HMS Victory / «Победа» 1765 год

HMS Victory / «Победа» 1765 год — Флагман Адмирала Нельсона

Флагман Нельсона — HMS Victory («Победа»)

Одним из популярнейших английских музеев считается Her Majesty’s Ship (HMS) или корабль её (его) величества – известное судно парусного века Victory («Победа»), стоящее с 12.01.1922 г. в портсмутском морском доке. На экспонате ежедневно бывают до двух тысяч посетителей, приносящих немалый доход, идущий на содержание необычного музея. Известность кораблю дала его необычная история, о которой пойдут речь ниже.

Трехмачтовый «Виктори» строился в Чатеме (Англия) почти шесть лет (с 23.07.1759 по 07.05.1765 годы) под руководством видных корабелов Д. Лока и Э. Аллина. Красота корабля, его 60-сантиметровый борт и свыше 100 разнокалиберных орудий впечатляли современников. На постройку гиганта ушло более 2500 многолетних вязов, дубов и других деревьев, а экипаж в разные периоды состоял из 850-950 человек. Корпус корабля имел две обшивки, а подводная часть позднее была покрыта медью, листы которого прикреплялись к обшивке металлическими гвоздями.

Водоизмещение флагмана английского морского флота составило 3500 тонн, при длине 69 и ширине 15,7 метров. Площадь его парусов достигала 260 м2, что позволяло двигаться со скоростью до 11 узлов (около 20 км/час). Все это, однако, не помогло судну обойти размерами испанский корабль «Сантисима Тринидад».

HMS Victory модель

Разрез корпуса корабля Виктори

История военных побед

На военной службе HMS Victory состоял до 18.12.1812 года, когда был исключён из списков ВМФ Великобритании и превращён в корабль-памятник. За почти полувековое нахождение в боевом строю на нем неоднократно менялось вооружение, что зависело от стоящих задач и воли командования. За этот период корабль участвовал в нескольких крупных морских сражениях:

  1. В битве возле острова Уэссан с французским флотом 27.07.1778 г.
  2. В бою между английскими кораблями и объединенным испанско-французским флотом, произошедшем 20.10.1782 г. у мыса Спартель (вблизи Гибралтара).
  3. В битве между английским и испанским эскадрами возле португальского мыса Сан-Висенте 14.02.1797 года. В этом сражении корабль «Виктори» участвовал под командованием Горацио Нельсона, который отличился, был  награждён и стал лордом.
  4. В широко известном Трафальгарском сражении против французско-испанского флота 21.10.1805 года, в котором Нельсон, будучи уже адмиралом и находясь на флагманском корабле Victory, командовал группой кораблей из 12 судов. Сражение закончилось победой англичан, но в этом бою Нельсон погиб.

В Трафальгарской битве линейный корабль получил большие повреждения и был вынужден отправиться на ремонт, после чего участвовал в нескольких морских битвах, произошедших на Балтике. Военная карьера его завершилась в качестве транспорта. Капитально «Виктори» был отремонтирован в 1815 году. После этого он 100 лет простоял в порту Госпорт, что недалеко от Портсмута. При этом за знаменитым флагманом особо не ухаживали, что способствовало разрушению его корпуса.

Линейный корабль Победа - Нельсона

Корабль-музей

Корабль-музей

На защиту обречённого корабля пришёл адмирал Д. Стэрди, а также автор книг о Нельсоне и его корабле профессор Дж. Кэллендер, которые объявили сбор средств, предназначенных для восстановления исторической реликвии. Работы были проведены в 1922 году. Во время одного из налётов  фашистской авиации на Англию судно получило большую пробоину в корпусе. После Второй мировой войны корабль прошёл очередной ремонт, в ходе которого все пушки с него были сняты и размещены на берегу вокруг дока, служащего последним пристанищем HMS Victory.

Так как корпус корабля деревянный, его враги сегодня – это сухая гниль и жуки-древоточцы, с которыми приходится постоянно бороться. Нависла угроза и над мачтами судна, для сохранения которых в 1963 году на тросы из итальянской пеньки, не реагирующие на изменение влажности, были заменены оттяжки, удерживающие мачты, а также штаги и ванты.