Артиллерийский катер

Артиллерийский катер

Артиллерийский катер

Для осуществления задач в прохождении патрульной службы на реках и озерах, был разработан проект катера под номером 1204 и названием «Шмель». Сопутствующими целями проекта являлись как истребление боевых и реечных судов, так и переправа собственного состава с вооружением на борту. Катер, также был предназначен для борьбы с катерами врагов и в поддержке сухопутных войск, для решения различных военных и гражданских задач.

Боевое звено из артиллерийских катеров
Боевое звено из артиллерийских катеров

История создания

При совместном совещании Министерство судостроительной промышленности и Военно-Морского Флота Советского Союза в конце 50 годов прошлого столетия, было принято решение разработать техническое задание на создание реечного артиллерийского катера. В 1965 году был окончательно утвержден проект нового судна, а главным конструктором, для осуществления плана в реальность, был назначен Юлий Юльевич Бенуа. Российская проектная организация Алмаз, специализирующаяся на кораблестроении морских и речных катеров, а также кораблей для ВМФ. В 1966 году, после смерти Бенуа, проектом артиллерийского катера продолжает заниматься Леонид Васильевич Озимов. Основной задачей при построении корабля, являлось осуществление длительного патрулирования, и соответственно нахождение экипажа на воде в течение долгого времени.

катер sgb 9

Описание конструкции артиллерийского катера

Прочный корпус АКА проекта 1204 выполнен из гладкопалубной стали, в районе двигателей, в подводной части, произведено тоннельное образование. Артиллерийский катер разделен на следующие отсеки:

  1. Отсек основного корпуса судна — форпик;
  2. Жилое помещение для экипажа корабля — кубрик;
  3. Пространство в корпусе, ограниченное по длине поперечными переборками, а по ширине бортами – носовой артиллерийский отсек;
  4. Два помещение для времяпровождения команды – кубрик экипажа;
  5. Отсек с радиорубкой командирский
  6. Отсек поста управления двигателями;
  7. Генераторное и моторное отделение;
  8. Кормовой отсек;
  9. Помещение, специально оборудованное для приготовления пищи – камбуз;
  10. Крайний кормовой отсек на судне – ахтерпик.

Вьетнамский артиллерийский корабль (2)

Вьетнамский артиллерийский корабль
Вьетнамский артиллерийский корабль

У артиллерийского катера было забронирована ходовая рубка, палуба в районе моторного отделения и поста управления, борта и барбет башни, где осуществлялось нахождение боезапаса. Энергетическая конструкция имела установку из двух двигателей мощностью по 1200 лошадиных сил. Электрическая система состояла из двух автоматизированных генераторов, мощностью по 25 кВт и напряжением тока в 380 ват. Автономная система охлаждения двигателя осуществлялось с помощью забортовой воды. На катере было установлено освещение в виде прожектора серии К-35-3ТМ. Гиромагнитный компас служил штурманским вооружением. На судне представлены два вида радиосвязи:

  • УКВ-радиостанция Р-619-1 Графит;
  • КВ-радиостанция Р-617 Аргон-Фтор-К.

Катер мог находится до 7 дней на воде, и имеет при этом запас топлива до 5 тонн. Уходить в плаванье артиллерийский катер мог на 320 миль при ходе в 10 узлов. Помещения, в которых находилась команда изолированы от моторного отделения и располагались в носовой части корпуса. В них была вмонтирована искусственная вентиляция.

АКА проекта 1204

АКА проекта 1204
АКА проекта 1204

Вооруженные

В корме судна был спроектированы рельсы, где размещались 14 морских гальваноударных и донных мин. При планировании ракетного вооружения, решили установить пусковую установку с 17 направляющими, располагающимися в два ряда. В первом ряду размещалось 8 направляющих, а в верхнем на одну больше. Подъёмным механизмом осуществлялась зарядка и наведение на цель, но огромным минусом данной установки являлось то, что ведение стрельбы по заданным целям могло происходить только с неподвижного катера. Управление ракетным вооружением осуществлялось вручную. В качестве зенитного вооружения служил пулемет с широким углом возвышения и круговым обстрелом, впоследствии было принято решение заменит на артиллерийскую двуствольную установку 25 мм. В форме усеченного конуса на катере располагалась танковая башня ПТ-76Б, которая была сконструирована из листовой брони и предназначалась для обстрела вражеских надводных целей. Также артиллерийский катер оснащен 76-мм пушкой Д-56ТС с дульным тормозом, скорострельность которого составляет 7 выстрелов в минуту. На катере расположены следующие участки брони:

  • Броневой пояс;
  • Рубка;
  • Моторное отделение на палубе;
  • Пост управления двигателями;
  • Барбет башни и ЗПУ.
Ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 «Скорпион»
Ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 «Скорпион»

Всего было произведено 118 артиллерийских катеров, из них 62 катера были использованы погранвойсками КГБ СССР и 56 Военно-Морской Флотом СССР. При эксплуатации было внесены небольшие изменения в бронировании судна, а также добавлены два боекомплекта ракет ПЗРК Стрела-2М. На сегодняшний день в пользовании военно-морского флота и МЧФПС России, осталось всего 16 катеров данного типа.