Линкоры типа «Байерн»

Линкоры типа «Байерн» — 1915 год

Линкор «Байерн»

К 1913 году крупнейшие ВМС мира начинают переходить на более мощное вооружение. Мир предчувствовал приближение войны. Англия планировала постройку линкора «Куин Элизабет», у которой основное вооружение сменялось на пушки калибром 381 мм. США в качестве стандартных установок определили 343-мм артиллерию. Германия должна была реагировать на все эти изменения. Руководство флота рассматривало два варианта:

  • Увеличить размер башенных надстроек и устанавливать на каждую из них не по 2, а то 3 пушки прежним калибром 305 мм
  • Заменить пушки на более мощные, калибр которых составлял 400 мм. Это были бы самые мощные дредноуты в мире.

Обе модификации были очень дорогостоящими. Путем длительных переговоров было найдено компромиссное решение: уменьшить количество главных орудий до 8, при этом калибр каждой из них составит 380 мм.

Линкор «Байерн»

Конструкция и бронирование линкоров типа «Байерн»

Корпус корабля имел увеличенный полубак, который занимал 2/3 длины судна. Бронирование дополнительных надстроек требовало увеличения общего водоизмещения, при полной загрузке оно превышало 31 тысячу тонн. Длина «Байерна» равнялась 179,8 м. Толщина защитных пластин оставалась такой же, как и на предыдущих линкорах типа «Кениг», и в самых уязвимых местах достигала 350 мм.

Восемь прожекторов обеспечивало обзор в ночное время суток. Днем их опускали в бронированные помещения. В случае необходимости включалась система выкачки воды, которая состояла из пяти автономных групп. Таким образом, даже после получения пробоины дредноут мог продолжать функционировать. При серьезной аварии применяли функцию контрзатопления. Для исправления крена на 5 градусов требовалось не более 15 минут.

Большое внимание немецкие конструкторы уделяли защите днища. По всей длине судна располагались отделения противоторпедной обороны. В результате уникальной конструкции этих отсеков торпеда, попавшая в цель, рассеивала энергию – корабль получал незначительные повреждения.

Линкоры типа «Байерн»

Вооружение

Дредноут «Байерн» имел следующие виды орудий:

  •  8 тяжелых 380-мм морских пушек, расположенных парами на башенных надстройках. Каждое орудие включало 60 бронебойных и 30 фугасных снарядов.
  •  16 противоминных 150-мм установок, установленных в казематах на верхней палубе. Предшественник описываемых линкоров имел 14 средних пушек. Боевой запас составлял 160 выстрелов на каждое орудие.
  •  Зенитная артиллерия была представлена 88-мм орудиями Flak L/45 C/13. Планировалось установить 8 единиц техники. Однако во время ввода в строй корабли были оснащены всего одной парой зениток. Через год службы их количество увеличили до 4 штук.
  •  5 600-мм торпедных аппаратов.

Линейный корабль «Байерн»

Служба

Из запланированных четырех линейных кораблей типа «Байерн» было принято на вооружение только два судна. В условиях войны преимущество отдавали более дешевым и быстрым миноносцам, тральщикам и субмаринам. Недостроенные линкоры были спущены на воду, но строительные работы так и не были завершены.

Последние немецкие дредноуты «Байерн» и «Баден» начали службу уже после знаменитого Ютландского сражения. В октябре 1917 года один из них участвовал в операции «Альбион», где он вступил в бой с российским флотом. В ходе выполнения задач «Байерн» подорвался на мине. Взрыв произошел рядом с торпедным аппаратом, в самом уязвимом месте днища. По возвращении в Киль с корабля были сняты носовые торпедные системы и усилена бронь подводной части.

«Баден» выполнял задачи в районе Киля. В составе других кораблей он охранял проливы со стороны Балтийского моря – предполагалась возможность нападения Королевского флота.

После окончания Первой мировой войны оба судна отбыли в британскую гавань Скапа-Флоу, где должны были находиться, пока страны-победители не решат их дальнейшую судьбу. 21 июня 1919 года немецкие офицеры, находящиеся на борту своих кораблей, одновременно начали процесс затопления судов. Единовременно под воду ушло 10 немецких линкоров. Один лишь «Баден» не успел завершить начатое. Погружение происходило очень медленно, британские моряки успели взойти на палубу и отбуксировать судно на мель. После этого его перевели в Портсмут, тщательно изучили. Спустя 2 года во время учений последний немецкий дредноут был затоплен.