Венецианский флот

Венецианский флот

Торговые и военные корабли Венеции

Венеция была крайне богатым и развитым государством. Сейчас это лишь район Италии, но раньше она поистине считалась сверхдержавой. Обуславливалось это географическим положением, они имел выход к воде, а также дружественные связи со многими иностранными государствами.

Основополагающей целью венецианцев была торговля, несмотря на это, войны государство также вело. И их тип корабля «Галера» был главенствующим во всем средиземноморье. Она была очень быстра, такой эффект создавался благодаря наличию паруса и вёсел, которые греблись 150 членами экипажа. Венеция не является создателем «галер», подобные корабли существовали в Финикии и Греции, а уже эта республика умело модернизировала тип. Что примечательно, перед инженерами, которые работали над галерами стояла задача сохранить все чертежи и данные в секрете. Перед началом работы многие мастера и строители даже давали клятву, что не выдадут никакие данные о судах посторонним лицам. Команда, которая занималась строительством состояла из 3000 «арсенолотти», именно так называли тех, кто работает над этим тайным оружием страны. Поле их работы даже было обнесено десятиметровым забором, а каждый участок патрулировался, чтобы ни один чужак, даже из родного государства не раскрыл тайну производства. Помимо этого, ни один их современник не мог похвастаться скоростью, с которой они создавали свои суда. На одну «галеру» уходило ровно 3 дня, что было абсолютным рекордом.

Строительство кораблей

Самым главным конструкторским решением «галер» были изогнутые шпангоуты. Именно их положение и давало максимальную скорость, а также заданную форму. Шпангоуты составляли каркас корабля, а уже на них крепились доски. Благодаря такому строительству вся конструкция прочно удерживалась, а также была довольно узкая и не подвергалась деформации. Готовый каркас накрывался палубой, а на него ставились скамейки для 150 гребцов, как писалось раннее. Характеристики этого типа корабля были следующие длина: 40 метров, ширина: 5 метров, движитель – парус, скорость — 6 узлов, грузоподъемность — 140 тонн.

Но помимо военных задач «галеры» были и купеческими кораблями. И при торговле они покрывали очень большое расстояние, но из-за слишком большой численности команды они были вынуждены останавливаться в каком-либо порту каждые 3 дня, чтобы обеспечить себя необходимой провизией, также все венецианские купцы вольготно себя чувствовали практически в любом городе и во время остановок, они не упускали возможности поторговать с местным населением.

Тем не менее столь модернизированный корабль того времени принёс большую беду в страну. Как можно понять из описания корабля, всем матросам, трудившимся на «галерах» было очень трудно работать. Слишком мало места приходилось на одного матроса, а если добавить к этому широкую торговлю и регулярную высадку в разнообразных портах, то мы увидим главный недостаток, который и убил 60 тысяч человек. Матросы из-за антисанитарии и ужасных условий работы принесли неизведанную болезнь в страну. Оказалось, что это чума, та самая зараза, которая сгубила половину Европы.

«Галера» тем не менее несмотря на своё лидирующее европейское положение среди других кораблей всё равно канула в лету. Связано это с прогрессом, который развивался семимильными шагами, а многие европейские страны в то время на своих судах могли перевозить большее количество грузов ещё быстрее, чем Венеция. Так когда-то самый мощный корабль Европы стал обычным маленьким препятствием для своих более крупных «собратьев». Помимо «галер» Венеция также владела и другими суднами, но большинство наводной техники составлял именно этот тип.

Венецианское грузовое судно (11-13 век)

Венецианское грузовое судно

При взгляде на данный корабль сразу видно – над внешней привлекательностью никто особо не работал. Бока у него достаточно крутые, из-за чего выглядит он неуклюже. Оборудовался 2 мачтами и имел на борту латинские паруса. Ахтеркастль сравнительно крупный и покрывается сверху резкой. В корабле предусматривался люк, находящийся на палубе, а также внушительный вырез, облегчающий загрузку материалов сразу в твиндек – место между ярусами. Для управления использовались 2 весла, в чем наблюдается явное сходство с Древним Римом. В длину достигал 30 метров, при ширине в 8 метров и высоте в 25 метров. Иногда его также называли неф или гат.

Венецианский корабль

Данное судно упоминается в Венецианском купце, написанном Вильямом Шекспиров. Часто использовалось крестоносцами, с целью транспортировки боевых сил и оборудования.

Венецианский неф (11-13 век)

Венецианский неф 16в

Венеция считалась владычицей морей, во всяком случае, в те времена, когда происходили крестовые походы, то есть 1096-1270 года. Она поставляла свои нефы во многие другие регионы. Основной, но не единственной его положительной чертой была возможность одновременно перевозить 1500 воинов. Спустя сотни лет внешний вид и конструкционные особенности корабля несколько изменялись, и в 1500 годах появился вариант, оборудованный с 4 мачтами. По своим размерам Венецианский неф достигал 28.7 метров, при ширине в 8.36 метра. Водоизмещение составляло 600 тонн, а осадка сохранялась на уровне 3 метров. На фок-мачте устанавливался прямоугольный парус. Аналогичное решение было и на грот-мачте. Скошенный тип парусов, латинские, оборудовались на бизань-мачте и втором гроте. Всего парусное оснащение занимало порядка 770 кв.м, причем особенность заключалась в возможности сравнительно просто удерживаться при крутом угле к ветру. Для удержания на месте использовались 7 якорей, что также было необычно в те времена.

Неф 16в

Венецианская каракка (16 век)

Венецианская каракка 16 век

Корабль, создававшийся в начале 1500 годов, обладал внушительной длиной в 30 метров, при ширине в 10 метров. Борт возвышался на 6.5 метров, а перевозить можно было порядка 600 тонн груза. Имелось 4 мачты, оборудованные различными типами парусов – фок и грот удерживали прямоугольные, а второй грот и бизань уже скошенные. Предусматривались крупные платформы, оборудованные на мачтах, предназначенные стрелкам и ружьями. Чтобы облегчить маневрирование предусматривалось улучшение такелажной проводки, причем как стоячего и бегучего. На вантах оборудовались выбленки – лестница из прочных канатов. Команда судна состояла из 100 членов.

каракка 16 век

Как видно, основное отличие данного типа корабля от существовавших в то время в средиземноморье заключалось в увеличенном размере и улучшенном парусном оснащении.

Венецианская одномачтовая галера (17-18 век)

Венецианская одномачтовая галера 17 век

Этот корабль является типичным для XVII-XVIII веков, приводимых в движение посредством человеческой силы. Она обладала сравнительно низким бортом, плавно переходящим в продолговатый таран в передней части. Длина корабля составляет 41.6 метра, при ширине в 5.2 метра. Водоизмещение достигало 200 тонн, а осадка находилась на уровне 1.5 метров. На борту корабля одновременно находились порядка 225 человек. На палубе имелось от 23 до 25 сидений, называемых банками, с обоих боков. Одна скамья могла предоставить достаточно места для 3 гребцов, что давало итоговое количество на судне – 138. Весла пронизывались через порты, находящиеся во фальшборте в количестве 3 штук на 1 порт. В передней и задней частях находились орудия. При боевых действиях первые выстрелы производились с большого расстояния, для чего задействовались пушки и автопращуры. Галера оборудовалась единственной мачтой, длиной в 27 метров, которая удерживала парус латинского типа и рулевое управление. Чтобы защитить гребцов от палящего солнца во время отдыха, сооружались специальные навесы.

Венецианская галера 17 век

Венецианский галеас (16 век)

Венецианский галеас 18 евк

В северной части Италии, в акватории Адриатического моря, в конце 1200-х годов начала активно развиваться Венецианская торговая республика. Ближе к началу 1500 веков под ее управлением находилась целая армада кораблей, используемых для транспортировки груза и защиты от нападений. Благодаря этому начали появляться галеасы – суда, движимые как парусами, так и человеческой силой. В длину они достигали 57 метров, при ширине в 8. Бортовая высота находилась на уровне 3.2 метра, а осадка составляла ровно 3. Экипаж состоял из 590 человек, включая военных и гребцов. Для защиты могли использоваться до 70 пушек, мелкого и крупного калибра. Существовали варианты с 2 и 3 мачтами, а последний изображен на открытке. Применялись суда данного типа в военных действиях, в частности при Кипрской войне, в сражении у Лепанто. Согласно имеющимся данным, благодаря Венецианским галеасам Священная лига сумела одержать победу над турецким флотом.

Венецианский галеас 18 евк

Венецианская галера «Буцентвар» (10-18 век)

Венецианская галера «Буцентавр»

Корабль всем своим внешним видом показывал принадлежность к аристократическому классу. Именно на нем дож ежегодно проходил по лагуне, во время проведения церемонии обручения Венеции и Адриатики. Данная традиция берет свое начало в 998 году и праздновался вплоть до XVIII века. Новое судно Буцентавр строилось каждый новый век. Оно обладало двумя палубами, а для движения использовалась человеческая сила, управлявшая 42 веслами. Каждое из них в длину было по 10.6 метра, а общее количество гребцов составляло 168 человек, так как на управление одним веслом выделялось четверо. Последний действующий корабль был повержен воинами Наполеона в окончании XVIII века. Масштабная модель находится в Милане, где расположен Морской музей. Корабль достигал 35.2 метров по длине и 7.5 по ширине.

галера «Буцентавр»