Ракетный катер – малый ракетный корабль
Содержание:
Ракетный катер
Это скоростная малогабаритная лодка, вооруженная ракетами различного типа. Впервые судно, оснащенное ракетами, спроектировали советские конструкторы. Флот СССР принял корабль данного класса на вооружение в 60-е гг. XX века. Это был скоростной и маневренной корабль 183 Р «Комар». Плавающий аппарат был вооружен двумя ракетами. Вторым советским образцом с четырьмя ракетами П-15 был ракетный катер проекта 205. В дальнейшем обладателем судна типа Саар, оснащенного ракетными установками, стал Израиль.

Боевое применение
Катера предназначены для уничтожения надводных вражеских целей. Это могут быть транспортные, десантные, артиллерийские суда, морские группы и их прикрытия. Еще одной функцией скоростной лодки является прикрытие «своих» кораблей от морских и воздушных угроз. Они действуют как у берега, так и далеко в море.
Первое боевое крещение ракетного катера произошло во время конфликта Египта и Израиля, и было ознаменовано уничтожением израильского эсминца. Миноносец был уничтожен ракетами П-15, выпущенными египетским «Комаром». Этот случай показал действенность кораблей такого класса в военном применении и тем самым убедил многие государства в необходимости создания лодок с ракетами на борту.

Проекты 205 и 205У «Москит»
Проект 205 «Москит» разрабатывался конструкторским бюро «Алмаз» в средине 1950-хх гг. Катера имели стальной корпус. Инженеры усилили вооружение и мореходность аппарата. Еще одним отличием от катера модели 183Р являлись скругленные судовые надстройки и специальная форма палубы, которая позволяет быстрее смыть радиоактивное заражение. Силовая установка состояла из 42-цилиндрованного радиального дизельного двигателя М503. Катер вошел в состав военно-морского флота советского союза в 1960 году.

В начале 60-хх гг. проектная организация «Алмаз» разработала катер 205У. Данное судно вооружили модернизированной ракетой П-15У. Крыло ракеты автоматически раскрывалось при вылете. Также на борту установили две двойные 30-мм артиллерийские установки АК-230.
Катера данных проектов были участниками нескольких серьезных военных конфликтов:
- Конфликт между Египтом и Израилем в 70-е гг. XX века
- Война Пакистана и Индии в 1971 году
- Война между арабскими странами и Израилем в 1973 году
- Ирано-иракская война 80-хх гг.
- Война между войсками США и Ирака в начале 90-х гг.

Конструкция ракетного катера
Сначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:
- Требовались специально оборудованные контейнеры для вооружения и особые установки запуска ракет, предназначенные для использования их на корабле.
- Пришлось менять надстройки и некоторые части палубы для отвода реактивных газов при запуске ракет, а также, чтобы защитить экипаж и бортовое оборудование.
- Необходимым стало оснащение мощными радиолокационными системами для управления и обнаружения ракет.
- Увеличилось водоизмещение катера. Среднее измещение воды составляет от 170 до 1,5 тысяч тонн.
- Корпус выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Надстройка ракетного катера изготовлена из алюминиевых высокопрочных сплавов. Вертикальные стенки корпуса водонепроницаемые. Длина корпуса составляет от 30 до 65 метров, а ширина – до 17 метров.
- Силовая установка ракетных судов, как правило, имеет газотурбинные либо дизельные двигатели. Но, например, ракетный катер «Молния» оснащен двигательной системой комбинированного типа: две форсажные турбины модели М-70 и два дизельных двигателя М-510. Они приводят в движение гребные винты с фиксированным шагом. Тем самым увеличиваются скоростные возможности судна – до 40 узлов. Дальность хода составляет около 1500 миль со средней скоростью 20 узлов.
- Мореходные качества судов достаточно высокие. Этого удалось добиться за счет закругленной конструкции носовой части, палубы и специальной надстройки, высокому водоизмещению.
- В случае крушения корабля по всему периметру равномерно расположены спасательные плоты.
- Экипаж ракетных лодок насчитывает от 27 до 78 человек. Так ракетный катера «Молния» проектов 12418, 12411 и 12421 на борту размещается 40-41 матрос и офицеры. А на большом ракетном катере Бора – 78, включая командира корабля. Размещен личный состав в каютах и кубриках.
Вооружение ракетного катера
Уже из самого названия можно понять, что главным оружием катера являются ракетные, зенитные и артиллерийские установки различных модификаций и типов. Все установки обладают точными системами самонаведения и в отличие от артиллерии большую дальность действия.
Основным оснащением являются несколько типов пусковых ракетных установок. Первая ПРУ «Оса-М». Этот комплекс может самостоятельно обнаруживать цели. Для этого установка оборудована локатором. Он помогает увидеть объект, находящийся на высоте до 4 км и расстоянии до 30 км. Также комплекс состоит из средств установления целей и визирования ракет, оборудования для передачи команд и пульта для трех операторов.
Вторая установка, которой снабжают катер – это противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Он предназначен для уничтожения надводных объектов. Ракеты устойчивы к воздействию ядерного взрыва. Применяется комплекс в береговой обороне и в морской авиации. «Москит» способен пробивать любую обшивку корабля и взрываться внутри судна. Имеет комбинированную систему управления: навигационную и самонаведения. Это гарантирует высокое попадание в цель.
Еще одной установкой предназначенной для установки на кораблях является «Малахит». Это крылатая ракета российского образца уничтожает надводные корабли. «Малахит» – более мощная модификация первой крылатой ракеты П-70 «Аметист».
Его система управления включает в себя:
- Автопилот АПЛИ-5;
- Радиолокационную систему «Двина»;
- Тепловую систему «Дрофа».

Например, ракетный катер на воздушной подушке «Бора» снабжен:
- Двумя пусковыми установками «Москит» на 8 ракет типа 3М80;
- Одной парной пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» на 20 ракет;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и двумя 30-мм АК-630.

Ракетный катер «Мираж» вооружен:
- Шестью пусковыми установками противокорабельных ракет «Малахит», заряженными по 6 ракет П-120 на каждый;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и 30-милиметровой АК-630;
- Одним парным зенитно-ракетным комплексом «Оса-М» на 20 ракет.

Ракетный катер «Ивановец» оснащен:
- Четырьмя пусковыми установками «Москит» на 4 ракеты;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и одной 30-милиметровой АК-630;
- Одной зенитной установкой «Игла».
Судна используют активное и пассивное обнаружение целей. Навигационные и радиолокационные комплексы расположены наверху рубки управления. Обычно установлены радары модели «Монолит» или «Гарпун». На надстройке плавательного средства стоит радиолокационная система «Вымпел» и оборудование, предупреждающее о лазерном облучении «Спектр-Ф». Катера способны распознавать государственную принадлежность ближайших судов. Для этого борт оснащен специальным устройством «свой-чужой».
Современные ракетные катера
Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.
Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:
- «Бора» – на вооружении с 1984 года
- Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
- Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
- Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
- Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
- Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
- Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
- «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
- Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.
Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.