Линкоры типа «Беллерофон»

Линкоры типа «Беллерофон» — 1907 год

Линкор «Беллерофон»

В 1906 году после строительства нового британского линкора «Дредноут» (HMS Dreadnought) стало понятно, что Англия не собирается сдавать свои позиции и готова нарушить равновесие военно-морских сил в мире. Новый линейный корабль по всем параметрам превосходил все предыдущие мировые аналоги более, чем в два раза. Размер, количество и калибр пушек, бронь, скорость хода и прочие показатели поразили весь мир, включая амбициозную Германию. Но одного подобного корабля было мало. Поэтому уже через год Великобритания спустила на воду еще три судна, подобных «Дредноуту». С тех пор имя первого гигантского линкора стало нарицательным.

Фотография линкора «Беллерофон»

Конструкция, основное вооружение

Тип «Беллерофон» (Bellerophon) был принят на вооружение в 1909 году. «Беллерофон», «Сьюперб» и «Темерер» имели длину 160 метров и бронирование от 15 мм на палубе до 279 мм на боевой рубке. В момент строительства их предшественник проходил испытания в море. На новых суднах были исправлены выявленные недочеты. Так, орудийные погреба полностью окружили защитными экранами, было создано двойное дно, служившее дополнительным укреплением от торпедирования. Максимальная скорость хода превышала 21 узел. Паровые котлы и турбины полностью повторяли установки первого дредноута, но сооружения для хранения угля и нефти были уменьшены. В результате дальность автономного плаванья была сокращена до 5 720 миль при средней скорости 10 узлов.

Конструкция линейного корабля «Беллерофон»

Вооружение включало следующие установки:

  • 10 морских пушек калибром 305 мм Mark X – боекомплект для каждого из них составлял 100 снарядов;
  • 16 пушек калибром 102 мм составляли основу противоминной артиллерии;
  • Зенитные орудия включали 4 40-мм пушки, произведенные компанией «Виккерс»;
  • 3 подводных торпедных аппарата было установлено в корме и с каждой стороны борта. В годы войны кормовые трубы были демонтированы.

Экипаж составлял от 680 до 840 человек. Все судна были оснащены наблюдательными постами, с которых велась корректировка огня и прицеливание артиллерийского вооружения. Мачты оснащали дальномерами фирмы «Barr and Stroud». Данные из них вводились в механическое вычислительное устройство «Dumaresq», которое обрабатывало цифры и определяло необходимый угол наведения при атаке.

Линейный корабль типа «Беллерофон»

Служба

Все три корабля типа «Беллерофон» вошли в состав 4-й эскадры линкоров Гранд Флита и патрулировали воды Северной границы Великобритании. Впоследствии они принимали участие в Ютландском сражении. Крупнейшая морская схватка времен Первой мировой войны показала неоспоримое преимущество британцев над Германией. Но в результате этого боя было потоплено много и английских боевых кораблей. Таким образом обе стороны конфликта заявили о своей победе в битве. Первый дредноут описываемого типа некоторое время был флагманом четвертой эскадры. В районе Ютландского полуострова он выпустил 62 снаряда из мощных пушек калибром 305 мм и осуществил 14 выстрелов из противоминной артиллерии. Ни один боеприпас не попал в цель. Два близнеца головного судна также не сумели показать выдающихся результатов. Несмотря на то, что после этого корабли встречали в море вражеские субмарины, никто из них больше не осуществил ни единого выстрела.

С 1918 года два «Беллерофона» были переведены на службу в Средиземное море. Спустя год их вывели в резерв и переоборудовали в учебные корабли. За всю историю военные судна не получили повреждений. Некоторые источники называют в качестве причины их списания подписание Вашингтонского морского соглашения в 1922 году. Согласно ему появилось ограничение по количеству боевых кораблей у британцев и в ВМС других стран. На самом деле они были исключены из состава Королевского флота и проданы в качестве лома за год до этого события. Причиной стало устаревшее вооружение.