Линкоры типа «Айова»

Линкоры типа «Айова» — 1942 год

Дредноут «Айова»

Активное развитие дредноуты получили в первой половине 20 века. Но США использовали их до начала 90-х годов прошлого столетия. Так, дредноуты «Айова», построенные еще в годы II мировой войны, служили на американском флоте почти 50 лет. Они обеспечивали противовоздушную оборону авианосных соединений. В годы военных действий на территории Корейского полуострова и во Вьетнаме «Айова» осуществляли обстрелы береговой обороны, после чего прикрывали высадку десанта.

В 80-х годах действующие линейные корабли получили новое вооружение, используемое на американском флоте и в настоящее время. Сегодня несколько кораблей получили статус музея, обычные граждане могут посетить линкор, переживший Вторую мировую войну, и увидеть собственными глазами обустройство корабля и условия жизни экипажа.

Дредноут Айова

Предпосылки строительства

Америка давно вынашивала планы построить быстроходный линейный корабль. Однако международные соглашения ограничивали ее в размере судов. При сохранении усиленного бронирования и мощного современного вооружения повысить скорость хода при водоизмещении в пределах 35 000 тонн не представлялось возможным.

В конце 30-х годов США узнали о строящихся японских линкорах с высокой скоростью и о модернизации действующих образцов. Необходимо было срочно построить новые дредноуты, превосходящие по своим характеристикам корабли потенциального противника.

В 1938 году Великобритания, Франция и Америка согласовали увеличение водоизмещения боевых единиц до 45 тысяч тонн. Из Японии просочилась информация о том, что грузоподъемность их новых судов превосходят эти показатели.

США продолжали готовить варианты проектов нового типа линкоров, обладающих быстроходностью. В апреле 1938 года было создано четыре модификации новых дредноутов. Их стандартное водоизмещение достигало 46 500 тонн, полное – превышало 53 000 т. В начале следующего года технический проект был утвержден. Планировалось построить следующие боевые единицы:

  • «Айова» — заложен в июне 1940 года;
  • «Нью-Джерси» — сентябрь 1940г.;
  • «Миссури» — январь 1941г.;
  • «Висконсин» — январь 1941г.;
  • «Кентукки» — июнь 1944г.;
  • «Иллинойс» — январь 1945г.

Залп с линкора

Конструкция и бронирование

Максимальная длина судна составляла 270 метров. Проектное водоизмещение превышало 48 000 длинных тонн, максимальное находилось в пределах 55-57,5 тысяч тонн. Четыре турбозубчатых агрегата вырабатывали мощность, равную 212 000 лошадиных сил. Предельная скорость хода соответствовала 32,5 узлам. Большое внимание уделялось дальности плавания – «Айова» могли путешествовать в автономном режиме на расстояние до 15 000 морских миль. В годы Второй мировой войны экипаж включал 2 800 человек, в середине 80-х годов он уменьшился до 1 800 матросов и офицеров.

Бронирование судна было схожим с защитой предыдущей серии линкоров класса «Саут Дакота». Главный пояс обшивался 307-мм цементированной сталью, которая выдерживала снаряды, выпущенные из 406-мм морских пушек. Башни основного калибра, барбеты и боевая рубка защищались металлическими плитами толщиной от 184 до 440 мм.

Противоминная защита обеспечивала живучесть корабля во момент его торпедирования 317-кг снарядами тринитротолуола. Это были достаточно высокие показатели, однако японские 610-мм торпеды несли в себе заряд, соответствующий 490 кг взрывчатого вещества. В 1943 году японские линкоры стали обладать еще более мощным подводным орудием. Встреча двух морских гигантов в открытом море могла стать трагической для американца.

Бортовой залп с дредноута

Вооружение

В годы II мировой войны действующие дредноуты типа «Айова» обладали следующими видами оружия:

  • Тяжелый калибр был представлен 9 406-мм пушками Mk-7, размещенными на трехорудийных башнях. Расположение двух носовых установок проводилось по линейно-возвышенной схеме, на корме находилась третья артиллерийская система. Управление огнем производилось из двух командно-дальномерных постов (КПД). Каждый из КПД был оснащен дальномером, радаром и прицелами. Скорострельность установок достигала 2 выстрелов за одну минуту. Использовались бронебойные и осколочно-фугасные типы снарядов массой до 1 225 кг. Дальность полета превышала 38 км.
  • Универсальная артиллерия включала 10 пар 127-мм 38-калиберных пушек Mk.12. Они выполняли противокорабельные и противовоздушные задачи. Скорострельность равнялась 15 выстр/мин. Максимальная дальность составляла 15,9 км.
  • Зенитная артиллерия имела 40-мм орудий Бофорс, 28-мм техника 1,1″ Mark 1/1 и 20-мм пушки Эрликон. Число орудий ежегодно менялось.
  • Авиация включала две катапульты, с каждой стороны кормы, и 3 гидросамолета. Ангаров для воздушных судов не было. Два самолета размещались на катапультах, третий на корме.

В 80-х годах линкоры «Айова» получили новое тактическое ударное оружие – высокоточные крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк», стреляющие по надводным целям. Также появились системы для запуска противокорабельных крылатых ракет RGM-84 «Гарпун». В качестве противоракетной обороны использовался зенитный комплекс Phalanx CIWS. Гидросамолеты заменили вертолетами. На корме расположили устройство для запуска беспилотных летательных аппаратов RQ-2 «Pioneer».

Дредноут Iowa

Служба

Первые четыре дредноута встали на вооружение в годы II мировой войны. Строительство оставшихся двух линкоров приостановили в послевоенные годы. В конце 50-х годов «Иллинойс» и «Кентукки» разобрали на лом.

«Айова» начал свою службу в 1943 году на севере Атлантического океана, где он готовился отправиться на перехват немецкого линкора «Тирпиц». Однако британские ВВС справились с вражеским судном самостоятельно. Через год дредноут перебазировался в Тихий океан. В группе с авианосцами «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин» участвовали в нескольких боях с флотом Японии. После завершения войны американские потомки броненосцев были переведены в резерв. Спустя короткий промежуток времени 4 корабля вновь вернулись на службу, предварительно проведя ряд усовершенствований.

Линкоры участвовали в войне с Кореей и Вьетнамом, провели несколько крупных учений с привлечением ВМС других государств, в составе авианосных соединений совершили кампании по Средиземному морю и около побережья Южно-Азиатских стран. В 1991 году последние действующие линкоры в мире – «Висконсин» и «Миссури», участвовали в военных операциях против Ирака.

Все четыре корабля, воевавшие в годы II мировой войны, а затем принимавшие участие в важных американских миссиях в настоящий момент преобразованы в музеи.

Любой линкор оценивается по трем параметрам:

  • Вооружение;
  • Бронирование;
  • Скорость хода.

«Айова» имели самую большую огневую мощь в мире за исключением японских «Ямато», которые были оснащены 460-мм пушками. Энергетическая установка позволяла осуществлять движение судна на высокой скорости. Не случайно дредноуты идеально вписались в состав авианосных соединений, где важную роль играет именно этот показатель. Бронирование линейного корабля было не настолько хорошим в сравнении с другими вышеописанными характеристиками. Если бы американцу пришлось встретиться в море с японским «Ямато», поражения удалось бы избежать только благодаря большой скорости.