Торговые и военные корабли древней Европы

Торговые и военные корабли древней Европы

Кораблестроение древней Европы

Европа одна из первых частей света на которой начались появляться первые государства, вместе стало развиваться военное дело и торговля. Вся европейская часть планеты была пронизана реками, морями, каналами. По этой причине флот в Европе появился довольно рано.

Самыми первыми кто начал доминировать на море это были корабли типа Трирема. Они стояли на вооружении у финикийев, греков, римлян. Достигали в длину они сорока метров, а ширина составляла около пяти метров. Водоизмещение доходило до ста тонн, а скорость до 12 узлов. Это был самый быстрый корабль с 7 и по 4 века до нашей эры, строчку лидерства ему позволило захватить устройство движителя. Он приводился в движение не одним рядом вёсел, как это было с его предками, а тремя. Благодаря чему, как думают историки и получил такое название «трирема».

Следующим видом кораблей, которые оказались лучше, чем предыдущий вил были либурны. В 323 году нашей эры состоялось сражение между 200 либурнами и 350 трирем. Явная победа была за первыми, а Восточная Римская империя, которая слыла мощнейшим флотом, была повержена.

Этот тип кораблей был дешевле в своём обслуживании, и их постройка отнимала меньше времени, чем у остальных суден. Строили их в основном из кипариса, сосны, или же ели. Соединялись все комплектующие не железными гвоздями, а медными. Связано это было с самим металлом, медь не ржавела от попадающей влаги и таким способом сохраняла свою основу, что нельзя сказать про железо. Поэтому несмотря на увеличенные траты, данное новшество здорово окупалось в обслуживании позднее. Если триремы всегда имели по три ряда вёсел, то с либурнами всё было сложнее. На них могли быть установлены и по шесть рядов вёсел, и по два. Их количество зависело от размера корабля. Помимо этого, они обладали вооружением в виде метательного аппарата, при окружении кораблями противника всегда был шанс прорваться, или «утащить» за собой на дно пару вражеских суден.

Судостроение развивалось также и на Руси. Корабли в этой стране назывались ладьями. Их использовали, к примеру, при походе на Константинополь, но в тех сражениях русы вынуждены были отступить, не выдержав обстрел огнем со стороны противников. Ладью строили из крупного ствола дуба, или липы. Борт делали выше благодаря прикрепленным доскам. Эта технология через некоторое время умерла и из строительства был убран ствол, а корпус возводили полностью из досок. Этот вид корабля поначалу не имел вооружения и перевозил лишь воинов Руси, в движение корабль приводился веслами и прямыми парусами, которые крепились на две, или три мачты. Позднее некоторые судна имели тараны и даже некоторые метательные орудия. Ладьи отставали от европейских кораблей по своему совершенствованию, ведь морских сражений было не так много, производство этого типа суден продолжалось вплоть до 18 века, когда по Средиземному морю уже вовсю передвигались на многопалубных парусных суднах.

Поход русов на Царь Град (Константинополь) потерпел фиаско. Во многом это заслуга Византийского народа и «греческого огня», который обрушивался на захватчика. Но Византия имела выход к морю, что обязывало создавать свой собственный эффективный флот. Так и появился «Дромон». Производили их с пятого по тринадцатый века и некоторый историки считают данный корабль ответвлением от либурны о которой рассказывалось раннее. Дромон также был быстроходным. Достигалось это гребцами, которые сидели в два ряда. Корабль имел достаточно высокий борт, а спереди и сзади были площадки для орудий и позиций лучников.

Сам корпус корабля строился по скелетной технологии, а именно киль, шпангоуты, стрингеры и палубные бимсы создавали цельный комплекс внутреннего корпуса и не было необходимости использовать соединяющие пояса. Паруса крепились на нескольких мачтах (от 1 до 3). Направление судна задавали два боковых рулевых весла.

Корабль Эгейского моря (о. Крит) 10-9 век д.н.э.

Корабль о. Крит

Для восстановления внешнего вида и устройства данного судна использовался рисунок, нанесенный на вазу, найденную в Тебене и датированную 900-800 годами до нашей эры. На нем было показано наличие брусьев, к которым прикреплялись все весла с обеих сторон. По заверениям Генриота и Лундстрема, корабль не являлся двухэтажным. Он обладал небольшой шириной, а на передней части оборудовался таран. Кормовая площадка была снабжена веслами для управления. Спереди имелся небольшой помост, служащий пьедесталом для щупалец Горгоны или рогов оленя, которые использовались для устрашения противника — при взгляде со стороны судно напоминало страшное чудовище из глубин моря. В длину он достигал 30 метров, при ширине в 5 метров. За счет высоты опорных стоек, весла не могли входить под нормальным углом, что негативно сказывалось на эффективности. Спустя века, на галерах данный недочет был устранен.

Корабль о. Крит

Судно Этрусков 4 век д.н.э.

Корабль Этрусков

В центре Италии было найдено древнее капище 400 годов до нашей эры. Там обнаружили несколько надгробий с рисунками, изображающими корабли этрусков. По своей форме они очень походили на финикийские суда, однако было и ключевое отличие, заключающееся в сильном изгибе штевней. Аналогично кораблям викингов, весла пронизывались непосредственно в борт, что позволяло гребцам находиться ближе к воде и более эффективно выполнять свою функцию. Люди находились под защитой, опять же, бортов. Отверстия для весла было снабжено рукавом из кожи, что снижало негативный эффект трения. Для изменения направления использовалось весло, оборудованное поперечным румпелем, который устанавливался с обратной стороны корпуса по правой стороне. Мачта находилась в центре, и к ней крепился прямоугольный парус и один рей. На верхнем поясе обшивки наносился узор, изображающий морскую волну, а на корпусе он напомнил листья. Ахтерштевень с обоих направлений защищался боевыми щитами, а заканчивался изображением рыбьего хвоста. Аналогичная защита применялась и на топе форштевня. В передней части корабля имелся проемболон, напоминающий баранью голову и служивший защитой от вражеского тарана. Собственный таран выполнялся из металла и располагался близко к линии воды. Этрусские судна были достаточно широкими, обладали высокими бортами, что позволяло им комфортно бороздить просторы Средиземного моря.

Корабль Этрусков

Русская боевая лодья (ладья)

Русская боевая лодья

Согласно историческим данным, уже в 500-700 годах, славяне были способны передвигаться по акватории Черного и Средиземного морей. Это способствовало их высокоразвитое судостроение. Об этом свидетельствует 907 год, когда киевский князь Олег отправился в Константинополь. Кроме того, имеются и другие письменные подтверждения величия славянского мореходства. Корабли могли называться следующим образом – лодья или скедия. В первом случае – это крупное судно, способное перевезти от 40 моряков. Чтобы повысить этот показатель использовалась не только цельная древесина, но и поднятые, при помощи досок, борта. Когда обшивка выполнялась внакрой, судно получало название набойна, а если вгладь, то – насад. На лодье располагался украшенный парус из холщевой ткани. Люди, сидевшие на веслах, защищались от палящих солнечных лучей специальным навесом.

Русская боевая ладья

Гокштадский корабль (дракар)

Гокштадский корабль

Данный корабль был обнаружен в Норвегии, вблизи Сандефьорда в 1880 году. Скандинавский корабль датируется 900 годами. В длину он достигал 24 метро, при ширине в 5.1 метров. Для движения мог использоваться парус, создаваемый из нескольких вертикальных полотен и скрепленный с реей. Также применялись весла, достигавшие в длину 5.5 метра. Корабль обладал сильно приподнятым на окончаниях бортом. Корпус создавался из древесины дуба, которая дополнительно украшалась различными узорами и рисунками. В 1898 году, 12 норвежцам удалось построить полностью аналогичное судно, на котором они преодолели всю Северную Атлантику. Им удавалось развивать порядка 10 узлов, что является хорошим показателем не только для IX века, но и на 200 лет вперед.

Гокштадский дракар

Североевропейский дромон 6 век.

Североевропейский дромон

Впервые о дромоне рассказывается в летописи короля остготов, относящейся к 540 годам, но устройство описывается лишь у Льва Философа из 800 годов. В длину корабль достигал 41 метра. Обшивка выполнялась внакрой из древесины дуба. На концах имелись платформы, защищенные боевыми щитами, на которых располагались дальние войска. Весло управления имело одноточечную опору, с возможностью вращения посредством рукоятки. Она оборудовалась под углом в 90 градусов к весельному перу.

На этом судне появилось важное улучшение – вторая мачта, расположенная с уклоном на форштевень. Она обладала парусом небольшой ширины, используемом во время ветров с боковым направлением.

дромон

Данный вид кораблей назывался по-разному – килс, неф, холк, буза, нейв. Именно здесь видно, насколько строительство судов на севере было развито, что и привело к появлению одного из самых популярных представителей – Ганзейский когг.

Средиземноморское судно 8-9 века

Средиземноморский корабль

Когда викинги начали заплывать в акваторию Средиземного моря в 700-800 годах, то они обнаружили, что местные корабли не используют прямоугольный парус с рейками, заменив их скошенными, треугольными вариантами. В то время такие корабли северяне начали называть латинскими, как и все, что относилось к южной половине Европы. Никто не может сказать, кто именно создал парус такой формы, но считается, что их впервые начали использовать в Греции и Римской империи. Его удобство заключалось в повышенной маневренности, что имело большое значение во время плавания среди небольших островов, коих много в данной акватории. Кроме того, косой парус обеспечивал достаточную скорость движения при использовании ветров бокового направления.

Средиземноморский корабль

Здесь нарисован каботажный корабль, используемый в 800 годах. Он обладает срезанным штевнем, а на палубе имеется лишь одна, наклонная в сторону форштевня, мачта. Для управления использовалась 2 весел.

Фламандская каракка 13 век

Фламандская каракка

Этот корабль являлся самым большим среди всех существовавших в начале 1400 годов. Она обладала развитыми надстройкам на передней и задней частях. Существовали варианты с 2, 3 и 4 палубами, а также от 3 до 5 мачт. Для обшивки применялся метод вгладь, борта обладали некоторым закруглением и загибом к центральному уровню. Из-за особенности формы бортов, осуществлять абордаж противника было сложно. Каракка Фламандии, существовавшая в 1500 годах, обладала прямоугольными парусами, установленными на фок-мачтах и грот-мачтах. Бизань-мачта оборудовалась скошенным типом парусов. В длину достигала 35.8 метров, при ширине в 5.7 метра. Способна перевозить до 537 тонн, сохраняя осадку на уровне в 4.1 метра. Количество людей на корабле – 86, включая команду и руководящий состав. Для самозащиты и нападения торговые суда снабжались 12 пушка, а военные могли нести на себе до 40.

Фламандская каракка

 

Торговое судно Северной Европы

Торговое судно Северной Европы

Восстановить внешний вид и конструкцию судна удалось благодаря старинной печати, используемой в Бостоне в 1375 году. Были выявлены особенности – парусное оснащение высшего класса, для того времени. Ранее считалось, что оно появилось гораздо позднее, однако изображение изменило всё. Паруса прямоугольной формы располагались на Фок-мачте и грот-мачте. Латинский скошенный парус крепился к бизань-мачте и служил для маневровых действий при наличии ветра боковой направленности. Над марсовой площадкой использовались марсели на стеньге, используемые при недостаточной ветрености. Шкоты протаскивались посредством блочного механизма и крепились непосредственно на трапециевидные ноки, находящиеся на реях. Форма корпуса была аналогично большинству кораблей той эпохи. Судно тяжело чувствовало себя под крутым углом к направлению ветра, из-за наличия палубного завала. Обшивка исполняется методом вгладь. На обоих концах корабля оборудовались касли – небольшие надстройки. Ниже форкасля располагался шпиль, также присутствовал якорный клюз. Основной парус украшался гербом, а на ограждении каслей имелись орнаментные рисунки.

судно Северной Европы

 

Корабль Вильгельма Завоевателя

Корабль Вильгельма Завоевателя

Власть над морским пространством Европы викинги смогли удерживать на протяжении 500 лет. Это способствовали их дракары, обладающие внушительной маневренностью и скоростью. Благодаря им у викингов была возможность преодолевать огромные расстояния посредством воды и достигнуть Исландии, Гренландии и северной части современного США. Форштевни всегда украшались головами змей, которые наводили страх на все Средиземноморье. Совместно со славянами, викинги укрощали Великий торговый путь.

Корабль Вильгельма Завоевателя

В качестве движущей силы на дракаре устанавливался прямоугольный парус, размером в 70 кв.м, сделанный из нескольких полотен, покрытый золоченой тесьмой и изображением символов вождей. Рея двигалась совместно с парусом. Мачта обладала внушительной высотой, а крепилась при помощи вантов, идущих к бортам, и штаг к концам. Для защиты бортов предусматривались закрепленные боевые щиты. По своему внешнему виду, данная посудина разительно отличалась от всех существовавших в тот момент. Его получить восстановить в 1066 году, благодаря ковру найденному в Байе, где был изображен сам Вильгельм Завоеватель.

Большая Португальская каравелла

Португальская каравелла

Отличительной стороной данного типа кораблей являются высокие борта, вогнутая форма палубы и по одной надстройке в передней и задней частях. Испанское название звучит как Caravella redonda, что в дословном переводе означает – прямой парус. Именно такой, прямоугольный, располагался на фок-мачте, соседствуя с фок-марселей и фор-марселем. Другие мачты оборудовались скошенными парусами, так судну была необходима возможность следовать под острым углом к ветровым потокам. На палубе располагались до 22 орудий. Водоизмещение варьировалось от 200 до 400 тонн.

Португальская каравелла

Парусное судно гукор (гуекр) 13 век

гукор (гуекр)

Изначально они использовались в качестве промысловых судов, в XIII-XV столетиях. Потом их конструкция начала изменяться, что привело к увеличению габаритов, что позволило устанавливать боевые орудия и использовать в военных целях. В большинстве случаев Гукор снабжался 10 пушками малого калибра. Оборудовался парой мачт, удлиненным бушпритом, к которому присоединялся стаксель, посредством фор-стенег. Также присутствовал кливер, иногда бом-кливер. Фок-мачта снабжалась триселем, а на шкаторине отсутствовал гик, благодаря чему она получала больше свободы. Выше находился марсель, а над ним располагался брамсель. Бизань-мачта оборудовалась крюйселем и бизанью. Более крупные представители могли иметь по 3 мачты, 300 членов экипажа и перевозить 200 тонн груза. В стандартном варианте команда состояла из 70 человек.

гукор (гуекр)

Датский военный корабль 13-14 века

Датский военный корабль

Эти корабли обладали характерными чертами кораблестроения викингов и Ганзы. Обшивка его выполнялась методом внакрой, форштевень сильно скашивался, а руль навесной. В центральной части находилась мачта, крепление которой осуществлялось с помощью вантов. Рей спускался непосредственно на палубу и к нему крепился парус. Он обладал своей особенностью – с помощью рифштертов можно было уменьшить шкаторину, благодаря чему парус становился уже и позволял лучше маневрировать. Брус форштевня удерживал огороженную площадку треугольной формы. Половину корпуса составляла боевая палуба, которая была несколько приподнята над основным уровнем при помощи опор. Рисунки и резьба украшала всю поверхность форштевня и ахтерштевня. Шлюпка крепилась поверх грузового люка, ведущего в трюм. Воронье гнездо для стрелков оборудовалось непосредственно на мачте. На ее клотике часто устанавливался крест. Использовалось Датчанами в 1300 годах.

Датский военный корабль

Голландский флейт 16 век

флейт

Первый такой корабль появился в 1595 году на территории Голландии, точнее – город Хорн, считающийся центральной судостроительной верфью. Создатели решили использовать соотношение длины к ширине 4:1 или 6:1. Это было необходимо, чтобы появилась возможность двигаться под острым градусом к ветру. Здесь впервые начали использовать стеньги, хотя сами они появились еще в 1570 году. Мачта использовалась очень высокая, на несколько метров больше, нежели общая корпусная длина. В противовес этому было решено использовать маленькие реи. Это позволило использовать небольшие, по ширине, паруса, которые были очень удобные в обслуживании, а следовательно – экипажа мог состоять из меньшего количества человек. Прямоугольные паруса использовались на фок-мачте, грот-мачте, к которым также крепились марсели. Крюйсель удерживался на бизань-мачте. Бушприт оборудовался блиндом, а в некоторых случаях использовался бом-блинд. На данных судах было и еще одно нововведение – штурвал. Представители XVII века обладали длиной в 40 метров и шириной в 6.5 метров. При этом осадка находилась на уровне 3.5 метра, а перевозить корабль мог до 400 тон груза. Чтобы отбиваться от противников или нападать могли использоваться до 20 орудий. Общий состав экипажа включал в себя от 60 до 65 членов. По своим мореходным параметрам, флейт находился в числе первым, поэтому использовался как для транспортировки грузов, так и во время боевых действий. Их господство продлилось вплоть до XVIII века.

флейт