Древние норманнские корабли

Древние норманнские корабли

Норманнский флот

Историки описывают норманнов как воинствующее племя которое совершало множество морских набегов в период с 13 по 18 века. Набеги становились целыми спланированными экспедициями и в последствии развивались от грабежа до сбора дани с крупных прибрежных территорий. Норманнам так же удалось заселить часто современной франции. Они торговали и заключали союзы с племенами датчан и шведов.

Наибольшей популярностью в период с XVI по XIX век, в Балтийской и Северной акватории пользовался транспортный корабль под названием когг. Он являлся «близким родственником» нефа, не уступая ему в технических характеристиках, но одновременно и не превосходя. Строительство судов, оборудованных сразу 2 мачтами, началось в первом десятилетии XV века, а первые трехмачтовые экземпляры появилась спустя 60 лет в 1475 году и создавались североевропейскими судостроителями.

Прототипом для создания фок-мачты и бизани послужили корабли, производимые в Венеции. Первым кораблем, снабженным сразу 3 мачтами, зашедшим в балтийский порт, является «Ля Рошель», созданный во Франции. Он обладал обшивкой выполненной не привычным способом внакрой, а вгладь, что представляет собой доски, скрепляемые друг с другом стык в стык. Имеются данные, приписывающие создание такого варианта обшивки Жюлиану, создававшему суда в Бретани. Изначально он дал ему название «карвель», а по другим источникам – «кравеель». Именно отсюда и происходит название типа судна каравелла, где использовалась обшивка вгладь.

Внешне каравеллы были гораздо более привлекательными, нежели когги, обладали улучшенным парусным вооружением, повышенной прочностью корпуса и большей вместительностью. Это и послужило причиной тому, что именно их чаще всего использовали мореплаватели в Средние века. Отличительными чертами такого типа кораблей являются – высокие борта, большая седловатость основной палубы, наличие сразу нескольких типов парусов:

  • Единственный прямоугольный парус крепился к фок-мачте
  • Латинский тип парусов устанавливались на грот-мачте и бизань-мачте, на скошенной рее

Благодаря наличию последних, значительно повышалась маневренность, а также появилась возможность ходить под острым углом к направлению ветра.

Норманнский шнеккер

Норманнский шнеккер

Само слово Шнек, в данном его понимании, было впервые обнаружено в 1284 году, когда была найдена новгородская летопись.

Оно происходит от Шнеккер, что в дословном переводе с норманнского означает – змея. Значение его заключается в следующем – судно, прибывшее с иных морей. В длину Норманнский шнеккер достигал 24 метров, при ширине до 5.1 метра и высоте до 1.7 метра. Осадка составляла порядка 1 метра, с водоизмещением в 20 тонн. Судно могло перевозить одновременно до 70 моряков. Шпангоут обладал ощутимым развалом, достигавшем 35 градусов. Чтобы дополнительно увеличить остойчивость, использовался балласт, состоящий из булыжников, массой в 1 тонну. Доски, которыми производилась обшивка, изготавливались из дуба и крепились между собой внакрой. В то время именно по данной особенности можно было отличить корабли народов Севера.

шнеккер

Большая часть кораблей Скандинавии имели в передней и задней части башни, выполненные аналогично крепостям. Они одновременно выполняли функцию кастлей, то есть – приподнятых площадок, закрытых со всех сторон, где размещались стрелки. Весло управления находилось по правому борту и выполнялось согласно скандинавским традициям.

Норманнский кнорр

Норманнский кнорр

Северноевропейские народы могут похвастаться не только отличными боевыми кораблями, но и качественными грузоперевозчиками, называемыми – кнорры. Это необходимая мера, так как требовалось постоянно транспортировать снаряжение и гужевой транспорт. В 1200 годах случилось еще кое-что – изменился важный конструкторский элемент корабля. Это коснулось кормового рулевого весла. Однако, уже до этого, мореплаватели Севера начали использовать его, выдвигая за корму. Проблема изначального весла управления, которое находилось по правому борту, заключалось в ухудшении функциональности при наличии ветра, направленного сбоку. Из-за крена, весло могло углубиться в водную гладь, либо полностью выйти из нее. Когда было решено перенести его в центральную часть, то такой недостаток исчез.

кнорр

Норманнский кнорр обладал развальными бортами, штевнями, поднятыми над основным уровнем, и украшенными резьбой. На палубе предусматривался люк, предоставлявший доступ к трюму. Парус крепился к рейке и обладал прямоугольной формой. На нем, аналогично шнеккеру, имелись рифштерты, что позволяло снизить эффект парусности.