Римские корабли

Римские корабли

Флот Римской империи

В отношении военных судов римляне придерживались тактики отработанной в сухопутных сражениях легионами. Основными критериями были крепкая броня и силовое нападение. При рассмотрении гребных судов Римской Империи, в глаза, сразу бросается, защита гребцов мощными бортами и щитами, а так же массимный подводный или надводный таран.

В IV веке, когда Римская империя начала терять свою мощь и распадаться, возникла Византия. Она обладала обширной флотилией, преимущественно из дромонов. Это небольшие суда, снабженные двумя яруса гребцов и парой мачт, а в качестве орудия использовалась примитивная катапульта. Изначально на ней оборудовались исключительно прямоугольные паруса, но спустя 2 десятилетия появились и латинские. Данный корабль послужил основой при создании дромона североевропейского.

Викинги представляли собой другой вариант судостроительства. Их дракары обладали крупными размерами и могли преодолевать большие расстояния.

Руссы также хорошо себя показали в плане строительства кораблей. Есть достоверные данные, согласно которым с VI века они преодолевали большие дистанции в Черном море и Средиземном. Основным транспортным средством служила ладья.

Важные перемены начали происходить в кораблестроении в середине XIII века, когда французские мастера смогли создать неф. Здесь полностью отказались от человеческой силы, заменив ее большим количеством парусов. Неф иногда назывался буз, килса, хулка, но всё это один и тот же вариант судна. Наличие навесного руля открыло доступ к покорению бокового ветра, а компас способствовал активному развитию картографии.

Основными морскими державами XIII века являлись:

Они обладали многочисленный флотом, предназначенным для торговли с другими странами. Также они сдавали суда в аренду, о чем есть достоверные сведения, например – Людовик IX использовал венецианские корабли во время крестового похода 1270 года. В XIII веке появился каботажный корабль, оборудованный исключительно парусами латинского типа и 2 веслами управления. В тот же период возник Ганза – торгово-политический союз. Это вынудило кораблестроителей придумывать новые типы судов, способных перевозить больше груза и достигать дальних стран.

Активное развитие торгового судостроения продолжилось и в XIV веке. Тогда появились трех и четырех мачтовые корабли, оборудованные прямоугольными парусами большей площади. Военный флот также не стоял на месте, о чем свидетельствует появление маневренных и быстрых галер, снабженных латинскими парусами. Их также использовали для исследования морей, поиска новых островов и тому подобного.

Римская галера

Римская галера

Внешний вид Римской галеры удалось восстановить по изображению, найденному на Траянской колонне. Корабль обладал сравнительно высокими бортами, а спереди находился таран в форме трезубца. На задней части имелся акростоль, напоминающий раковину. Ряды весел располагались отдельно, а укреплением для них служили кринолины. Благодаря достаточному количеству гребцов удавалось достичь хорошей маневренности, что имело большое значение при передвижении по узким проходам или удобно перемещаться внутрь эскадры.

Кринолины устанавливались на нескольких ярусах, поэтому гребцы могли функционировать отдельно друг от друга. Ближе к задней части находились управляющие весла в количестве 2 штук. Борта загибались внутрь, что было нестандартно для судов той эпохи. В первую очередь корабль предназначался для перемещения гонцов, доставки продовольствия более крупным судам и выездов военачальников.

Римская галера

В некоторых случаях могли оборудоваться артемоном — прямоугольным парусом, прикрепленным к наклонной мачте, имевшей крен к акростолю.

Римская бирема

Римская бирема

Ориентируясь на древний барельеф, найденный на территории храма Фортуны, расположенного в Пренесте, удалось восстановить внешний вид и конструкционные особенности римской биремы, появившейся в 1100 годах до нашей эры. Она обладала отличительной чертой в виде кринолина небольшой ширины, называемого пародом. Он выполнял функцию места для гребцов, а также помогал во время ведения боевых действий – защищал боковые части. На форштевне имелись специальные зажимы, используемые для размещения копей. Форштевнь над тараном, выполненным из прочного металла, прогибался и плавно переходил в большой акростоль. Все это украшалось при помощи узоров.

С боков форштевня имелись вырезанные фигуры крокодилов. Фальшборт проходил вдоль всей биремы, а на передней и задней частях имел свободные проходы. Спереди, снаружи, изображалась Медуза-Горгона и богини кораблей. Для главного военачальника предназначалась специальная площадка, расположенная под снимающимся навесом в кормовой части.

Римская бирема

Спереди расположилась башня пращников и трап-ворон, используемый во время взятия судов на абордаж. К акростилю подсоединялись флагштоки, куда размещались трофеи, взятые у поверженных противников. Для движения использовалась человеческая сила, состоящая из 88 весел.

Римская трирема (триера)

 трирема (триера)

Данный корабль являлся основной ударной силой во времена Пунических войн, длившихся с 164 по 146 года до нашей эры. Некоторые учению уверены, что его создателями являлись финикийцы, в то время как их противники доказывают, что коринфянам. У судна имелся таран, являющийся продолжением бруса киля. В длину корабль достигал 45 метров, при водоизмещении в 230 тонн. Весла могли использоваться любой длины. Верхняя палуба занималась транитами – наиболее крепкими гребцами, которые обладали определенными преимуществами перед более слабыми. Остальные 2 палубы занимались зигитами и таламитами. Главным на корабле являлся триерарх, который управлял кормчими, а гортатор выступал командующим гребцов.

трирема (триера)

С помощью весел трирема могла достигать 8 узлов по морю, однако это требовало задействования всех 3 команд гребцов, что происходило исключительно во время ведения боевых действий. Если вода «вела себя» неспокойно, то самые слабые гребцы складывали весла и убирали их внутрь корпуса, а ниши закупоривались вставками из кожи. На носу имелась наклонная мачта, куда устанавливался прямоугольный парус небольшого размера и артемон – маленький «помощник». Мачту можно было убирать при необходимости или опасности. Во время ведения боя, все гребцы налегали на весла, а рулевой стремился направить таран непосредственно на атакующий корабль, чтобы повредить его движитель.

Римская пентера (пентекотера)

пентера (пентекотера)

Во времена Первой Пунической войны, длившейся 25 лет, с 264 до 241 года до нашей эры, римляне представили своё титаническое военное судно – пентера. Она обладала целыми 5 этажами весел, в противовес кораблям карфагенян, которые также оборудовались множеством весел, из-за чего протаранить в борт было затруднительно. Всего римляне сумели подготовить более 120 кораблей. К одному веслу «прикреплялся» один гребец, а общее их число в 1 ярусе достигало 25 человек. В длину корабль достигал 45 метров. Третий и четвертый этаж находились в пародосе – закрытом кринолине, создававшем надежную защиту. Нижние ряды находились внутри корпуса. В одном ряду все весла скреплялись между собой при помощи толстой веревка, что позволяло достигнуть синхронности действий. На передней и задней частях судна производилось украшение акростолей. Сзади имелась навесная галерея, оборудованная балюстрадой, предназначенная для удерживания шлюпок во время движения. На палубе стояло 2 мачты с марсами1 в средней части. Паруса использовались большой площади и задействовались исключительно во время прямонаправленных ветров.

пентера (пентекотера)

Римский торговый корабль

Римский торговый корабль

Нарисованный здесь корабль являлся зерновозом и датируется 50 годами. В длину он достигал 27 метров, при ширине в 7.5 метров и осадке до 2.5 метров. Согласно данным размерам, он был способен вмещать в себя порядка 300 тонн груза. Корпус достаточно скругленный, в центральной части оборудовался мачтой с прикрепленным прямоугольным парусом. Для усиления использовалась пара парусов треугольной формы, в чем наблюдается сходство с лиселями, появившимся позднее. В носовой части имеется бушприт, мачта с наклоном, на который крепится артемон, маленький дополнительный парус. Его присутствие позволяло передвигаться судно, во используя боковое направление ветра. В конце кормы располагался акростоль, напоминающий по форме лебединую голову.

Римский торговый корабль

Кринолины, располагающиеся за пределами борта балконы, являлись опорами для пары управляющих весел большого размера. Здесь впервые стало оборудоваться помещение над основной палубой, напоминающее современный капитанский мостик. На нем могли находится пассажиры и главный на корабле.