Военные корабли 16 века

Военные корабли 16 века

Военный флот 16 века

Начало XVI века в военном судостроении ознаменовалось переходом от обширного гребного разнообразия военных и торговых судов к парусному вооружению. Мастера судостроения пришли к такому выводу, что КПД от гребцов в 10 раз меньше, чем от силы ветра и правильного маневрирования.

Помимо парусов, изменился и сам принцип сбора кораблей. Обшивка, кромка которой соединялась шипами и застилалась внахлест, теперь раскраивалась так, чтобы деревянные рейки укладывались стык в стык. Что в разы увеличивало обтекаемость корабля, а, следовательно, его скорость передвижения и способность к маневрированию.

 

боевая каравелла
Боевая каравелла

Парусники XVI века строились чаще всего из трёх видов деревьев: из дуба, тика или, реже, красного дерева. Заготовки для корпусов высачивалось и сушилось в течение нескольких лет, а затем укладывалось несколькими слоями. Обшивка корабля состояла из двух частей — внутренняя и наружная. Есть информация, что обшивка некоторых кораблей могла достигать почти 90 см.

Чтобы защитить ту часть корабля, которая находилась в воде, от гнили, на нее накладывался еще один слой тонких деревянных реек, которые можно было при надобности заменить во время тимберовки в сухом доке.

Типы боевых кораблей XVI века

Если еще в конце XV века, суда в основном требовались для рыболовства и ознакомлении с территорией вдоль берегов материка, и для этого хватало силы гребцов, то начало XVI века ознаменовано началом военной борьбы за власть над морскими просторами и разрушением вражеских кораблей.

Мореходные судна стали гораздо больших размеров. Если до этого корабли весили порядка 200 тонн, то в начале XVI века появились великаны с весом до 2000 тонн, а корабли с водоизмещением 600-800 тонн не были редкостью. Такие военные суда имели в своем распоряжении практически все морские государства: Испания, Англия, Северная Германия, Португалия. Помимо веса корабля, разительно изменилось и само убранство внутри судна. Вместо привычной одной палубы, появились трех- и даже четырех палубные судна. И обосновано это было тем, что нужно было установить на судне как можно больше артиллерийских установок – пушек. На самых нижних двух или трех палубах в обшивке корабля делались порты под размер дула пушки и под их количество. Среднее количество боевых установок на среднем корабле XVI века составляло порядка 70-90 пушек. Верхняя палуба при этом освобождалась от боевых установок, что значительно улучшало остойчивость корабля, а, следовательно, и возможность им маневрировать. В это же время у больших портовых государств появились постоянные военные флоты.

Парусно-гребные

Военные действия велись и на Средиземном море. В XIV веке воевали там в основном Османская империя и Венецианская республика. Галера являлась тогда основным видом военного корабля. В 1571 году война между этими державами достигла своего апогея.

Галеры XIV-XV веков применяли в основном таран во время военных действий. Другими словами, одна галера на скорости врезалась в борт вражеской галеры с целью либо ее потопить, либо пойти на абордаж.

Легкая одномачтовая галера папского флота второй половины XVI века.
Легкая одномачтовая галера папского флота второй половины XVI века.

Боевые галеры XVI века уже не шли на таран к противнику. Они, как и большинство кораблей того времени уже были оснащены пушками, которыми они и пользовались во время боя. Если же потопить корабль противника в дальнем бою не получалось или корабль был с ценным грузом на борту, бойца шли на абордаж. Таким образом, сохранив и груз, и корабль, если конечно удавалось победить противника в ближнем бою.

На галерах XVI века галера была оснащена от 20 до 24 скамейками, и на каждой скамье сидело по три гребца. У каждого гребца было свое весло разной длины. Таким образом, в одном порту было установлено по три весла и весла эти балансировались с помощью утлегарей. С помощью утлегарей поддерживалось весло, на них устанавливались рейки для удобства абордажа, и, помимо этого, точка опоры весла была расположена далеко от гребца, следовательно, увеличивалось плечо и сила гребли.

грек бирема
греческая бирема

Но повышение количества гребцов повлекло за собой большие расходы. Когда стоимость за гребца превысила все мыслимые высоты, их стали заменять каторжниками и рабами. Таким образом, на одной скамье остался один опытный гребец и три раба, которые просто повторяли за ним движения.

Мы не можем однозначно сказать, когда именно на галерах появилось артиллерийское вооружение. Исходя из гравюр того времени в начале XVI века галера имела на своем борту хотя бы одну пушку 12 дюймового калибра. К середине столетия устоялась такая схема артиллерийского вооружения: большая бомбарда в центре и две малые пушки по бокам от нее.

Отдельной категорией галер идут корабли под названием галеас. Он представляет собой большую галеру 47 метров в длину и 8 в ширину. Галеас имел на своем борту 25 гребных скамеек по 5 гребцов на каждой. Парусное вооружение галеас представляло совокупность прямых и косых парусов. Но преимущественно галеас был гребным судном, а паруса использовались только для увеличения скорости. Галеас имели на борту большое количество артиллерийских орудий. И, в отличие от обычных галер, на галеасе, можно было и грести, и стрелять одновременно.

Испанский галеас XVI века
Испанский галеас XVI века
Галеас 18 век
Галеас 18 века с пушками

Также, существует вторая разновидность галеры — галиот. Эта маленькая галера имела на борту лишь 18 гребных мест, с двумя гребцами на каждом, она была длиной 27, а шириной 8 метров. Галиот имел на борту лишь одну мачту с косыми парусами.  Из вооружения на борту имелась лишь одна 16-ти фунтовая и несколько вертлюжных пушек.

Каждая морская держава старалась владеть большим количеством галер для защиты прибрежных территорий. Галеры были очень уязвимы в открытом море, они не могли брать на борт запасы пресной воды и провианта более, чем на четверо суток. Поэтому дальние морские плавания на них были невозможны.

Боевая галера
Галеот

Каравелла

Такие далекие и крайне опасные морские путешествия стали возможны только благодаря широкому развитию в сфере судостроение и морского военного дела в конце XV начале XVI века. Корабли стали делать из более дешевой и легкой древесины, пушки стали отливать из более легких сталей. Таким образом, мы получили легкий быстроходный корабль с хорошей маневренностью по значительно меньшей стоимости.

Одним из таких быстроходных парусников, приспособленным для дальнего плавания, стала каравелла, с которой и началась эпоха Великих географических открытий. Каравелла отлично маневрировала среди морей при сильных штормах, а значит, экипаж был в безопасности.

боевая каровелла
Боевая каравелла

Парус каравеллы представлял собой 2х или 3х-мачтовую конструкцию, которая, в свою очередь, несла косые латинские паруса. Хоть каравелла и ассоциируется со всеми великими открытиями XVI века, одна в экспедициях она не участвовала. Вместе с ней всегда присутствовали каракки. На сегодняшний день считается, что они были даже пригоднее для далеких морских путешествий, нежели каравелла.

Каравелла представляет собой относительно небольшое судно, в длину составляющее порядка 15-36 метров, а в ширину – 4-10 метром. При этом ее водоизмещение было всего 50-80 тонн, а остойчивость 3-4 метра. Количество пушек на борту этого судна достигало, по некоторым данным, 40 штук. При этом скорость такого корабля могла превышать 14 узлов.

Корабль Каравелла

К середине XVI века в конструкции произошли изменения. Решили избавиться от поперечных связей корпуса, которые устанавливались на бортах поверх обшивки. Кроме того, что эти брусья замедляли ход суда, во время волнения моря они создавали огромное количество брызг.

Несмотря на все многочисленные преимущества данного судна, корпус каравеллы был очень непрочным, и экипажу постоянно приходилось его латать с помощью деревянных реек и законопачивать швы паклей.

В конце XVI века мореходы отказались от использования каравелл в пользу каракк.

В 1976 году в окрестностях островов Тёркс и Кайкос была обнаружена испанская каравелла XV-XVI века. От судна сохранилась лишь 1% корпуса. Но в большом ассортименте были найдены, пушки и заряды для них, посуда из глины, хирургические приспособления и др. В настоящее время, посмотреть на все эти находки можно в Национальном музее этих островов.

Джонка

В то время, как европейские страны воровали друг у друга идеи построек и модернизации морских судов, азиатские страны пошли своим путем. Китайцы создали корабли, совершенно не похожие на другие и назвали их джонками.

джонка

Внешне джонка отличается от европейских судов тем, что она имеет плоское дно, корма широка и довольно высоко задрана, а нос занижен и имеет форму прямоугольника. Помимо этого, парусное вооружение джонок представляет собой от трех до пяти вертикально установленных мачт, на которые крепились бамбуковые жерди, которые, в свою очередь, держали прямоугольные паруса очень похожие своим видом на веер. И складывались эти паруса подобно вееру — гармошкой. Борта джонки украшали традиционными рисунками – мифическими драконами, облачным небом и горами.

Джонка в основном использовалась, как судно для торговли и транспорта. У Китая не было надобности выходить в море. Тем не менее, именно джонка является первым кораблем покорившим морские просторы, ведь благодаря своей конструкции, она была очень устойчива при маневрировании в открытом море, хоть и не развивала большую скорость.

Боевая джонка 16 века

В XVI  веке у берегов Китая появились голландские и португальские пираты. Хоть джонка и представляет собой крепкое судно, пригодное для военных действий, в бой они не вступали. Джонка могла вместить на борту от 5 до 7 12-фунтовых пушек, с численностью экипажа до 200 человек. Но китайцы обратились за советом к старинным трактатам и ничего там для себя не найдя, решили игнорировать действия пиратов.

В Японии тоже были свои мореходные суда. Хоть они и были очень похожи на джонки китайцев, все же они имели несколько отличий. Во-первых, на палубе имелась лишь одна большая мачта, которая держала один парус прямоугольной формы. Нос корабля был оснащен еще одной мачтой, установленной под уклоном, и, при надобности, ее можно было убрать. Во-вторых, корма была очень высоко задрана над водой. В-третьих, балки, которые формировали основу корпуса, выходили за пределы корпуса, тем самым создавая дополнительное пространство для грузоперевозок.

В этом виде джонки дожили и до наших дней. За счёт своей идеальной конструкции, на мелководье нет судна более вместительного, устойчивого и маневренного. В некоторых бедных районах Китая джонки используются даже в качестве жилья.

Самый сильный корабль начала XVI века

Без сомнений, лучшим военным кораблем в то время считался английский корабль «Мэри Роуз». Тогда еще юный и многообещающий король Генрих VIII хотел быть лучшим во многих вещах, и судостроение не стало исключением. В 1510-1511 годах корабль «Мэри Роуз» был спущен на воду и стал грозой морских просторов того времени.

«Мэри роуз»1510

Первое морское сражение, где «Мэри Роуз» играла роль флагмана эскадры, состоялось в 1513 году. Английский флот напал на Брест. Флагманом французского флота был корабль «Гран Луи», который с позором уплыл с места битвы, после того, как «Мэри Роуз» одним залпом снесла его мачту.

Дважды «Мэри Роуз» подвергалась модернизации. Первый раз в 1527 году, второй раз в 1536 году. В процессе усиления судна его масса повысилась с 500 до 700 тонн, количество орудий насчитывало 91 артиллерийскую установку, а толщина корпуса составила более 10 см.

«Мэри роуз» (Mary rose) 1510 год2

19 июля 1545 года модернизированный английский флагман должен был учувствовать в защите острова Уайт. Но этому не суждено было случиться. Чересчур загруженная многочисленным экипажем и орудиями,  «Мэри» пошла ко дну.

В настоящее время, на поднятый со дна и реконструированый корабль можно посмотреть в музее французской королевы Марии в Портсмуте, в честь которую корабль и был назван.

Самый сильный флот XVI века

Самой крупной военно-морской флотилией XVI века считается «Непобедимая армада». Она была собрана Испанским правительством в 1586-1588 годах. Ее ряды насчитывали порядка 130 кораблей, экипаж составлял 30,5 тысяч людей, а корабли несли на себе порядка 2500 орудий. Испанский монарх решил создать столь огромный флот специально для борьбы с английскими пиратами. Только в 1582 году потери испанцев от нападения англичан составили грандиозную сумму в 1900000 дукатов.

Вдобавок к этому, была еще одна причина для войны – духовная. Испанский король поместил на суда Непобедимого флота около 180 священослужителей, чтобы помочь христианским католикам английской империи искоренить псевдо веру, по их мнению, – протестантство.

Адмирал Альваро де Базан
Адмирал Альваро де Базан

Адмиралом самого сильного флота стал Альваро де Базан. Но, перед самым отплытием, в 1588 году он скончался на 63м году жизни. Вместо него был назначен молодой и неопытный военачальник – Алонсо Перес де Гусмана.

Замысел испанского монарха был таковым: воссоедениться с 30000 войском герцога Пармы в проливе Ла-Манш, которые тогда находились во Флоренции, отправиться с объединенными войсками в графство Эксесс, а оттуда напасть на Лондон. Не удалось совершить даже первый пункт этого плана.

Испанскому флоту не было равных на морских просторах. Их корабли отвечали последнему слову техники. На кораблях имелось огромное количество пушек, но пушки отличались малой дальнобойностью. Сам флот состоял из больших кораблей, на носу и корме которых были установлены башни, идеально приспособленные для абордажного боя. Испанцы надеялись именно на ближний бой с противником, это было их козырем в битвах на море. Но англичане так и не дали им подплыть на достаточное для атаки расстояние. Филипп не учел того, что чтобы подойти к Парме необходимо будет плыть на мелководье.

29 мая 1588 года флотилия вышла из Лиссабона. Вскоре, испанский флот настиг шторм, экипаж большей частью болел, и адмирал стал беспокоиться об удачном исходе битвы. Он писал монарху о своих подозрениях, но тот был непоколебим. Спустя два месяца Испанцы смогли доплыть до Ла-Манша.

Непобедимая армада

Английские корабли поджидали их на побережье графства Плимут. Количество судов было равное, но английские корабли были меньшего размера, они были легче и отличались гораздо большей способностью маневрировать на мелководье, нежели испанские. Пушки, установленные на английских кораблях, стреляли гораздо дальше.

На мелководье английскому флоту не было равных, и испанцам так и не удалось достичь Пармы. В первых двух небольших стычках испанцы заняли оборону, и английскому флоту не удалось уничтожить ни одного корабля.

Но адмирал, следуя распоряжениям монарха, решил все же отправиться за войском и встал на якорь в окрестностях Кале. Это и было их последней и решающей ошибкой.

Той же ночью, к ним было отправлено 8 нагруженным взрывчаткой судов. Военачальники в панике пытались сняться с якоря и уплыть, но им это не удалось. Брандеры хорошо справились со своей задачей, хорошенько потрепав испанский флот.

Следующим утром испанцы снова выстроились полумесяцем в оборонительной позиции, но шторм отнес их суда в сторону Зеландии. Затем ветер поменялся и понес их обратно в сторону английского флота. Адмирал, опасаясь потерять еще большее количество кораблей и экипажа, решил свернуть компанию и отступать домой.

Удача не сопутствовала им с самого начала. Не изменилось это и при отступлении. Постоянные шторма, отсутствие провизии и воды, уничтожило еще больше людей и кораблей, нежели Англия. 6 сентября 1588 года в Испанию вернулось на 70 кораблей меньше, чем отплыло. Испания понесла потери в лице 11000 человек и 60 кораблей.

разгром армады

Но Испания не сдавалась. В 1589 году произошла битва, в которой уже английская Армада пыталась вторгнуться в Испанию. Англичане были разбиты. Помимо этого, спустя еще два года, испанским военно-морским флотом было выиграно еще одно сражение с англичанами в Атлантическом океане.

Хоть самый крупный испанский флот и был повержен англичанами, он до сих пор считается сам сильным флотом мира XVI века.

После этого поражения Испания уже смогла занять лидерства на морских просторах. К 1763 году Англия стала мировым лидером в плане коммерческой деятельности, внешнеполетическим связям и развитию судостроения в целом.

Великие географические открытия

Период с конца XV до начала XVII века называют периодом Великих географических открытий. В этот период  исследовались морские маршруты, где до этого не проплывало ни одного корабля. Европейские исследователи открывали новые пути в такие страны как Африка или Азия, открывали новые земли. Европейцы стремились обзавестись новыми торговыми связями, искали источники заморских товаров, которые пользовались грандиозным спросом у европейской элиты. В XVI веке были сделаны следующие географические открытия.

Индийский океан

В 1497 году, после того, как на престол вступил молодой и амбициозный монарх – Мануэль I, было решено собрать небольшую исследовательскую эскадру. Адмиралом был назначен Васко да Гамма. Когда экспедиция отплыла от берегов Лиссабона, флот представлял собой лишь 4 судна и 170 членов экипажа. В мае 1948 года эскадра показалась у берегов Каликута. Таким образом, первым европейцем, прибывшим в Индию морским путем, считается Васко де Гама.

великие географические открытия

По прошествии двух лет флот уже из тридцати кораблей с экипажем в 1500 человек вновь отправился в Индию. Исследовательской эскадрой командовал Педру Алвариша Кабрала. Он считается первым европейцем, который побывал на берегах Бразилии. Этот же исследовательский флот открыл:

  • В 1501 году открыл остров Мадагаскар;
  • В 1506 году оккупировали остров Сокотру;
  • В 1507 году открыл остров Маврикий;
  • В 1510 году открыл остров Гоа.

В начале 1512 года на остров Банда, который называли «остров пряностей», высадился исследовательский флот, под командованием Антони уди Абреу. В то время это было единственное место, где добывалась гвоздика и мускатный орех.

В начале мая 1513 года к берегам Китая подошло европейское судно. Первым европейцем стал Жоржи Алвареш.

Начиная с 1505 года, португальцы захватывали архипелаги Персидского залива и владели ими на протяжении 80-ти лет.

Тихий океан

6 сентября 1516 года исследовательская компания в составе 1000 человек, под командованием неугомонного Васко Нуньес де Бальбоа, пересекла Панамский перешеек, поднялась на горный выступ в окраинах реки Чукунаке и стала первой европейской экспедицией, которая увидела «Новое море». 25 сентября того же года, они первыми окунулись с воды этого водоема. Васко де Бальбао назвал его Южным океаном, потому что, чтобы достичь его, экспедиция двигалась строго на юг. В настоящее время, мы называем это место Тихим океаном.

великие географические открытия

10 августа 1519 года знаменитый сейчас путешественник Магеллан, собравший экспедицию из 5ти кораблей, отплыл от берегов Севильи. Тогда и начался его длинный переход (600 кв) по проливу, который сейчас мы называем проливом Магеллана. 21 октября экспедицией был открыт мыс Вергенес. После гибели Магеллана на Филиппинах, командование взял на себя Хуан Себастьян Элькано. И 28 ноября того же года, экспедиция из оставшихся трех кораблей, переплыла Тихий океан.

6 сентября 1522 года судно под названием Виктория, возвратилось к берегам Испании, закончивы, таким образом, первое кругосветное путешествие.

Способы сражения военных кораблей XVI века.

Стрельба из артиллерийских орудий.

Основным способом сражения стала, конечно, стрельба из артиллерийских орудий. Если в море сходились два примерно одинаковых корабля, они пытались маневрированием занять более удобную позицию. Нужно было встать так, чтобы плыть по ветру. Сами пушки не двигались, и направлять их в сторону вражеского корабля можно было лишь корпусом самого корабля. Побеждал в таких сражениях тот, кто лучше маневрировал кораблем или тот, у кого было больше орудий. Не редкими были случаи, когда один из кораблей просто уплывал, когда экипаж уставал и уже не мог справиться с кораблем, либо когда у них заканчивались ядра.

Снаряды для пушек

Более жестокие бои происходили, когда корабли подплывали на расстояние 90-160 метров. Тогда побеждали те корабли, которые успевали ударить первыми. На этом расстоянии применялись цепи, которые ломали такелаж. Если кораблю сносили мачту, он оставался стоять и ждать своей участи, не в силах даже уплыть с места битвы. Были случаи, когда корабли подплывали на расстояние выстрела пули. В этом случае при попадании снаряда во вражеский корабль, ядро могло нанести уже не восполняемые потери. Корабли буквально рассыпались на несколько частей. В этом случае побеждал тот корабль, у которого к этому моменту пушки были заранее заряжены, или тот корабль, корпус которого был крепче, а экипаж смелее.

Еще одним, не самым честным, способом борьбы являлось подплыть к вражескому флоту, который находился на стоянке. При этом борьба заключалась в обычном обстреливании беспомощных, неподвижных кораблей. Вообще артиллерия только начинала своё развитие, низкая точность стрельбы и долгая зарядка орудий были эффективны против небольших судов.

Абордаж

Следующим по популярности способом сражения считается абордаж. При отсутствии артиллерийского вооружения абордаж является чуть ли не единственным способом борьбы. Не каждое государство могло позволить себе постройку больших укомплектованных кораблей с пушками, а галеру имели в своем распоряжении практически все страны, имеющие выход к морю. А при условии, что пара больших парусников все же есть в наличие, то основной флот все равно составляли именно галеры, а значит и основным способом битвы являлся абордаж.

Приспособления для абордажа

Если высота бортов корабля была примерно одинакова, к вражескому кораблю на борт закидывалась кошка, и корабль притягивался, чтобы экипаж мог перебраться на ту сторону. Конечно, таким образом притянуть можно было не каждое вражеское судно. Если корабль обладал водоизмещением более 400 тонн, притянуть его кошкой — было нереально. Если перейти с борта на борт не позволяло соотношение размеров кораблей, то так же на борт противника закидывался крюк, и абордажная команда поднималась на борт с кортиками в зубах, чтобы возможно было пробраться через абордажную сетку.

Корабли начала XVI века имели на носу завышенную площадку, которая наплывала на нижний край вражеского судна. В этом случае абордаж заключался в банальном перепрыгивании к врагам.

Абордаж стал еще популярнее, когда появилось огнестрельное оружие – мушкеты. Бойцы заправляли мушкеты за пояс и перебирались на вражеский корабль. Четкий прицел мушкетов тогда не играл особой роли, ведь выстрелы производились практически в упор. Но службу свою они выполняли отменно. От огнестрельной раны в то время было уже не спастись.

Особенной нотой в абордажном бою XVI века стало то, что новейшие судна были для него крайне не удобны. Корабли были большими и высокими, а борта их были завалены вовнутрь. В бортах были проделаны порты для пушек, и эта пушка может в любой момент выстрелить. При таком раскладе невозможно было даже подплыть близко к врагу, не то, что перепрыгнуть с борта своего корабля на борт противника. Поэтому к концу XVI века абордаж применяли исключительно, когда запасы ядер для артиллерийских установок были на исходе.

Таран

Предшествовал абордажному бою такой вид атаки, который также можно назвать ближним боем – таран. Использовался этот прием галерами в XIV-XVI веках. На нос галеры крепилось железное основание, которое выпирало вперед на 2-4 метра. Галера на скорости врезалась в борт вражеского судна, пробивая дыру в корпусе и, тем самым, потопляя корабль. Ведь однопалубная галера никак не могла держаться на плаву с пробоиной в борту. Если же корабля оказывался не однопалубным, то такой вид боя становился очень удобным при последующем абордаже. Абордажная команда просто переходила с носа галеры на вражеское судно и атаковала экипаж противника.

Килевой таран
Килевой таран

Еще одним хитрым способом борьбы были брандеры.  Брандеры создавали из бывших военных, транспортных или торговых кораблей, в которых хозяева уже не нуждались. На эти судна загружались различные горючие вещества, такие как пакля и смола. К бочкам с горючим приделывались фитиля и поджигались с целью большого взрыва. Таким кораблем управляло несколько матросов, которые направляли судно на стоянку вражеских кораблей и, закрепив штурвал, и сбегали с корабля на шлюпках. Брандер, проплывая мимо кораблей запутывался в такелаже и когда происходил взрыв, мог задеть даже несколько вражеских кораблей.

Атака таким способом была осуществима лишь с теми, кто не ожидает атаки. После нескольких таких случаев, корабли на стоянке начали выставлять сторожевые судна, пушки которых были направлены на вход в бухту, и заранее взрывая незваных гостей. В истории известны случаи, когда в роли брандеров использовались лодки со смертниками. Они подплывали впритык к вражескому судну и взрывали горючую смесь, находящуюся в лодке.

Таким образом, парусные корабли XVI века стали прародителями современного судоходства. Схемы их постройки в использовались вплоть до начала XIX века.