Линкоры типа «Бисмарк»

Линкоры типа «Бисмарк» — 1939 год

Линейный корабль «Бисмарк»

В 30-е годы 20 века Германия вела активную подготовку к войне. Для обеспечения господства в море ей необходимо было в сжатые сроки нарастить свои военно-морские силы. Сразу после спуска на воду предыдущих линкоров типа «Шарнхорст» в немецких вервях заложили новые гигантские корабли, которые должны были стать самыми мощными дредноутами в мире.

«Бисмарк» и «Тирпиц» заступили на службу уже в разгар военных действий. Их служба была недолгой, однако она запомнилась всему миру.

Линейный корабль «Бисмарк»

История создания линкоров типа «Бисмарк»

Условия Версальского договора, ограничивающие размеры и вооружение военных кораблей, уже были нарушены несколькими странами. С приходом к власти Адольфа Гитлера сдерживание наращивания военно-морских сил было бессмысленным. При конструировании боевой единицы новый канцлер руководствовался финансовыми и техническими возможностями страны, а не внешними ограничениями.

Главными показателями выступали:

  • Усиленное бронирование, способное выдержать атаку самого мощного вооружения, существующего на момент постройки;
  • Возможность размещения на палубе тяжелых 380-мм пушек главного калибра;
  • Обеспечение высокой скорости хода.

Проекту предшествовали многочисленные обсуждения между высшими чинами. Согласно новому соглашению Германия могла строить корабли водоизмещением до 35 000 тонн. Однако это ограничение не позволяло учесть все запросы по вооружению, защите и необходимой мощности энергетической установки. К тому же не каждая германская верфь имела возможность принять корабль такого большого объема. Лишь прямое указание Гитлера прекратило все споры. В строжайшей секретности началось строительство самого мощного дредноута в мире.

В первой половине 1939 года оба судна были спущены на воду. На церемонии крещения «Бисмарка» присутствовал Гитлер и внучка первого канцлера Германии Отто фон Бисмарка, которая по традиции разбила бутылку шампанского о борт корабля. Спустя 1,5 года первый линкор описываемого класса был принят на вооружение, в феврале 1941 года на службу заступил «Тирпиц».

Дредноут «Бисмарк»

Конструкция и бронирование линкоров типа «Бисмарк»

Полное водоизмещение «Бисмарка» составило 50 900 тонн, «Тирпица» — 52 600 тонн. Длина каждого судна превышала 250 метров. Хорошо продуманный подбор стали для каждого сегмента судна и использование сварки позволили уменьшить вес корпуса. Освободившийся объем был потрачен на бронирование. Большое внимание уделялось управляемости. Основные немецкие верфи находились в устьях рек. Для того, чтобы добраться к месту назначения, необходимо пройти множество узких участков – проливов или каналов. Для этого использовалось два руля. Максимальный крен при поворотах составлял 3 градуса. В наиболее опасных районах прибегали к помощи буксиров, которые корректировали движение.

Общий вес бронирования составлял 18 700 тонн. Главный броневой пояс был обшит 170-320-мм Крупповской сталью. Башни основного калибра и барбеты имели прикрытие до 360 мм. Противоторпедная защита должна была справляться с минами и торпедами мощностью до 250 кг тринитротолуола. За 45-мм подводной переборкой находилось полое пространство – фильтрационная камера. В случае удара она гасила огневую мощь вражеского снаряда.

Для обеспечения остойчивости все судно было разделено на 22 водонепроницаемых отсека, которые в свою очередь также разбивались на изолированные помещения. При повреждении корпуса и затоплении некоторых из них корабль оставался на плаву.

Энергетическая система включала 3 турбозубчатые установки, 12 котлов Вагнера и 3 гребных винта, которые обеспечивали скорость хода, равную 29 узлам. Дальность автономного плавания достигала 8 500 миль. Экипаж превышал 2 000 человек.

Линкор "Тирпиц"
Линкор «Тирпиц»

Вооружение

  • Главный калибр включал 8 380-мм скорострельных пушек 38-см/52 SK С/34. Орудия устанавливались парами на башенных надстройках по линейно-возвышенной схеме. Новая Крупповская артиллерия обеспечивала 2,3 выстрела в минуту на расстояние более 35 км. Максимальный угол возвышения техники составлял 30 градусов.
  • Для противодействия эсминцам использовали 12 150-мм/55 орудий SK С/28, которые располагались на палубе на двухорудийных башнях – по 3 установки с каждой стороны борта. Дальность полета снаряда – 23 км, угол возвышения 40 градусов.
  • Зенитная артиллерия состояла из 16 105-мм/65 зениток SKC/33, 8 пар 37-мм автоматов и 12 20-мм единиц техники.
  • Авиация включала 4 гидросамолета и 2 катапульты.
  • Торпедное вооружение не планировалось использовать, однако после проведения нескольких военных операций с другими линкорами стало понятно, что торпеды являются оптимальным средством для атаки на торговые суда. В 1941 году на «Тирпице» были установлены 2 533-мм аппарата.

Система управления огнем главного и противоминного калибра включала дальномеры фирмы Carl Zeis Jena и вычислительные посты.

Дредноут типа "Тирпиц"
Дредноут «Тирпиц»

Служба

Немецкое командование планировало использовать «Бисмарк» для атаки на торговые суда Великобритании. В мае 1941 года дредноут впервые вышел в море. Его сопровождал тяжелый крейсер «Принц Ойген». По задумке командования линкор должен был оттягивать внимание конвоя, в это время крейсер атаковал небоевые судна неприятеля. В Северной Атлантике немецкие корабли встретились с британским линейным крейсером «Худ» и линкором «Принцем Уэльским». В результате начавшегося боя «Бисмарк» получил повреждения. Английский «Худ» принял на борт множественные снаряды, после последнего на палубе произошел взрыв. Судно ушло под воду за несколько минут. Из 1418 членов экипажа в живых осталось лишь три человека. «Принц Уэльский» получил 7 ранений и, спрятавшись за дымовой завесой, ушел с поля боя.

С этого момента началась погоня за «Бисмарком». Трое суток лучшие британские линкоры и крейсеры пытались настигнуть и потопить вражеский линейный корабль. 27 мая 1941 года немецкий дредноут получил смертельное ранение и ушел под воду. Англичане успели спасти 111 членов вражеского экипажа, а также легендарного кота по кличке Сэм, который после «Бисмарка» отправился служить на британский эсминец «Казак», а затем на авианосец «Арк Ройял».

Дредноут "Тирпиц"

В открытое море «Тирпиц» вышел уже после гибели «Бисмарка». Его основной задачей была охота на арктический конвой, сопровождающий торговые корабли. Зоной ответственности являлись Норвежские воды. Помня о гибели британского «Худа», Союзники стремились уничтожить близнеца «Бисмарка» и проводили многочисленные операции для его поиска и устранения.

Осенью 1943 года союзнические подводные лодки закрепили на днище немецкого линкора несколько бомб. Пробоины, появившиеся в результате взрывов, латали полгода. В апреле 1944г. британцы направили на «Тирпиц» многочисленную авиацию. Судно получило 14 повреждений, погибло более 100 членов экипажа. Зенитная артиллерия смогла сбить лишь 4 самолета. Хорошо бронированный корпус продолжал держать удары, которые постоянно осуществляли британские воздушные судна. 12 ноября 1944 года атака Союзников оказалась наиболее удачной. «Тирлиц» получил смертельные ранения, перевернулся и затонул.

Линкоры типа «Бисмарк» были самыми крупными кораблями времен Второй мировой войны. Они не придерживались правила бронирования основного числа дредноутов – «все или ничего». Их строили для выполнения задач в тяжелых условиях Северных морей. Предполагались бои не на дальних, а на средних дистанциях. Поэтому большое внимание уделялось вертикальному и горизонтальному бронированию. Немецкие супер-броненосцы были достойными соперниками для французского флота, однако с появившимися у британцев авианосцами и новейшими дредноутами они соперничать не могли.