Тип военного корабля “Шлюп”
Содержание:
Боевой Шлюп – определение
Классификация военных кораблей подразумевает деление кораблей по классам и типам в зависимости от их предназначения, вооружения и других тактико – технических данных.
Можно сказать, что шлюп – это скорее класс, включающий разные типы кораблей.
Отсутствие деления шлюпов по рангам связано с тем, что все корабли, кроме линейных и фрегатов, составлявших основные силы флота, считались второстепенными. Зачастую к ним применяли общий термин «sloop-of-war».
Главной характеристикой шлюпа является его предназначение, а не конструктивный тип.

Виды шлюпов
Условно различает несколько видов шлюпов:
- Парусный трёхмачтовый корабль с прямым парусным вооружением. Этот вид кораблей использовался в 17 – 19 веках. У англичан, однако, имелись на вооружении и двухмачтовые шлюпы. Такие шлюпы по типу могли быть отнесены и к корветам, и к бригам, и к фрегатам. Этот вид кораблей применялся для крейсерского боя, разведывательной деятельности и почтовой службы.
- Одономачтовый корабль, распространённый в Европе и Америке в 18 – 20 веках. Парусное вооружение составляет гафельный или бермудский грот, гафсельный топсель и кливер. Иногда дополнительно снабжался дополнительными кливером и стакселем. Использовался, в основном, для торговли и рыболовства.

Предназначение шлюпа
Флоты России и Англии относили к шлюпам суда, способные находиться длительное время в самостоятельных плаваниях.
Первые шлюпы, построенные в 17в., несли на себе 4 орудия и были длиной 50 футов и весом в 50т. Однако со временем так стали называть суда от мелких ботов до военных кораблей с полным парусным вооружением.
Военные шлюпы использовались даже как фрегаты, если собственно фрегаты отсутствовали, а стратегия требовала их использования.

Немного истории
Первая кругосветная экспедиция в истории России была совершена И.В. Крузенштерном и Ю.Ф. Лисянским на шлюпах «Нева» и «Надежда». Эти шлюпы, приобретенные в Англии, официально не входили в состав Российского Императорского флота.
Именно на шлюпе «Восток» Ф. Беллинсгаузен открыл Антарктиду. Примечательно, что и построен этот шлюп был в Санкт – Петербурге в 1818г.
Использовали шлюпы и пираты. Так, например, Стид Боннет совершал свои «подвиги» на 10 – ти пушечном шлюпе «Revenge». На этом же шлюпе начинал свою «карьеру» знаменитый Эдвард Тич по кличке «Чёрная борода».
Последний классический трёхмачтовый шлюп серии «Espiegle», предназначенный для несения службы в колониях Британии, был построен в 1904г. Но во времена I мировой войны Англия была вынуждена вернуться к строительству шлюпов как многоцелевых, высокоманевренных кораблей малого водоизмещения. Шлюпы использовались Англией как эскортные, противолодочные, дозорные и т.д. корабли. Их строили и использовали до конца II мировой войны. Однако, по окончании войны, они были отнесены к классу фрегатов, так как их характеристики приближались к характеристикам миноносцев и, собственно, фрегатов.
Шлюпы в современности
Казалось бы, с завершением строительства шлюпов в 50 – х годах прошлого столетия закончилась, и их эпоха господства на водах мирового океана. Однако, в 2012 году в Великобритании был представлен концептуально новый проект, возрождающий к жизни тип судов «шлюп». Его название «Перспективный шлюп типа Black Swan». Предполагается использовать их как противоминные, патрульные корабли и в качестве корабля Sea Control (фактически, сторожевой). Концепция исходит из того, что этот шлюп должен быть способен длительно нести службу в дальних водах. Этот шлюп наиболее близок к кораблям береговой охраны Норвегии. Наибольшая длина шлюпа, будущего будет составлять 95 метров, ширина – до 16 метров, осадка – 4 метра. Строительство шлюпа, будущего планировалось начать в 2017 – 2018 годах.

Сегодня шлюп – это тип парусного вооружения современных спортивных яхт. Ярким представителем такой парусной яхты является шлюп «Atalante», построенный на голландской верфи Claasen. В 2016 году эта великолепная представительница шлюпов стала лауреатом премии World Superyacht Awards как лучшая парусная яхта 2016г. в категории от 30 до 40 метров.