Военные корабли 20 века

Военные корабли 20 века

Военный флот 20 века

Двадцатый век по праву считается золотым периодом для кораблестроения. Мощнейшие, гигантские плавучие города, начиненные новейшим вооружением и ядерным реактором, могут в течение десятилетий существовать в автономном режиме. Основным оружием становятся баллистические ракеты, выпущенные с морской авиации или корабля. Такую технику не остановит даже самая толстая бронь. Основным способом защиты становятся системы противовоздушной обороны. После окончания Второй мировой войны расстановка сил на планете меняется. США уходят далеко вперед от всех остальных морских держав. А начиналось столетие со знаменитых броненосцев и революционных дредноутов.

Самый сильный корабль в начале 20 века

Броненосцы, получившие свое распространение в последние десятилетия 19 века, считались мощнейшими кораблями в мире. Как и их предшественники – деревянные парусные линкоры, они действовали в составе боевого соединения – эскадры. Во время сражения морские гиганты выстраивались в линию так, чтобы в момент залпа орудий быть повернутыми бортом к противнику. Такая тактика была необходима для достижения максимальной огневой мощи.

Русско-Японская война – оборона Порт-Артура, Цусимское сражение

После проведения реформ в Японии – Реставрации Мэйдзи, Страна Восходящего Солнца начала проводить агрессивную внешнюю политику, которая затронула и Россию. Николай II уделял много внимания Дальнему Востоку, укрепление своих границ было главной задачей российского царя. Япония же искала повод для начала военных действий.

Цусимское сражение

Для базирования тихоокеанского флота необходимо найти незамерзающий порт. На российских границах такой территории не было. Поэтому в 1898 году было подписано соглашение, согласно которому китайский Порт-Артур предоставлялся России в аренду сроком на 25 лет. Первая тихоокеанская эскадра, в составе которой были знаменитые броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и «Севастополь». Японская армия негативно отреагировала на такое соседство.

Русские боевые корабли, отправленные в Порт-Артур, имели длину 112 м, водоизмещение 11,5 тысяч тонн. Скорость достигала 16,5 узла. Автономность плавания – 3 750 морских миль. Главный броневой пояс был обшит 368-мм сталью, основное вооружение – 254-мм плитами. Вооружение включало 4 305-мм пушки, 12 152-мм техники, 12 47-мм оружий, а также 6 торпедных аппаратов, включающих до 50 мин.

В январе 1904 года произошла внезапная атака на Порт-Артур со стороны Японского флота. Из строя было выведено несколько русских кораблей, через 3 месяца Россия выдвинула оставшиеся судна в море, но проиграла сражение.

Цусимский бой

После гибели всей первой тихоокеанской эскадры Балтийский флот сформировал вторую и отправил ее к восточным границам. Поход занял полгода. В 1905 году вблизи острова Цусима 30 российских кораблей поджидало более 120 единиц Японского императорского флота. Исход был предрешен. Россия потеряла значительную часть броненосцев.

Дредноут (1906) – Великобритания

Новый британский линкор «Дредноут» (HMS Dreadnought), построенный в 1906 году в Великобритании, стал родоначальником нового класса кораблей, названных в его честь. Своим появлением он мгновенно сделал устаревшими все действующие броненосцы. Огромное мощнейшее судно являлось самым сложным техническим устройством своего времени.

Фотография линкора «Беллерофон»
«Беллерофон» 1907 год

 

Главный калибр состоял из 305-мм пушек, которые располагались парами на 5 башнях. Средний калибр не был даже включен в состав вооружения корабля. Выполнялся новый принцип, звучащий как «all-big-gun» – «только большие пушки».

Все последующие линкоры, придерживающиеся этого правила, назывались дредноутами. Страны, претендующие на звание сильных морских держав, стремились иметь в распоряжении хотя бы один такой корабль. Лидерами выступали Англия и США. Россия также участвовала в гонке вооружений – в ее составе находилось 4 дредноута, головным кораблем выступал «Севастополь».

Новые технологии военного флота

Развитие артиллерии позволило продолжать гонку производства дредноутов в начале 20 века. Позднее скорострельные большие пушки стали применяться и на других боевых кораблях, а также в качестве береговой обороны.

Корабельная артиллерия

Огромные тяжелые установки, расположенные на палубе, позволяли осуществлять выстрелы из пушек большого калибра. Самыми мощными были японские 460-мм орудия Типа 94, установленные на линкорах «Ямато» времен Второй мировой войны.

Вместе с размером артиллерии важным показателем была скорострельность. Советская установка АК-130 осуществляет до 45 выстрелов в минуту. С 1985 года она состояла на вооружении эсминцев проекта 956.

Палубная авиация – реактивные самолеты

В годы Первой мировой войны морская авиация находилась в зачаточном состоянии. В качестве техники использовались гидросамолеты. Проводились первые испытания, в дальнейшем разрабатывались механизмы для взлета и посадки самолета на палубу движущегося корабля. Вторая мировая война уже активно использовала данный вид вооружения. Боевая авиация показала свое превосходство над всеми остальными видами морской техники.

Модель погрузки и спуска гидроавиации

Появление реактивных самолетов ускорило процесс создания морских платформ в лице авианосцев. Большинство крупных морских стран начали проектировать гигантские судна нового типа.

Ракетное вооружение

На каждый вид нового оружия необходимо было искать противодействие. Когда стало понятно, что пушки не работают против самолетов, началась разработка ракетного вооружения. Страны, входящие в состав НАТО, выдвинули идею начать «ракетную войну в море». Так, со второй половины 20 века началась разработка новых видов техники, которые разделяли на 3 группы:

  • Система зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО);
  • Управляемое ракетное оружие (УРО);
  • Противолодочное управляемое ракетное оружие (ПЛУРО).

Система ПВО и ПРО

Появление ЗУРО, УРО и ПЛУРО в одной стране вело к созданию аналогичных устройств в других государствах. Необходимо было искать методы защиты от агрессивной техники. Так появилась система Противоракетной обороны (ПРО). Для обеспечения безопасности со стороны воздуха использовались установки противовоздушной обороны (ПВО).

Морские мины

Устройство морской мины

Морские мины получили свое распространение в годы Первой и Второй мировых войн. Они устанавливались в местах наиболее вероятного прохождения противника. Боевое судно, в том числе незаметная вражеская подводная лодка, являлись целью морских мин. Для их расстановки применяли специальные корабли, называемые тральщиками. Позднее были разработаны торпедные аппараты, которые имели возможность устанавливать минные заграждения.

Атомный реактор

Использование атомных реакторов на военных кораблях стало очередным рывком в сфере военно-морского флота. Ядерная корабельная энергетическая установка обеспечивала движение боевой единицы, а также функционирование всех электрических и паровых устройств.

  • В 1954 году США построили первый в мире корабль с атомным реактором на борту. Им стала подводная лодка «Наутилус».
  • В 1958 году СССР ответил на американский вызов, введя в строй атомную субмарину «Ленинский комсомол».
  • В 1961 году США получили на вооружение первый военный надводный атомоход – ракетный крейсер «Лонг Бич».
  • В этом же 1961 году США стали обладателями первого в мире атомного авианосца «Энтерпрайз». Все последующие американские авианосцы оснащались атомным реактором.
  • В 1980 году СССР поставил на вооружение свой первый военный атомоход – крейсер «Киров». Гражданский атомный ледокол «Ленин» начал свою службу в далеком 1959 году.

Беспилотники

В конце 80-х годов 20 века США первыми начали применять тактические беспилотные летательные аппараты (БЛА). Впервые они были использованы в 1990 году во время операции «Буря в пустыне».

Позже начали создаваться беспилотники, движущиеся по воде, под водой и гибридные образцы. Такие устройства выполняют различные боевые задачи, при этом отсутствует риск гибели человека, управляющего данным вооружением. Дальнейшее развитие техники продолжилось в следующем 21 веке.

Конструкции боевых кораблей 20 века

Линкоры – Дредноуты

Все линкоры, построенные после появления британского «Дредноута», придерживались правила «all-big-gun». Это значит, что основное вооружение имело один калибр – самый большой из возможных. При этом, чем большую огневую мощь выдавал корабль, тем более защищенным он должен быть – ведь противник обязательно будет стремиться оснастить свои судна как минимум аналогичным вооружением. Следовательно, бронирование дредноута должно выдерживать собственный вид орудий.

Линкоры типа «Норт Кэролайн»

Страны, претендующие на звание лидеров морских держав, имели в распоряжении хотя бы один такой корабль. Началась так называемая «дредноутная лихорадка».

Америка имела достаточно средств для постройки большого количества мощных кораблей. Начиная строительство нового класса судов одновременно с главной морской державой – Великобританией, она получила шанс сравняться по мощности. Новый Свет не упустил этой возможности, в результате чего в 20 веке он стал новым властелином морей.

Россия также участвовала в гонке вооружений – в ее составе находилось 4 дредноута, головным кораблем выступал «Севастополь».

Авианосцы

После внедрения морской авиации логичным продолжением развития дредноута стал авианосец. Они имели еще больший размер. На борту базировались десятки самолетов, необходима была площадка для взлета и посадки воздушных судов. Для обслуживания гигантских плавучих городов требовалось до 5000 человек.

Развитие ядерных установок позволило увеличить автономность плавания до десятков лет, необходимо было только своевременно пополнять провиант. Такая огромная машина была слишком заметна в океане, а значит уязвима. Авианосец никогда не идет в поход в одиночестве. Рядом с ним всегда находятся десятки сопровождающих боевых кораблей, в том числе незаметные субмарины.

Авианосец Зейдлиц (Seydlitz)
Авианосец Зейдлиц (Seydlitz) — 1943 год

Мощность авианосцев определяют по следующим показателям:

  • Вид и количество авиационного вооружения;
  • Количество осуществляемых взлетов и посадок за определенный промежуток времени;
  • Оперативная подготовка авиации для выполнения боевых задач;
  • Длительная автономность плавания, при необходимости удобство дозаправки в открытом море.

Бесспорным лидером по числу и мощности авианосцев выступали США. Все остальные страны находились далеко позади.

Битва авианосцев в Коралловом море (1942)

Одним из самых значимых боев между авианосцами можно назвать сражение в Коралловом море между флотом Японии с одной стороны и США с Австралией с другой. Это была первая в мире битва, когда ВМС противоборствующих стран не видели друг друга. С кораблей не был выпущен ни один снаряд. Бой осуществлялся при помощи авиации.

Схватка длилась 4 суток. За этот период было потоплено по одному авианосцу с каждой стороны. Кроме того, Императорский флот потерял 92 самолета, Союзнические силы – 69. Произошло первое стратегическое поражение Японии в годы Второй мировой войны.

Подводные лодки

Первые попытки создания подводных лодок начались еще в 19 веке. Свое распространение они получили в годы мировых войн. Незаметные для надводных судов субмарины подплывали к транспортникам или вражеским боевым единицам и атаковали.

Развитие подлодок стало еще одной причиной, по которой дредноуты стали уязвимыми. Неся в себе самое опасное вооружение, они являлись главной целью противника. Неудивительно, что все подводные корабли в первую очередь пытались устранить линкоры.

Использование атомных реакторов позволило субмаринам в течение многих месяцев находиться под толщей воды и продолжать изучение территории, не оповещая об этом противника.

Проект 941 «Акула» (1980) – СССР

Самой большой подводной лодкой в мире, построенной в 20 веке, считается советская атомная субмарина «Акула». На XXVI съезде КПСС Брежнев намерено называл ее «Тайфун», таким образом он хотел запутать американцев. Полное водоизмещение составляло рекордные 48 000 тонн, длина 172 метра.

Проект К-222 «Золотая рыбка» (1968) – СССР

Самая скоростная субмарина была также построена в СССР. Свое неофициальное имя подлодка получила вследствие дорогой стоимости. На испытаниях в 1970 году корабль показал скорость в подводном положении, равную 44,7 узла, что являлось самым высоким показателем в мире. Ни одна торпеда, существовавшая в те годы, не могла догнать советскую машину.

Тип «Огайо» (1981) – США

В 1981 году в строй вошла первая атомная подводная лодка в мире, на вооружении которой находились баллистические ракеты. До 1997 года на службу заступили еще 17 аналогов.

Эсминцы

Появление новых видов вооружения требовало создания универсальной и скоростной боевой единицы, способной защищать громоздкие дредноуты (а позднее авианосцы), выполнять разведывательные функции, сопровождать грузы, обеспечивать противовоздушную оборону, при необходимости расставлять минные заграждения. Таким многоцелевым судном стал эскадренный миноносец.

Арли Берк
Эсминец типа «Арли Берк» (1989)

Эсминец «Арли Берк» стал первым кораблем из одноименной серии, выпускающейся в США до настоящего времени. Спуск на воду был осуществлен в 1989 году. На борту судна находилось самое современное тактическое ударное и ракетное вооружение систем класса «корабль-воздух» и «корабль-корабль».

Самый сильный корабль в конце века

20 век – век развития технологий и появления ядерного вооружения. Наряду с созданием технических новинок проектировались огромные грозные корабли, несущие в себе смертоносные орудия. Главным достижением ушедшего столетия стало появление атомного реактора и использование морской авиации. Авианосцы и атомные подводные лодки стали опасными инструментами, способными уничтожить целые города.

Авианосцы типа «Нимиц» — США

С 1975 года до конца 20 столетия американские военно-морские силы приняли на вооружение 8 авианосцев типа «Нимиц». Еще 2 были построены в 21 веке. Данная боевая единица является самой большой по водоизмещению – свыше 100 тысяч тонн. Два атомных реактора позволяют проводить в океане десятки лет. Для обслуживания одного корабля требуется экипаж, состоящий из 3 200 человек, еще 2 800 необходимо для обеспечения работы авиации.

  • Судно участвовало в операции «Орлиный коготь». В 1980 году с авианосца «Нимиц», находящегося у берегов Ирана, были отправлены 8 вертолетов с солдатами специального назначения на борту. Они должны были освободить американцев, которых удерживали экстремисты в здании посольства США в Тегеране. Кампания не задалась с самого начала. Заложников освободить не удалось.
  • В 1981 году при посадке самолета EA-6B Prowler произошла авария, в результате которой погибло 14 человек, еще 45 было ранено.
  • В 1991 году «Нимиц» принимал участие в операции «Буря в пустыне».

Морские державы в 20 веке

Флот США 20 века

В конце 19 века военно-морские силы США начали активно наращивать потенциал. В числе первых они вступили в гонку вооружений, строя броненосцы, а затем дредноуты. Участие во Второй мировой войне показало превосходство американских судов над всеми остальными.

Америка стала инициатором создания НАТО, получив поддержку со стороны многих стран-лидеров. Годы холодной войны и периода запугивания социалистических стран во главе с СССР способствовали дальнейшему развитию вооружения. В результате произведенных усилий США ушли далеко вперед от господствующей в океане в 19 веке Великобритании. Основным конкурентом оставался Советский Союз. Но по ряду кораблей, например, авианосцев, никто не мог догнать американский флот. И это не случайно, Америка расположена вдалеке от территорий, где происходят основные мировые события. Следовательно, ей необходимо иметь огромную автономную плавучую базу, с которой будут совершаться вылеты. Борясь с засекреченным СССР, США пытались незаметно подобраться к его границам. Необходимо было развивать подводное кораблестроение.

Флот России 20 века

В 20 век для России был самым сложным периодом. Участие в двух мировых войнах, а перед этим война с Японией подорвала российский флот. Вместе с этим происходили внутренние глобальные перемены. Смена управления в 1917 году и изменение политического режима приостановили строительство некоторых видов кораблей. Со второй половины 20 века проектировка новейшего вооружения была возобновлена. Но последующая перестройка и развал Союза вновь остановили развитие флота.

Несмотря на это, СССР и Россия в течение всего столетия входили в пятерку сильнейших военно-морских стран мира. Они были единственной страной, способной сдерживать агрессивную политику США. На появление новых американских субмарин или других кораблей они тут же отвечали аналогичным судном собственного производства. Лишь авианосная группа кораблей не могла конкурировать с главным соперником. Такое положение было обусловлено нежеланием строить хоть и мощные, но в то же время самые уязвимые корабли в мире. Наибольшее внимание уделялось подводным лодкам, несущим в себе самое современное вооружение.

Флот Британии 20 века

Создание «Дредноута» стало самым запоминающимся в 20 веке для Великобритании. В дальнейшем она внесла большой вклад в усовершенствование нового класса кораблей. С началом Второй мировой войны строительство огромных боевых судов приостановили. Необходимо было сдерживать немецкие субмарины, для этого не нужны новые морские монстры – авианосцы.

В послевоенные годы адмиралтейство отдавало предпочтение боевым единицам с атомным реактором. Они были более быстроходны и автономны. Являясь членом НАТО, Англия участвовала в холодной войне на стороне США. СССР считался потенциальным врагом. Для сдерживания возможной агрессии со стороны Северной Атлантики проектировались корабли, способные функционировать в условиях вечной мерзлоты.

Флот Германии 20 века

Агрессивная политика Германии в первой половине 20 века привела к двум мировым войнам. Всемирная дредноутная лихорадка охватила и Пруссию. Всего было построено 19 кораблей, способных на равных сражаться с аналогичными судами противника. После 30-х годов флот ежегодно пополнялся эскадренными миноносцами и подводными лодками. Шла усиленная подготовка к новым сражениям. Первые столкновения показали, что легко не будет. Начатое строительство авианосцев было заморожено.

После поражения одна часть Германии находилась под контролем НАТО, во второй базировалась армия СССР. О создании собственного мощного флота не приходилось и мечтать. Лишь в последние годы 20 века страна смогла объединиться и практически с нуля нарастить военно-морские силы.

Флот Японии 20 века

Удивительно быстро Япония смогла войти в число стран, имеющих мощный военно-морской флот. Проведенные в 19 веке реформы полностью поменяли риторику японцев. Их агрессивные действия вылились в войны: сначала с Китаем, затем с СССР, а после этого с половиной мира. Поражение в 1945 году поставило точку. С этого момента Стране Восходящего Солнца запрещено было иметь флот. Лишь в конце 20 века она начала восстанавливать утраченную мощь, но в рамках существующих ограничений.

Флот Франции 20 века

Франция, продолжала соперничать с ведущими морскими державами по количеству и огневой мощи кораблей. В числе первых она производила новейшие эсминцы и дредноуты. Начало Второй мировой войны остановило наращивание сил. Вторая половина 20 века показала, что французов не стоит списывать со счетов. Они хоть и строят свои боевые единицы неспешно, но при этом уверенно входили в топ 5 сильнейших флотов мира.

Флот Испании 20 века

Когда-то самый могущественный флот мира – испанский, в начале 20 века имел удручающий вид. Поражение в войне с США в конце 19 столетия сыграло в этом немаловажную роль. В течение следующих нескольких десятилетий Испания восстанавливала свой флот. Начало Второй мировой войны негативно отразилось на кораблестроении. После 50-х годов ВМС продолжили наращивание огневой мощи, но больше так и не попали в пятерку величайших флотов столетия.

Прошлый век запомнится всему миру благодаря мировым войнам, действия которых происходили не только на суше, но и в океане. Последующая холодная война вынуждала разрабатывать огромное количество новейшего вооружения. Опыт предыдущих сражений позволил определить самые уязвимые места. Каждая новая разработка у противника требовала еще более сложных и мощных орудий в собственном флоте.