Римские корабли

Римские корабли

Флот Римской империи

Древний Рим был самым процветающим государством своего времени. Многие народы и страны были захвачены римлянами, множество изобретений было придумано именно в этой стране. Заслуг государства перед миром было масса. Военное дело также развивалось семимильными шагами, обусловлено это было выходом к морю и зачастую довольно агрессивной внешней политикой государства. Многие историки считают, что сами римляне не придумали много нового в своём флоте. Зачастую, они просто брали изобретения завоеванных народов и интегрировали их в свою империю. Это показывает то, что Рим не создавал многие лучшие суда своего времени. Та же техника, что и у государства Цезаря была у финикийцев и греков.

Особенности конструкции

Но тем не менее модернизации каждый представитель флота подвергался при введении в состав армии. Как правило, даже аналогичные суда Рима отличались своими размерами, они были крупнее. Самые большие корабли защищались броней. Так, например, устанавливались бронзовые пластины, а во время боя снимались мачты корабля вместе с парусом, что оставляло в безопасности главную движимую силу корабля, что обещало безболезненное отступление при поражении римлян в каком-либо бою. Все корабли древности были деревянные, этот материал очень хорошо подвергался горению, этот случай также конструкторы Рима усмотрели и на корабль вешались шкуры волов, которые смачивались водой, чтобы потушить все огненные заряды неприятеля. Постройка одного корабля занимала немного времени, если не учитывать подготовку всех материалов, например, дерево необходимо было не только срубить и выпилить из неё деталь, но также и просушить. Если все материалы были готовы, то римляне собирали одну квинкирему (тип корабля) за 40-60 дней, что было очень коротким периодом для того времени. В сравнении с временем постройки, стоит обратить внимание на время эксплуатации одного корабля, он служил от 25 до 40 лет.

Подготовка материалов

Материалы для строительства римляне готовили очень хорошо, например, они рубили деревья в определенные дни и конкретные месяцы. Это делалось для того, чтобы дерево не было червивым и впоследствии как говорили римляне «Не обращалось в пыль». Качества кораблей Древнего Рима оценивали все современники, а спустя времени можно понять, что равных им не было. Такой тип корабля, как трирема, например, был очень мощным и быстрым. В 1987 году данный тип судна воссоздали и решили разогнать его до максимальной скорости. После полученных результатов многие ученые были крайне удивлены, когда увидели показатель в 9,3 узла. Хотя многие историки считают, что данный показатель крайне недостоверен и среди них бытует мнение, что скорости выше 7 узлов во флоте того времени не мог развивать ни один корабль.

Кроме военного флота, Древний Рим имел крепкие торговые связи. Подобные суда также стояли на службе у римлян. Их грузоподъемность была крайне большой и составляла от 250 до 300 тонн, парус состоял из нескольких частей, помимо основного прямоугольно куска ткани на мачте крепились два треугольных. Помимо стандартно установленных парусов в центре корабля, на носовой части появился ещё парус — артемон, благодаря нему, римляне могли плавать под боковым ветром и «ловить» его. Помимо отделения для гребцов, которые находились под палубой, на самой верхней площадке появилось жилое помещение для хозяев корабля и их пассажиров.

Нельзя говорить, что римляне открыли всему миру способности флота, до них изучением этой области занимались многие государства, а Рим лишь умело усовершенствовал их и позволил развиться уже продвинутым технологиям ещё дальше. Тем не менее, нельзя недооценивать силу наводных сил этого государства, ведь не зря именно эта империя стала самым опасным хищником на море в античные времена.

Римская галера

Римская галера

Внешний вид Римской галеры удалось восстановить по изображению, найденному на Траянской колонне. Корабль обладал сравнительно высокими бортами, а спереди находился таран в форме трезубца. На задней части имелся акростоль, напоминающий раковину. Ряды весел располагались отдельно, а укреплением для них служили кринолины. Благодаря достаточному количеству гребцов удавалось достичь хорошей маневренности, что имело большое значение при передвижении по узким проходам или удобно перемещаться внутрь эскадры.

Кринолины устанавливались на нескольких ярусах, поэтому гребцы могли функционировать отдельно друг от друга. Ближе к задней части находились управляющие весла в количестве 2 штук. Борта загибались внутрь, что было нестандартно для судов той эпохи. В первую очередь корабль предназначался для перемещения гонцов, доставки продовольствия более крупным судам и выездов военачальников.

Римская галера

В некоторых случаях могли оборудоваться артемоном — прямоугольным парусом, прикрепленным к наклонной мачте, имевшей крен к акростолю.

Римская бирема

Римская бирема

Ориентируясь на древний барельеф, найденный на территории храма Фортуны, расположенного в Пренесте, удалось восстановить внешний вид и конструкционные особенности римской биремы, появившейся в 1100 годах до нашей эры. Она обладала отличительной чертой в виде кринолина небольшой ширины, называемого пародом. Он выполнял функцию места для гребцов, а также помогал во время ведения боевых действий – защищал боковые части. На форштевне имелись специальные зажимы, используемые для размещения копей. Форштевнь над тараном, выполненным из прочного металла, прогибался и плавно переходил в большой акростоль. Все это украшалось при помощи узоров.

С боков форштевня имелись вырезанные фигуры крокодилов. Фальшборт проходил вдоль всей биремы, а на передней и задней частях имел свободные проходы. Спереди, снаружи, изображалась Медуза-Горгона и богини кораблей. Для главного военачальника предназначалась специальная площадка, расположенная под снимающимся навесом в кормовой части.

Римская бирема

Спереди расположилась башня пращников и трап-ворон, используемый во время взятия судов на абордаж. К акростилю подсоединялись флагштоки, куда размещались трофеи, взятые у поверженных противников. Для движения использовалась человеческая сила, состоящая из 88 весел.

Римская трирема (триера)

 трирема (триера)

Данный корабль являлся основной ударной силой во времена Пунических войн, длившихся с 164 по 146 года до нашей эры. Некоторые учению уверены, что его создателями являлись финикийцы, в то время как их противники доказывают, что коринфянам. У судна имелся таран, являющийся продолжением бруса киля. В длину корабль достигал 45 метров, при водоизмещении в 230 тонн. Весла могли использоваться любой длины. Верхняя палуба занималась транитами – наиболее крепкими гребцами, которые обладали определенными преимуществами перед более слабыми. Остальные 2 палубы занимались зигитами и таламитами. Главным на корабле являлся триерарх, который управлял кормчими, а гортатор выступал командующим гребцов.

трирема (триера)

С помощью весел трирема могла достигать 8 узлов по морю, однако это требовало задействования всех 3 команд гребцов, что происходило исключительно во время ведения боевых действий. Если вода «вела себя» неспокойно, то самые слабые гребцы складывали весла и убирали их внутрь корпуса, а ниши закупоривались вставками из кожи. На носу имелась наклонная мачта, куда устанавливался прямоугольный парус небольшого размера и артемон – маленький «помощник». Мачту можно было убирать при необходимости или опасности. Во время ведения боя, все гребцы налегали на весла, а рулевой стремился направить таран непосредственно на атакующий корабль, чтобы повредить его движитель.

Римская пентера (пентекотера)

пентера (пентекотера)

Во времена Первой Пунической войны, длившейся 25 лет, с 264 до 241 года до нашей эры, римляне представили своё титаническое военное судно – пентера. Она обладала целыми 5 этажами весел, в противовес кораблям карфагенян, которые также оборудовались множеством весел, из-за чего протаранить в борт было затруднительно. Всего римляне сумели подготовить более 120 кораблей. К одному веслу «прикреплялся» один гребец, а общее их число в 1 ярусе достигало 25 человек. В длину корабль достигал 45 метров. Третий и четвертый этаж находились в пародосе – закрытом кринолине, создававшем надежную защиту. Нижние ряды находились внутри корпуса. В одном ряду все весла скреплялись между собой при помощи толстой веревка, что позволяло достигнуть синхронности действий. На передней и задней частях судна производилось украшение акростолей. Сзади имелась навесная галерея, оборудованная балюстрадой, предназначенная для удерживания шлюпок во время движения. На палубе стояло 2 мачты с марсами1 в средней части. Паруса использовались большой площади и задействовались исключительно во время прямонаправленных ветров.

пентера (пентекотера)

Римский торговый корабль

Римский торговый корабль

Нарисованный здесь корабль являлся зерновозом и датируется 50 годами. В длину он достигал 27 метров, при ширине в 7.5 метров и осадке до 2.5 метров. Согласно данным размерам, он был способен вмещать в себя порядка 300 тонн груза. Корпус достаточно скругленный, в центральной части оборудовался мачтой с прикрепленным прямоугольным парусом. Для усиления использовалась пара парусов треугольной формы, в чем наблюдается сходство с лиселями, появившимся позднее. В носовой части имеется бушприт, мачта с наклоном, на который крепится артемон, маленький дополнительный парус. Его присутствие позволяло передвигаться судно, во используя боковое направление ветра. В конце кормы располагался акростоль, напоминающий по форме лебединую голову.

Римский торговый корабль

Кринолины, располагающиеся за пределами борта балконы, являлись опорами для пары управляющих весел большого размера. Здесь впервые стало оборудоваться помещение над основной палубой, напоминающее современный капитанский мостик. На нем могли находится пассажиры и главный на корабле.