Линейный корабль

Линейный корабль «Владислав» 1784 год

Линейнкор «Владислав»

«Владислав» — один из 19 линейных кораблей, входивших в Балтийский флот. Его закладка произошла в сентябре 1782 г. в Архангельске, на Соломбальской верфи. Спуск на воду состоялся в конце весны 1784 г.

Основные характеристики

Трехмачтовый парусник «Владислав» относится к классу линейных кораблей. Осадка составляла 6,1 м. В состав экипажа входило от 770 человек. На вооружении было 74 орудия.

Владислав

История

Технология постройки судов из дерева, когда сначала строился каркас судна, затем выполнялась обшивка вгладь, в середине 15 столетия вытеснила ранее использовавшиеся в Европе способы строительства: римский и клинкерный. На многих европейских языках этот способ созвучен со словом caravel (каравелла).

Построение в кильватерную колонну начали применять в бою в конце 16 века, но такая тактика ведения боя приживалась с трудом. Требовалось изменить конструкцию кораблей. Парусники пришлось разделить на боевые и торговые. При этом боевые суда разделялись на категории по количеству пушек.

Линейные корабли появились в начале 17 века. Меньшие длина и вес позволяли им быстро выполнить построение в кильватерную линию. Прямые паруса, установленные на бизань-мачте, повышенная остойчивость благодаря низкому корпусу дали возможность увеличить высоту мачт и, соответственно, парусность. Все это улучшило маневренность судна во время сражения.

К середине 17 столетия линейные корабли разделили по рангам по количеству пушек (основной параметр) и назначению. Корабли с числом пушек до 50 применялись, как правило, только в составе конвоев. 2-палубные суда с числом орудий до 90 входили в основную часть флотилий, а трёхпалубные и четырёхпалубные, несущие до 144 орудий, были флагманами.

Линейные корабли, уязвимые для пушечных ядер, отличались высочайшей боевой живучестью. Даже при поврежденных 2-3 реях и парусах, потере 30-40 пушек корабль не терял управляемости и продолжал вести огонь.

К концу августа 1784 г. «Владислав» в составе эскадры прибыл в Кронштадт. В 1785 году он ходил по Балтике до Борнгольма. А в конце 1787 г. был приписан к Средиземноморской эскадре Российского флота, в то время ею командовал адмирал С.К. Грейг.

Линейный корабль Владислав в сражении

Война со шведами

В период с 1788 по 1790 год. Россия воевала со Швецией. В конце июня 1788 г. Средиземноморская эскадра покинула Кронштадт, чтобы искать шведские корабли. 6 июля состоялось Гогландское сражение, «Владислав» находился в центре выстроившихся в одну боевую линию судов. В сражении был серьезно поврежден, сделав 2035 пушечных выстрелов. Из 770 моряков были убиты 228, многие получили ранения.

Ночью потерявший управление корабль снесло течением, и его окружили корабли шведов. Причиной капитуляции послужили разбитый корпус, неисправность руля, практически уничтоженный рангоут, взорвавшиеся от стрельбы пушки.

Но эта «победа» обернулась для шведов неслыханными потерями. Если бы они могли предположить, чем закончится капитуляция русских матросов, то отпустили бы русский корабль.

Гогландское сражение было первой и последней войной, выигранной Россией за счет флота. И наибольший вклад (это выяснилось впоследствии)внес сдавшийся шведам «Владислав». Был сорван удар по Санкт-Петербургу, в результате чего им пришлось вернуться в Свеаборг, захватив с собой на буксире плененный русский корабль. Но на корабле бушевал брюшной тиф, эпидемия перекинулась на шведских моряков. К весне 1789 г. личный состав шведского флота уменьшился на треть — от тифа умерли 5000 квалифицированных моряков. Потеряв поддержку флота, армия не могла идти на Петербург, и закончилась война подписанием мирного договора в 1790 г.