Военные корабли 19 века

Военные корабли 19 века

Быстрый поиск по тексту

Военный флот 19 века

В первой половине 19 века мировой флот все еще состоял из деревянных кораблей. Единственным изменением была медная обшивка подводной части судна. Развитие артиллерии и использование паровых машин подтолкнули конструкторов к проектированию полностью металлических боевых единиц. Созданная в конце века торпеда стала очередным рывком в военно-морском деле.

Все эти инновации внедрялись на фоне демонстрации Британией своего бесспорного превосходства в океане. Англия следовала принципу: «Кто правит морем, тот правит миром». Неудивительно, что в середине 19 века ее корабли стояли в портах 55 государств по всей планете. Повсеместное господство, растянувшееся на долгие 100 лет, они сумели доказать в начале века, воюя с рядом европейских государств. Командующий флотом адмирал Нельсон заплатил за это дорогую цену – собственную жизнь. Лишь одному государству они вынуждены были уступить – Америке.

Россия также не отставала в борьбе за морские просторы. Серьезные баталии происходили в водах Черного моря. Крымская война с Османской империей стала важной частью истории обеих стран. США в конце 19 века снова вступили в войну с европейской державой – на этот раз с Испанией.

Самый сильный корабль в начале 19 века

Самыми мощными военными кораблями обладал Королевский флот. Флагманом выступал линейный корабль «Виктория», построенный еще в 1765 году.

Длина судна составляла 57 метров, скорость хода 11 узлов. Движение обеспечивалось парусной системой, площадь которой достигала 5 440 м². С появлением новых видов вооружения у Великобритании корабль «Виктория» был в числе первых, кто оснащался новинками. В 1805 году было проведено очередное обновление орудий. Их общее количество составило 104 современные пушки разного калибра.

Корабль HMS Victory
Строительство корабля HMS Victory

Именно на нем адмирал Нельсон отправился в свой последний бой вблизи мыса Трафальгар.

Трафальгарское сражение

В 1805 году, перед отплытием к месту расположения врага, командующий британским флотом Горацио Нельсон собрал старших офицеров на палубе линкора «Виктория». Он знал, что Франция совместно с Испанией имеют большее количество кораблей. Общая численность пушек также была не на стороне англичан. Но за британцами был боевой опыт, современное вооружение и непреодолимое желание победить. Адмирал сказал, что капитаны поступят правильно, если их борта столкнутся с бортами кораблей противника. Несмотря на мощное вооружение, предназначенное для дальней стрельбы, было решено уйти от линейной расстановки сил в море и сражаться в ближнем бою.

Трафальгарское сражение
Трафальгарское сражение

Союзнические силы не были готовы к такой битве и спустя несколько дней были побеждены. Командующий стоял на палубе «Виктории» во всем обмундировании. Он хотел, чтобы солдаты видели своего командира и вели себя более уверенно. Французский стрелок воспользовался этим и смертельно ранил Нельсона. Умирая, он уже знал, что Англия побеждает. Для любого офицера смерть в бою является честью. Сегодня Горацио признан величайшим адмиралом в истории Британии.

Гибель капитана Нельсона
Гибель капитана Нельсона

Победа у Трафальгара вселила уверенность в английских моряков. В 1815 году затяжная война закончилась бесспорной победой Великобритании. Началась эра мирового господства Королевского флота.

Новые технологии военного флота

Паровые машины

Идея использовать паровые машины на кораблях витала в воздухе уже давно. Зависимость движения судна от силы ветра негативно отражалась на скорости и возможности плыть в нужном направлении. В 1707 году французский физик и изобретатель впервые установил ее на лодку. Прошло более 100 лет, прежде чем военные обратили внимание на новое устройство. В 1802 году американец Роберт Фултон предложил Наполеону построить корабль с паровым движителем и гребным колесом. Французский император отказался, так как не понял важность и перспективу данной машины.

Параход

Лишь к середине 19 века механизм получил повсеместное распространение. Используя новое оборудование, корабль мог зайти с любой стороны и развернуться пушками к противнику. Кроме того, ему не нужно было ожидать определенного направления и силы ветра. Появилась возможность двигаться в реках против течения. Гребные колеса плохо работали в условиях неспокойного моря, но для тихих зон это была отличная замена парусам. Преобразование колеса в винт позволило использовать устройство и на боевых кораблях дальнего плаванья. Первые эксперименты показали, что двигатель производит сильную вибрацию, в результате чего деревянная конструкция корабля расшатывалась.

К этому времени кораблестроители уже искали варианты замены древесины, так как появилось вооружение, способное метать тяжелые снаряды с большим количеством взрывчатого вещества, поражающее значительную часть судна. Внедрение паровых установок ускорило замену корабельного состава мировых лидеров. Наступала эра броненосцев, полностью металлических кораблей.

Металлическая обшивка корпуса

Опыт обшивки днища корабля медью показал, что металл справляется с морской стихией не хуже, а иногда и лучше самой качественной древесины. Но найти такое количество меди не представлялось возможным. Тогда внимание было обращено на железо. Однако большинство членов адмиралтейства с недоверием отнеслись к предложенному материалу. Они считали, что металлическое судно не сможет удержаться на воде. Если же создадут условия для его функционирования, компас – основной прибор на корабле, предназначенном для дальних путешествий, не сможет работать. Первые опыты доказали, что эти опасения напрасны. Более того, металлическая обшивка обеспечила снижение сопротивления воды и, как следствие, способствовала повышению скорости хода.

«Немисис» (1839) – участие в Опиумной войне

В 1839 году в Англии был построен первый в мире железный военный корабль, получивший название HEIC Nemesis. Судно имело длину 50 метров, водоизмещение составляло 660 тонн. Движение обеспечивалось уже привычной парусной системой и двумя паровыми машинами с гребными колесами. Запасов угля хватало на 12 суток хода.

HEIC Nemesis
HEIC Nemesis

Спустя год после вступления в строй «Немисис» принял участие в Первой опиумной войне с Китаем. Великобритания расширяла свои торговые границы и дошла до империи Цин. Она обменивала опиум на диковинный китайский товар, пользующийся в Европе большим спросом. Китайское правительство крайне негативно реагировало на последствия, вызываемые повсеместным приемом наркотиков. Поэтому они запрещали британцам заходить в их порты. Этого мировой лидер допустить не мог.

В конце 1840 года «Немисис» присоединился к войне на Востоке. До устья реки он плыл с помощью парусов. Войдя в тихие китайские воды, корабль с легкостью поднялся против течения, используя для этого паровые двигатели. Но борту находилось 7 единиц артиллерии разного калибра, 1 гаубица на платформе и установка для запуска боевых ракет Конгрива. Этого снаряжения хватило для борьбы с 15 джонками. Первая выпущенная ракета потопила китайский маломощный военный корабль. Для безоговорочной капитуляции потребовалось несколько часов.

К середине 19 века металлургическая промышленность совершила технологический рывок – был изобретен способ выплавки стали. Теперь производство стальных конструкций для кораблей было поставлено на поток. Броненосцы стали естественным продолжением развития кораблестроения.

Появление торпедного вооружения

В 1865 году русский инженер Александровский разработал автономное подводное устройство, движущееся за счет сжатого воздуха и несущее в себе взрывчатые вещества. Он назвал его «самодвижущееся торпедо». Оружие было представлено управляющему морским министерством России адмиралу Краббе.

Спустя год, в октябре 1866 года, Роберт Уайтхед впервые провел испытание своей новейшей разработки. Впоследствии устройство было названо «торпеда Уайтхеда». Оно стало обязательным вооружением большинства военных кораблей многих стран мира.

первые торпеды

Впервые торпеда была успешно запущена в Русско-Турецкой войне. 13 января 1878 года русские боевые судна потопили турецкий «Интибах».

Нарезное оружие

В середине 19 века военно-морские силы крупнейших держав стали испытывать нарезное оружие. Первые годы оно развивалось наряду с гладкоствольной техникой. Последующий опыт показал значительное преимущество нового вида вооружения:

  • Снаряды получали более точное направление;
  • Эффективная дальность стрельбы увеличивалась. При этом, если говорить о максимально возможном расстоянии, то гладкоствольная артиллерия выигрывала. Таким образом, с началом использования нарезного оружия увеличилась фактическая дистанция ведения боя.
  • Снаряды имели другую форму и вес, они несли в себе большее количество взрывчатых веществ.

Новые пушки способны были разрывать стальной корпус вражеского судна. В качестве противодействия применялась различная степень бронирования корпуса. Наиболее уязвимые места покрывались самым толстым слоем защитных пластин.

Конструкция боевых кораблей 19 века

Ведущие ВМС мира продолжали развивать действующие типы судов. С появлением новых видов вооружения началось строительство и современных кораблей нового класса.

Развитие линейных кораблей

Линкоры считались самыми мощными кораблями. Они включали две, три, а иногда и четыре закрытые палубы с большим числом пушек разного размера. Развитие металлургической промышленности способствовало оснащению судна медным днищем, который защищал от наростов и сильных затоплений. В середине 19 века корпус линкоров также начали обшивать металлом – железными, а позднее стальными пластинами. После внедрения паровых машин такие укрепления стали необходимыми. В противном случае вибрация, исходившая из новых установок, расшатывала деревянную конструкцию и делала ее более уязвимой не только в момент боя, но и при сложных погодных условиях.

Линкор «Азов» (1826) – Россия

Линейный корабль Азов модель

Российский линкор «Азов» выполнял роль флагмана русского флота. Осенью 1825 года он был заложен в Архангельске. Спустя полгода судно спустили на воду. По проекту парусный военный корабль должен был включать 76 пушек. Фактически количество артиллерии было большим. Водоизмещение составляло 3000 тонн, длина между перпендикулярами – 54 метра. Подводная часть корпуса была обшита медными листами.

Сразу после введения в строй «Азов» отправился в Англию. Спустя год, в составе союзнической эскадры из российских, английских и французских кораблей, линкор принимал участие в Наваринском сражении против турецко-египетского флота.

Линкор «12 апостолов» (1841) – Россия

В 1841 году в строй вступил парусный линейный корабль «12 апостолов», который выполнял задачи на южных границах России и входил в состав Черноморского флота.

Деревянный корпус судна изготавливался из отборных видов дуба. Подводная часть была обшита пластинами из меди. Размер каждой составлял 10х35 см. Общее количество медных элементов равнялось 5 300 штукам. Впервые в России конструкция трюма укреплялась железными полосами – ридерсами и раскосинами.

Корабль «Двенадцать апостолов»

130 пушек разного назначения и размера, находящиеся на борту корабля, заряжались обычными и разрывными снарядами. Линкор принимал участие в Крымской войне, однако ни в одном из сражений задействован не был.

В самом начале военный действий судно вынуждено было уйти на ремонт. После починки, в 1854 году, «12 апостолов» вошел в состав эскадры близ Севастополя. Когда турецкие морские силы в содружестве с англичанами и французами заблокировали русский флот, с линкора сняли часть артиллерии для укрепления берега. Спустя несколько месяцев было принято решение затопить судно, чтобы вражеские войска не смогли высадиться на берег.

Фрегаты

Большое распространение в 19 веке получили фрегаты. Их отличием от линейных кораблей было однопалубное размещение артиллерии. Использование паровых двигателей занимало значительное место на судне. Фрегат был маневреннее крупных собратьев. Он редко использовался для крупных боев с линейным расположением боевых единиц. Но мог выполнять множество различных боевых задач.

Америка в 19 веке не входила в число сильнейших морских держав. Догнать лидирующие ВМС на первый взгляд не представлялось возможным. Однако война с Великобританией в 1812-1814 годах вселила надежду. США не стремились превзойти Англию и остальные страны по количеству линкоров – морских гигантов. На это у них не было ни времени, ни возможностей. При этом они хотели иметь преимущество хотя бы по одному типу кораблей. Ими стали новые фрегаты.

Фрегат «Конститьюшн» (1798) – США

Построенный в последние годы 18 века, «Коститьюшн» защищал независимость Америки уже в 19 веке. Удивительно, но этот парусный корабль до сил пор числится в составе флота США.

Фрегат «Конститьюшн»

Общее количество вооружения составляет 52 орудия. Максимальная длина судна 62 метра, водоизмещение 2 200 тонн. Последующие американские фрегаты использовали паровые машины, вначале оснащенные гребными колесами, впоследствии винтами.

Броненосцы

Развитие стали позволило создавать бронированные корабли. В условиях появления нарезного вооружения, тонкий железный корпус более не выдерживал разрывные снаряды. Создание торпед также вынуждало разрабатывать варианты защиты боевых судов. Паровые машины требовали более прочную конструкцию. Анализ Крымской войны показал, что все судна требуют выхода на новый уровень.

Гонка вооружений

  • В 1859 году французы спустили на воду первый в мире бронированный корабль для дальнего плавания «La Gloire». Его корпус был сделан из дерева, внешняя часть обшита пластинами стали.
  • Спустя год Великобритания построила броненосец «Уорриор» с цельнометаллической конструкцией. Вместе с парусной системой корабль оснащался паровым двигателем.
  • В 1861 году в гонку вступили США. В Нью-Йорке был заложен первый американский бронированный корабль «Монитор» – один из основоположников нового класса судов. Весь корпус был создан из железа, в том числе палуба. Наибольшую защиту получила рулевая рубка и вращающаяся орудийная башня с двумя 279-мм гладкоствольными пушками.
  • Конфедеративные Штаты Америки также заложили бронированный корабль «Виргиния». Он был переоборудован из захваченного у США фрегата «Мерримак» с паровой установкой на борту. В мае 1862 года произошло столкновение между двумя противоборствующими американскими броненосцами – «Виргиния» и «Монитор». Не нанеся друг другу тяжелых увечий, судна разошлись. По стечению обстоятельств в этом же году броненосец Конфедератов пришлось затопить.
  • Второй британский броненосец «Black Prince», созданный по аналогу предыдущего «Уорриор», заступил на службу осенью 1862 года.

С этого момента ежегодно морские силы крупнейших держав стали пополнять свой флот несколькими новыми кораблями. Не успевали одни из них выйти в море, как следующий тип получал более совершенное вооружение и конструкцию. Стало понятно, что без бронирования ни один корабль не сможет выдержать в бою новые виды техники.

Миноносцы

Создание торпеды повлекло за собой образование еще одного типа кораблей – миноносцев. Наряду с палубным вооружением они несли в себе торпедные аппараты, способные выпускать мины и торпеды для поражения вражеских судов. Такие корабли имели небольшой размер. Важным условием было иметь высокую скорость. Ни один из них уже не имел парусов. Движение обеспечивалось за счет паровых котлов.

Миноносец «Взрыв» (1877) – Россия

Миноносец Взрыв" 1877 год
Миноносец «Взрыв» 1877 год

Первый мореходный миноносец в мире появился в России в 1877 году. Он базировался в Балтийском флоте. Ожидаемая скорость хода должна была составлять 17 узлов, фактически она не превышала 14,5 морских миль в час.

Подводные лодки

Еще недавно подводные судна, незаметные для врага, казались невероятным и фантастическим событием. Именно в 19 веке появились первые попытки создания субмарин.

Французские «Наутилус», построенные в период с 1800 по 1803 года, представляли собой деревянный корпус в виде крытой лодки. Внешняя часть обшивалась медными листами. Внутри помещалось 2 человека, которые при помощи весел осуществляли движение судна. Во время проведения экспериментов субмарины прошли около 500 метров на глубине 6-7 метров.

В 1863 году американцы также построили подлодку, названную Hunley. Несмотря на то, что флот США уже имел паровые установки, Hunley управлялся при помощи гребцов. В процессе испытаний судно дважды тонуло. Оба раза его поднимали. Известность субмарина получила благодаря тому, что в 1864 году сумела потопить корабль неприятеля. Правда и сама в этот момент ушла под воду вместе с экипажем.

Остальные морские державы также проектировали и строили новый подводный вид вооружения. Но свое максимально развитие оно получило уже в следующем столетии.

Самый сильный корабль в конце века

Всемирная гонка вооружений достигала своего апогея. Спустя всего несколько лет после окончания 19 века свет увидит легендарный «Дредноут», совершивший революцию в мире военного кораблестроения. Одним из его предшественников, построенным в последние годы уходящего столетия стал британский броненосец «Канопус».

Броненосец «Канопус» (1899) – Великобритания

Броненосец «Канопус»

128 метров в длину, полное водоизмещение превышало 14 000 тонн. Различные типы бронирования по всему корпусу позволяли судну чувствовать себя уверено в любых сражениях. Две пары 305-мм пушек Армстронга устанавливались на специальных башенных надстройках. 4 торпедных аппарата размещались с обеих сторон.

Первое судно из серии кораблей данного типа вступило в строй в декабре 1899 года, остальные 5 собратьев начали службу в первые годы 20 века.

Броненосец «Петр Великий» (1872) — Россия

Броненосец «Петр Великий»

Одним из мощнейших броненосцев своего времени считался российский «Петр Великий». Конструктивно он немного напоминал будущий «Дредноут», который начал свое существование спустя более 30 лет.

Длина судна составляла 103 метра, водоизмещение 10 400 тонн, максимальная толщина бронирования равнялась 365 мм. Артиллерия включала 4 305-мм пушки и 6 87-мм единиц техники. Позднее были установлены 381-мм торпедные аппараты.

Морские державы в 19 веке

Великобритания – самая сильная морская армия 19 века

Бесспорным лидером в 19 столетии была Англия. Ее убедительная победа в начале века позволила совершать путешествия по всему миру. Торговля процветала в Америке, Африке, Азии и Австралии. Множество колоний и оккупированных территорий обеспечивали бесперебойное поступление средств в казну. Правительство осознавало важность флота, поэтому ежегодно выделяло на его обновление огромные суммы. Большинство значимых кораблей было построено в Британии. Практически во всех проведенных сражениях она одержала победу.

Флот США 19 века

Лишь США сумели выдержать напор со стороны Великобритании и отстояли свое право на независимость. Однако внутренние разногласия, гражданская война и последующий кризис не давал возможности развиваться флоту так, как того хотело адмиралтейство. В конце 19 века произошло столкновение с Испанией. В результате этого Америка получила дополнительные земли. Это способствовало началу становления нового мирового лидера.

Флот Россия 19 века

В начале 19 века Россия занимала 3 место по размеру флота. Ей уступала Англия и Франция. Крымская война оставила негативные последствия. Требовалось оперативное восстановление флота. Романовы уделяли большое внимание кораблестроению. Введенный в строй «Петр Великий» долгое время числился в списке мощнейших кораблей мира. Испытания новой техники позволяли России поддерживать достойный уровень великого морского государства.

Флот Франция 19 века

Война с Великобританией подорвала могущество Франции на мировой арене. Одновременное поражение Наполеона в войне с Россией и его последующая высылка приостановили развитие военной мощи. Однако французы отметились созданием первых подводных лодок, а также в числе первых участвовали в гонке вооружений во второй половине 19 века.

Флот Испания 19 века

Для Испании 19 век был достаточно сложным. В первой половине столетия вместе с французами они проиграли британцам, где потеряли большое число кораблей. Необходимо было возмещать потерянный флот. Покупка русских боевых судов должна была помочь. В результате они получили прогнившие устаревшие экземпляры российской техники, отдав за них баснословную сумму. Случился большой скандал мирового масштаба. Но сделка уже состоялась, ничего изменить было нельзя. Ведя перманентные войны за свои колонии, испанцы вынуждены были самостоятельно достраивать корабли.

Флот Германия 19 века

Германия в первой половине 19 века оставалась морской страной, практически не имевшей флота. Но после 50-х годов стартовало активное развитие военно-морских сил. Началась подготовка к созданию большого и мощного флота, который достиг высшей точки перед началом Второй мировой войны. Броненосцы типа «Кайзер» стали отличной базой для дальнейшего увеличения вооружения.

Флот Нидерландов 19 века

Голландия навсегда потеряла свое могущество в конце 18 века. Находящаяся рядом Великобритания, ограничила возможности Нидерландов претендовать на господство в лидерство океане.

19 век для морского вооружения стал веком открытий и основой для создания новых еще более совершенных кораблей и вооружения. Никто не предполагал, что впереди мир ожидает две ужасные войны, которые изменят ход истории многих стран.