Патрульный катер

Патрульный катер

Малый патрульный корабль

Границы между странами существуют не только на суше, но и на воде. На земле имеется множество способов проведения четких границ и возведения длинных проволочных заборов, но в морской зоне произвести защиту тем же способом весьма проблематично. Во времена первой мировой войны подводные корабли стали угрозой морским границам различных стран, и для защиты территории было решено создать лодки надводного класса, предназначенные в том числе и для борьбы с подводными лодками.

Патрульный катер Мангуст

Катер Мангуст
Патрульный катер Мангуст

Характеристики и вооружение

Первой страной, которая начала проектирование и строительство патрульных кораблей является Великобритания. Именно в 1915 году создается первый патрульная лодка весом 600 тонн, с ускорением 23 узла, вооруженная торпедными механизмами, выстреливающими в глубину бомбами. Также в ее арсенал входили пулеметы калибром 102 мм и 40 мм, принадлежащие к типу «Р». С наступлением 17 года прошлого столетия в российском флоте начинается строительство четыре различных патрульные судов, имеющие следующую конструкцию:

  • Вес измерялся от 350 до 530 тонн;
  • Скорость хода равняется 15 узлам;
  • Вооружены пушками от 75 до 102 мм;

Американцы подхватывают эту идею и в 18 году прошлого века выпускает серию лодок относящихся к типу «Игл», с реализуемой скоростью 18 узлов и весом в 500 тонн.

Патрульный катер Мираж

катер Мираж

Катер Мираж проект 1431
Катер Мираж проект 1431

Производство

С наступлением второй мировой войны в 1943 году патрульные катера начинают дальнейшее свое развитие и совершенствование. США передает в арендуемое пользование СССР 76 катеров большого типа и 60 лодок малого, первые принадлежали к классу БО-2 и БУ-1, вторые к МО-1. Советская фирма «Элко» смогла улучшить данные катера и уменьшить их вес всего до 126 тонн, а скорость удержать на отметке в 26 узлов. Данная конструкция считалась не идеальной, и было предложено ее изменить, а именно вместо торпедных аппаратов установить в корме и на боку пушки размером 40 мм. Но в ходе боев у Новой Гвинеи выяснилось, что установка является не надежной, а скорость стрельбы торпед слишком медленной. В связи с эти было принято решение заменить торпедные установи на более скорострельные и старые модели, с механическим, а не автоматическим приводом.

По окончанию второй мировой войны вооруженные катера имели следующие характеристики:

  • Вооружение — пушка 40, 37 и 20 мм, пулемет – 4 шт. по 12 мм;
  • Водоизмещение увеличилось до 600 тонн, из них одна треть уходила на вооружение и боеприпасы, а также за счет установки радаров;
  • Скорость хода составляла 30 узлов, при этом топливо уходило 11,5 тыс. литров;
  • Экипаж состоял преимущественно из 16 человек с запасом еды и воды до 5 дней плаванья.

По заказу НКВД в конце 30 годов появляются малые патрульные катера весом 56 тонн и скоростью в 25 узлов, вооруженной глубинными бомбами и двумя пулеметами калибром в 45 мм.

Патрульный катер Соболь

Патрульный катер Соболь
Патрульный катер Соболь

В 80 годах конструкторское бюро «Алмаз» создается пограничные сторожевой корабль с обозначение «10412» со скоростью хода выше 30 узлов, водоизмещением более 350 тонн. Вооружен катер был 30 мм автоматической шестиствольной пушкой и двумя гранатометами.

Следующий этап усовершенствования произошел в США, во времена вьетнамской войны, где в первую очередь конструкторы решили уменьшить вес, в результате чего увеличилась скорость хода и маневренность. У нас же дальнейшее развитие патрульный катер не получил, основные силы были направлены на выпуск малых боевых кораблей, предназначенной для охраны водной территории.

С приходом нового века были выпущены ряд патрульных катеров:

  • «Мангуст» — используется спецслужбами, а также в таможенных целях, выполнен из алюминиево-магниевого сплава, скорость хода 50 узлов;
  • «Соболь» – пограничная цель использования, состоящий из алюминиевого сплава, имеет артиллерийско-ракетную и пулеметную установку;
  • «Мираж» – охрана экономической зоны, водоизмещение более 120 тонн, скорость хода 50 узлов.

На сегодняшний день, данные патрульные катера используются на территории восточной береговой линии. Они выполняют функцию дозорной службы, ведут борьбу с торпедными катерами, охраняют рыболовецкую прибрежную зону, а также используются в военно-морских силах.