Древние норманнские корабли

Древние норманнские корабли

Норманнский флот

Норманнские народы жили на северных островах, окруженные непроходимой тундрой, а коренные жители отличались своей суровостью и агрессивным поведением. Не даром норманнские жители вошли в историю, как безжалостные завоеватели. Существует множество фильмов, книг, описывающих события того времени и никакое произведение искусства, не обходится без присутствия особых норманнских кораблей.

Помимо военных (драккаров), норманны пользовались торговыми суднами, которые назывались – кноррами. Также, как и во многих других странах, торговые корабли были больше и медленнее, чем военные.

Нормандские драккары

Драккары заслуживают особого внимания, так как выделялись среди других кораблей того времени. Среди своих современников именно эти судна и были самыми современными, благодаря этому их сфера влияния расширялась на всю Европу, а Англия и вовсе становилась регулярной целью скандинавских воинов. Драккары по-другому назывались драконьими кораблями, и они были достаточно быстры, маневренны и прочны. А благодаря их легкости они могли быть перенесены по суше экипажем корабля.

Строительство кораблей

Строились драккары, в основном, из ясеня, но помимо этого материала были дубовые и сосновые доски, судна достигали 28 метров и длину и 4,5 в ширину. Именно такими габаритами обладал самый большой известный скандинавский корабль. Помещалось в эти военные корабли от 26 до 70 человек, тогда как на торговых суднах экипаж состоял из 30 – 40 человек. Норманнский народ возводил корабли из досок, работая при этом не пилой, а топором, чтобы дерево не лохматилось и не разгрызалось, иначе при контакте с водой был велик риск впитать в себя влагу, что погубило бы судно. Обшивка производилась в нахлест, а закрепляли их совершенно разными способами, это зависело от предназначения корабля, его размеров и периоды, когда было строительство. Все видов крепления было три:

  • Железные заклепки и гвозди;
  • Деревянные гвозди;
  • Вязанка.

Потом весь корпус конопатился, а также смолился. Что примечательно, на протяжении всей жизни викинги вязали обшивку между собой, а также к шпангоутам.

Парус

Паруса нормандских кораблей были прямоугольной, или квадратной формы, а создавались они из шерсти овец, также они не намокали, их натирали ланолином (жировым слоем), который имел водоотталкивающие свойства. Все паруса довольно дорого ценились, обусловлено это тем, что на его создание уходило до 9 лет, а также 200 килограмм шерсти.

Как говорилось раннее все боевые суда именовались драконьими. Чаще всего на их носовой части крепилось самого мифическое животное, а когда судно подходило к дружественным берегам, то фигура дракона пряталась под щит, чтобы по поверьям не разозлить духов.

Несомненным плюсом можно выделить то, что военные корабли имели низкую осадку и низкий борт. Благодаря этому они могли плавать по рекам и фьордам, а благодаря их незаметности, они могли сохранять маскировку долгое время, после чего внезапно нападать на противника. Считается, что викинги, пользовались драккарами не только в военных действиях, но и при дальних плаваниях, перевозках. Викинги терроризовали на своих кораблях не только ближайшие европейские земли, а также доплывали до Северной Америки, и даже Гренландии.

Норманнский шнеккер

Норманнский шнеккер

Само слово Шнек, в данном его понимании, было впервые обнаружено в 1284 году, когда была найдена новгородская летопись.

Оно происходит от Шнеккер, что в дословном переводе с норманнского означает – змея. Значение его заключается в следующем – судно, прибывшее с иных морей. В длину Норманнский шнеккер достигал 24 метров, при ширине до 5.1 метра и высоте до 1.7 метра. Осадка составляла порядка 1 метра, с водоизмещением в 20 тонн. Судно могло перевозить одновременно до 70 моряков. Шпангоут обладал ощутимым развалом, достигавшем 35 градусов. Чтобы дополнительно увеличить остойчивость, использовался балласт, состоящий из булыжников, массой в 1 тонну. Доски, которыми производилась обшивка, изготавливались из дуба и крепились между собой внакрой. В то время именно по данной особенности можно было отличить корабли народов Севера.

шнеккер

Большая часть кораблей Скандинавии имели в передней и задней части башни, выполненные аналогично крепостям. Они одновременно выполняли функцию кастлей, то есть – приподнятых площадок, закрытых со всех сторон, где размещались стрелки. Весло управления находилось по правому борту и выполнялось согласно скандинавским традициям.

Норманнский кнорр

Норманнский кнорр

Северноевропейские народы могут похвастаться не только отличными боевыми кораблями, но и качественными грузоперевозчиками, называемыми – кнорры. Это необходимая мера, так как требовалось постоянно транспортировать снаряжение и гужевой транспорт. В 1200 годах случилось еще кое-что – изменился важный конструкторский элемент корабля. Это коснулось кормового рулевого весла. Однако, уже до этого, мореплаватели Севера начали использовать его, выдвигая за корму. Проблема изначального весла управления, которое находилось по правому борту, заключалось в ухудшении функциональности при наличии ветра, направленного сбоку. Из-за крена, весло могло углубиться в водную гладь, либо полностью выйти из нее. Когда было решено перенести его в центральную часть, то такой недостаток исчез.

кнорр

Норманнский кнорр обладал развальными бортами, штевнями, поднятыми над основным уровнем, и украшенными резьбой. На палубе предусматривался люк, предоставлявший доступ к трюму. Парус крепился к рейке и обладал прямоугольной формой. На нем, аналогично шнеккеру, имелись рифштерты, что позволяло снизить эффект парусности.