«Мэри роуз» (Mary rose) 1510 год

«Мэри роуз» (Mary rose) 1510 год — гордость Генриха VII

Корабль «Mary rose» короля Генриха VII

Корабль «Mary rose» представляет собой легенду военно-морского английского судостроения эпохи Тюдоров. Он был сооружен в начале XV века в Англии под руководством юного короля Генриха. Столь романтичное название корабль получил в честь сестры Генриха VII Марии Тюдор и их геральдического символа – розы.

Затонул корабль 11 июля 1545 года в спокойную, безветренную погоду, во время подготовки битвы с французским военно-морским флотом, который состоял в основном из галер. Причиной такого плачевного исхода стала перегрузка судна слишком большим, для него, количеством артиллерийских орудий. Судно накренилось, вода попала в раскрытые орудийные порты, и в течение 2-3 минут оно полностью ушло под воду. При этом из всего экипажа, который составлял 700 человек, порядка 650 погибло. Есть и другая информация, утверждающая, что корабль потонул после попадания в него одного из французских залпов.

Корабль обладал очень высокой огневой мощью. Вскоре после этого, ему представилась возможность это продемонстрировать. И в 1513 году англичане выступил против французского флота, с флагманом в лице «Мэри Роуз». Французы были с треском разбиты и поспешили ретироваться домой.

«Мэри роуз» (Mary rose) 1510 год2

Мореходные свойства

Конструкция корабля «Мэри роуз» опережала свое время на 70 лет. Быстрый и маневренный боевой корабль выходил неизменным лидером из всех сражений, в которых участвовал. Его технические характеристики отличались от других кораблей того времени тем, что он изначально был построен, как военное судно, тогда как другие военные корабли тех времен перестраивались из торговых кораблей, которые абсолютно не были приспособлены к военным действиям. Выделим основные особенности корабля:

  • Корабль стык в стык обшивался досками, а не внахлест, как делали ранее;
  • Корабль обладал острыми обводами на корпусе, что гораздо увеличивало его скорость;
  • Киль усиливался дубовым кильсоном, состоял из трех частей и составлял 41 метр в длину;
  • Корпус укреплялся дополнительными деревянными рейками.

Парусное вооружение корабля «Mary rose» было типичным для кораблей того времени. Оно представляло собой систему прямых парусов, которые крепились на фок и грот-мачтах, а второй грот и бизань были прикреплены на косые латинские паруса.

«Мэри роуз»1510

«Mary rose» подвергался двум видоизменениям. В период с 1527 по 1528 года в Портмусе и в 1536 году на реке Темзе в окраинах Лондона. Видоизменения были необходимы для повышения водоизмещения. По известным нам данным этот показатель повысился с 500 до 700 тонн. Толщина обшивки корпуса составляла около 10 см. Со временем корпус усиливался дополнительными рейками, которые были закреплены гвоздями к основной обшивке. Имелся и второй слой обшивки, который находился в трюме ниже ватерлинии. В Портмусе корабль дополнительно оснастили мачтой и парусной оснасткой.

По конструкции корабль «Mary rose» представлял собой трехпалубную каракку.  Орудийная, нижняя и верхняя палубы были рассчитаны на сотню орудий. Кроме того, имелся трюм и дополнительная пятая палуба, которая располагалась выше верхней палубы. Все имеющиеся палубы на корабле были предназначены для установки на них артиллерийских орудий. «Mary rose» была грозой военных кораблей того времени и носила прозвище Корабль-убийца.

К моменту гибели корабля, он составлял примерно 41 метр в длину, 11 метров в ширину и осадку около 5 метров. При этом корабль имел на борту 91 орудие.

«Mary rose» в настоящее время

Обломки прекрасной «Mary rose» пролежали под водой более 400 лет. Корпус этого огромного корабля был найден английским историком А. Макки в 1965 году. В 1982 году начали собирать средства на подъем корабля на поверхность. За столько лет корпус обветшал и его подъем оказался очень трудоемким. В настоящее время, на реконструированный корабль можно посмотреть в музее «Mary rose» в Портмусе.