Линкоры типа «Айрон Дюк»

Линкоры типа «Айрон Дюк» — 1912 год

Линкор «Iron Duke Class»

В 1911 году появился проект новых дредноутов типа «Айрон Дюк» (Iron Duke Class), которые были построены в течение следующих двух лет. Их появлению предшествовал спор среди высших чинов Королевского флота. Основной противник – Германия, большое внимание уделял миноносцам. По мнению адмирала Марка Керра, необходимо было усиливать противоминное вооружение, что в итоге и было сделано.

Линкоры типа «Айрон Дюк»

Конструкция

Серьезных изменений в конструкции судна не было. Однако его длина была увеличена и достигала 190 метров. Водоизмещение также стало больше на 2000 тонн. Ввиду утяжеления линейного корабля пришлось увеличить запас топлива. Эти преобразования повлекли за собой снижение скорости хода на 0,5 узла. Защита корпуса была аналогична предшественникам класса «Кинг Джордж V» — верхняя часть главного броневого пояса изготавливалась из 229-мм стальной плиты, нижняя имела толщину 304 мм.

Вооружение «Айрон Дюк»

Вооружение состояло из следующих типов военной техники:

  • 10 единиц 343-мм морских пушек, которые размещались парами на 5 башнях главного калибра;
  • Вторичная батарея включала 12 казематных пушек Mk VII увеличенного калибра – 152 мм;
  • 2 зенитные артиллерийские установки 76-мм QF Mk. I. На корабле отсутствовали приборы для управления зенитным огнем, а потому данные пушки были бесполезны и могли использоваться только для борьбы с немецкими дирижаблями – цеппелинами.
  • Четыре 533-мм торпедные установки, 2 из них располагались в носовой части под водой, оставшиеся 2 на корме выше уровня воды;

Линкор «Айрон Дюк»

В послевоенные годы началось активное развитие морской авиации. «Айрон Дюк» стал одним из первых кораблей, оснащенный взлетными площадками для британских одноместных истребителей «Sopwith Camel». В 1918 году на двух орудийных башнях были установлены такие платформы с направляющими для авиации. Самолеты должны были выполнять роль корректировщиков огня и разведывать местоположение противника. Год испытаний показал, что такие нововведения не помогают, а только мешают нормальному функционированию дредноута.

Служба и списание «Айрон Дюк»

Главный линкор класса «Айрон Дюк», носивший аналогичное имя, участвовал в большинстве военных операций Королевского флота в годы Первой мировой войны, в том числе в Ютландском сражении. Именно он сумел показать самые серьезные боевые результаты – осуществил обстрел сразу трех кораблей противника. В послевоенный период был флагманом Средиземноморского флота. Весной 1919 года в Черном море выполнял задачи, направленные против советского флота. В конце 1939 года линкор был поврежден немецкими авиабомбами. После окончания II мировой войны «Айрон Дюк» сняли с мели и отбуксировали для разборки.

Второй дредноут описываемого типа — «Мальборо», также принимал участие в I мировой войне, получил ранение вблизи полуострова Ютланд. Весной 1919 года он отправился к берегам Крыма и вывез оставшихся в живых Романовых. Императрица Мария Федоровна, ее родственники – великие князья с семьями, а также чета Юсуповых навсегда покинули родные земли. Еще два линкора класса «Айрон Дюк» выполняли задачи по обеспечению безопасности Великобритании. В 1919 году все они были включены в состав Средиземноморского флота.

Подписанный в 1930 году Лондонский морской договор требовал от крупнейших мировых ВМС сократить количество линейных кораблей. В их число попали 3 из 4 описываемых судов. В течение следующего года «Benbow» был снят с вооружения, разобран и продан на металлолом. «Emperor of India» и «Marlborough» использовали в качестве артиллерийской цели на очередных морских учениях. Они были обстреляны эсминцами с близкого расстояния, а затем их близнец «Iron Duke» выпустил залп из пушек главного калибра. Результаты испытаний впоследствии пригодились при проектировании новых классов английских кораблей.