Линкоры типа «Бисмарк» – 1939 год

Линейный корабль «Бисмарк»

В 30-е годы 20 века Германия вела активную подготовку к войне. Для обеспечения господства в море ей необходимо было в сжатые сроки нарастить свои военно-морские силы. Сразу после спуска на воду предыдущих линкоров типа «Шарнхорст» в немецких вервях заложили новые гигантские корабли, которые должны были стать самыми мощными дредноутами в мире.

«Бисмарк» и «Тирпиц» заступили на службу уже в разгар военных действий. Их служба была недолгой, однако она запомнилась всему миру.

Линейный корабль «Бисмарк»

История создания линкоров типа «Бисмарк»

Условия Версальского договора, ограничивающие размеры и вооружение военных кораблей, уже были нарушены несколькими странами. С приходом к власти Адольфа Гитлера сдерживание наращивания военно-морских сил было бессмысленным. При конструировании боевой единицы новый канцлер руководствовался финансовыми и техническими возможностями страны, а не внешними ограничениями.

Главными показателями выступали:

  • Усиленное бронирование, способное выдержать атаку самого мощного вооружения, существующего на момент постройки;
  • Возможность размещения на палубе тяжелых 380-мм пушек главного калибра;
  • Обеспечение высокой скорости хода.

[flat_ab id=”1″]

Проекту предшествовали многочисленные обсуждения между высшими чинами. Согласно новому соглашению Германия могла строить корабли водоизмещением до 35 000 тонн. Однако это ограничение не позволяло учесть все запросы по вооружению, защите и необходимой мощности энергетической установки. К тому же не каждая германская верфь имела возможность принять корабль такого большого объема. Лишь прямое указание Гитлера прекратило все споры. В строжайшей секретности началось строительство самого мощного дредноута в мире.

В первой половине 1939 года оба судна были спущены на воду. На церемонии крещения «Бисмарка» присутствовал Гитлер и внучка первого канцлера Германии Отто фон Бисмарка, которая по традиции разбила бутылку шампанского о борт корабля. Спустя 1,5 года первый линкор описываемого класса был принят на вооружение, в феврале 1941 года на службу заступил «Тирпиц».

Дредноут «Бисмарк»

Конструкция и бронирование линкоров типа «Бисмарк»

Полное водоизмещение «Бисмарка» составило 50 900 тонн, «Тирпица» – 52 600 тонн. Длина каждого судна превышала 250 метров. Хорошо продуманный подбор стали для каждого сегмента судна и использование сварки позволили уменьшить вес корпуса. Освободившийся объем был потрачен на бронирование. Большое внимание уделялось управляемости. Основные немецкие верфи находились в устьях рек. Для того, чтобы добраться к месту назначения, необходимо пройти множество узких участков – проливов или каналов. Для этого использовалось два руля. Максимальный крен при поворотах составлял 3 градуса. В наиболее опасных районах прибегали к помощи буксиров, которые корректировали движение.

Общий вес бронирования составлял 18 700 тонн. Главный броневой пояс был обшит 170-320-мм Крупповской сталью. Башни основного калибра и барбеты имели прикрытие до 360 мм. Противоторпедная защита должна была справляться с минами и торпедами мощностью до 250 кг тринитротолуола. За 45-мм подводной переборкой находилось полое пространство – фильтрационная камера. В случае удара она гасила огневую мощь вражеского снаряда.

Для обеспечения остойчивости все судно было разделено на 22 водонепроницаемых отсека, которые в свою очередь также разбивались на изолированные помещения. При повреждении корпуса и затоплении некоторых из них корабль оставался на плаву.

Энергетическая система включала 3 турбозубчатые установки, 12 котлов Вагнера и 3 гребных винта, которые обеспечивали скорость хода, равную 29 узлам. Дальность автономного плавания достигала 8 500 миль. Экипаж превышал 2 000 человек.

Линкор "Тирпиц"
Линкор “Тирпиц”

[flat_ab id=”2″]

Вооружение

  • Главный калибр включал 8 380-мм скорострельных пушек 38-см/52 SK С/34. Орудия устанавливались парами на башенных надстройках по линейно-возвышенной схеме. Новая Крупповская артиллерия обеспечивала 2,3 выстрела в минуту на расстояние более 35 км. Максимальный угол возвышения техники составлял 30 градусов.
  • Для противодействия эсминцам использовали 12 150-мм/55 орудий SK С/28, которые располагались на палубе на двухорудийных башнях – по 3 установки с каждой стороны борта. Дальность полета снаряда – 23 км, угол возвышения 40 градусов.
  • Зенитная артиллерия состояла из 16 105-мм/65 зениток SKC/33, 8 пар 37-мм автоматов и 12 20-мм единиц техники.
  • Авиация включала 4 гидросамолета и 2 катапульты.
  • Торпедное вооружение не планировалось использовать, однако после проведения нескольких военных операций с другими линкорами стало понятно, что торпеды являются оптимальным средством для атаки на торговые суда. В 1941 году на «Тирпице» были установлены 2 533-мм аппарата.

Система управления огнем главного и противоминного калибра включала дальномеры фирмы Carl Zeis Jena и вычислительные посты.

Дредноут типа "Тирпиц"
Дредноут “Тирпиц”

Служба

Немецкое командование планировало использовать «Бисмарк» для атаки на торговые суда Великобритании. В мае 1941 года дредноут впервые вышел в море. Его сопровождал тяжелый крейсер «Принц Ойген». По задумке командования линкор должен был оттягивать внимание конвоя, в это время крейсер атаковал небоевые судна неприятеля. В Северной Атлантике немецкие корабли встретились с британским линейным крейсером «Худ» и линкором «Принцем Уэльским». В результате начавшегося боя «Бисмарк» получил повреждения. Английский «Худ» принял на борт множественные снаряды, после последнего на палубе произошел взрыв. Судно ушло под воду за несколько минут. Из 1418 членов экипажа в живых осталось лишь три человека. «Принц Уэльский» получил 7 ранений и, спрятавшись за дымовой завесой, ушел с поля боя.

С этого момента началась погоня за «Бисмарком». Трое суток лучшие британские линкоры и крейсеры пытались настигнуть и потопить вражеский линейный корабль. 27 мая 1941 года немецкий дредноут получил смертельное ранение и ушел под воду. Англичане успели спасти 111 членов вражеского экипажа, а также легендарного кота по кличке Сэм, который после «Бисмарка» отправился служить на британский эсминец «Казак», а затем на авианосец «Арк Ройял».

Дредноут "Тирпиц"

В открытое море «Тирпиц» вышел уже после гибели «Бисмарка». Его основной задачей была охота на арктический конвой, сопровождающий торговые корабли. Зоной ответственности являлись Норвежские воды. Помня о гибели британского «Худа», Союзники стремились уничтожить близнеца «Бисмарка» и проводили многочисленные операции для его поиска и устранения.

Осенью 1943 года союзнические подводные лодки закрепили на днище немецкого линкора несколько бомб. Пробоины, появившиеся в результате взрывов, латали полгода. В апреле 1944г. британцы направили на «Тирпиц» многочисленную авиацию. Судно получило 14 повреждений, погибло более 100 членов экипажа. Зенитная артиллерия смогла сбить лишь 4 самолета. Хорошо бронированный корпус продолжал держать удары, которые постоянно осуществляли британские воздушные судна. 12 ноября 1944 года атака Союзников оказалась наиболее удачной. «Тирлиц» получил смертельные ранения, перевернулся и затонул.

Линкоры типа «Бисмарк» были самыми крупными кораблями времен Второй мировой войны. Они не придерживались правила бронирования основного числа дредноутов – «все или ничего». Их строили для выполнения задач в тяжелых условиях Северных морей. Предполагались бои не на дальних, а на средних дистанциях. Поэтому большое внимание уделялось вертикальному и горизонтальному бронированию. Немецкие супер-броненосцы были достойными соперниками для французского флота, однако с появившимися у британцев авианосцами и новейшими дредноутами они соперничать не могли.

Оценка статьи:
(пока оценок нет)
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...
Ссылка на основную публикацию