Сторожевой катер

Сторожевой катер

Сторожевые катера

Сторожевое судно – это, прежде всего, класс боевого корабля. Он достаточно скоростной и имеет небольшие габариты.

Катер предназначен для службы в пограничных службах и выполняет несколько основных задач:

  • Охраняет государственные водные границы;
  • Несет сторожевую и патрульную службу в прибрежных водах и на подходах к стратегически важным морским базам;
  • Наносит огневые удары по другим судам;
  • В военное время охраняют корабли и другой транспорт, а также сопровождают субмарины.

Лодка отличается от других судов, например, грузных миноносцев или эсминцев небольшими габаритами, высокой скоростью хода и маневренностью, что позволяет судну успешно выполнять, поставленные перед ним задачи, на государственных границах. За счет своих малых размеров и высокой автономности он способен долго и незаметно скрываться в засадах, оперативно и практически бесшумно перехватывать и обезвреживать нарушителей. Для обнаружения противника на борту предусмотрено навигационное оборудование и система определения государственной принадлежности.

Эстонский сторожевой катер EML P421
Эстонский сторожевой катер EML P421

Первые сторожевые катера

История создания сторожевого катера началась в первые годы XX века. Когда началась Первая мировая война, в Российском флоте не было ни одного боевого катера. Вопрос был поставлен остро. Флоту были необходимы быстроходные суда, вооруженные пушками, для патрулирования и борьбы с немецкими подлодками и миноносцами.

Строительство сторожевика осуществлялось на верфи Золотова. В 1916 году Балтийский флот получил на вооружение 12 быстроходных катеров с деревянными корпусами. Лодка была вооружена 47-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Эти судна принимали непосредственное участие в боевых действиях Первой мировой войны.

Вторая серия уже более крупных катеров была выпущена в 1918 году. Длина корпуса составляла – 19 метров. Часть судов отправили на Волгу, где они принимали участие в битвах за Казань. Еще один был переброшен на реку Кама для перевозки войск и грузов, воюющих против Колчака.

В 20-ее гг. XX столетия некоторые представители сторожевых катеров использовались для пограничного дозора. Серия для массового производства была разработанна в 1925 году.

Сторожевой катер «Гриф» — проект 1400

Патрульный катер, стоящий на вооружении у погранвойск Федеральной Службы Безопасности РФ и у ряда иных государств. Спроектирован в конце 60-хх гг. инженерами конструкторского бюро «Алмаз».

Лодка была сконструирована для выполнения нескольких задач:

  1. Охрана государственных любых водных границ вблизи берега, в проливах, заливах, гаванях портов;
  2. Обеспечение морских контрольно-пропускных пунктов;
  3. Участие в поисково-спасательных работах;
  4.  Участие в экологическом контроле.
Сторожевой катер «Гриф»
Сторожевой катер «Гриф»

У «Грифа» небольшие габариты, поэтому легко транспортируется грузовыми поездами. Его длина достигает 22 метров, а осадка – 1 метр. Судно оснащено двумя дизелями М-401, генераторами и двумя винтами. Максимальная скорость разгона – 29-30 узлов. В составе команды 10 моряков.

Вооружение лодки состоит:

  • Навигация: радары «Лоция» и «Градус-2М», магнитные компасы;
  • Радиолокация: система государственного распознавания «хром-К»;
  • Радиоэлектроника: радиостанции;
  • Артиллерийское оружие: пулемет 2М либо пулеметная установка «Утес-М».

На основе проекта 1400 было построено несколько вариантов:

  • Модификация «Э» экспортный катер. Судно строили для Куба и Гвинеи. Они мели дополнительно турельный пулемет и кондиционеры на борту.
  • Лодка серии «М» имел корпус из сверх прочного металла.
  • Проект «А» – лодка для перевозки правительства страны. На корабле снято все вооружение.
  • Корабль «Гурзуф» использовался как транспортировочное плав средство. На борту у катера было снято все оружие.

Сторожевой катер «Соболь» — проект 12200

Проект 12200 «Соболь» служат у береговой охраны Пограничной службы РФ.

Судно выполняет следующие задачи:

  • Перехват скоростных целей
  • Охрана прибрежных частей вод, коммуникаций и судов
  • Несет экологический надзор
Сторожевой катер "Соболь"
Сторожевой катер «Соболь»

Судно спроектировано и построено в 2006 году. А после его успешных испытаний была запущена серия из 30 катеров.

Корпус и надстройка корабля созданы из прочного сплава алюминия. Его длина — почти 28 метров. В каютах установлена система кондиционирования. В машинном отделении расположена силовая установка, которая состоит из двух дизельных двигателей «Даутц» TBD616. Катер разгоняется до 50 узлов. Экипаж насчитывает 6 человек.

Все вооружение соответствует мировым стандартам и состоит из:

  1. Навигации: система ST60, оборудование, определяющее местоположение судна и других кораблей VNTsU-UV450.
  2. Артиллерия: одна 14,5-мм пулеметная установка.
  3. Зенитный комплекс: 30-мм шестиствольная корабельная установка АК-360.
  4. Ракетное оружие: четыре управляемые ракеты «Вихрь».

Для службы в российских пограничных войсках на борту «Соболь» установлен только крупнокалиберный пулемет.