомнения в маневренности и быстроходности Короны. До 1636 года французы пользовались мелкими галерами и вид масштабного судна вызывал у абсолютного большинства скепсис. Однако все сомнения развеялись, когда Корону спустили на воду. Отчасти отличные параметры управления объяснялись некоторыми изменениями конструкции от мастеров из Марселя. В частности, доски в корабле отставали друг от друга и подгонялись затем мелкими клиньями. Это позволяло не покрывать всю площадь свинцом, конструкция получалась более легкая, в отличие от известных тогда португальских образов. Кроме новшеств в построении корабля его маневренность отчасти объяснялась величиной команды – на борте служили более 600 офицеров.

К сожалению, хоть этот корабль и был военным, его ни разу не видели в деле. Триумф в создании Короны подстегнул мастеров и уже скоро в верфях началось строительство более технологично вооруженных и более быстрых кораблей. Уже в 1641 году La Couronne убрали из перечня флота как устаревшую модель, а к 1645 году его и вовсе разобрали. Тем не менее именно этот корабль стал для Франции новым открытым горизонтом.

Модель La Couronne 1636