Линкоры типа «Бретань»

Линкоры типа «Бретань» — 1913 год

Линкор «Bretagne Classe»

История знает времена, когда французский флот занимал второе место в мире после Великобритании. Но в начале 20 века его превосходили Германия, США, Италия и даже Япония. Уже на этапе закладки французских кораблей их мощность была устаревшей в сравнении с аналогичными судами других стран. Похожая ситуация сложилась и с первым линкором типа «Курбэ». К моменту его ввода в эксплуатацию мировой флот уже имел несколько супердредноутов. Технологических возможностей Франции не хватало для строительства действительно конкурентоспособного линейного корабля.

Тем не менее в 1912 году на французских судостроительных заводах было заложено сразу три новых линкора типа «Бретань» (Classe Bretagne), на вооружении которых планировалось установить мощные 343-мм морские пушки. Это были «Бретань», «Лоррэн» и «Прованс».

Линкор «Бретань»

Конструкция линкоров типа «Бретань»

Максимальная длина корабля составляла 166 метров. Более крупным он не мог быть вследствие ограниченных размеров французских доков. «Бретань» практически полностью повторял конструкцию предыдущего «Курбэ», исключением стали пушки главного калибра. Именно из-за них и возникла проблема. Новые артиллерийские установки имели больший вес, чем предыдущие с калибром 305 мм. Размер и водоизмещение судна увеличить нельзя ввиду отсутствия места для его постройки. Приходилось чем-то жертвовать.

Вместо планируемых 6 башенных надстроек, на которых располагается по два тяжелых орудия, установили только 5 – в центре корабля осталась всего одна башня. Уменьшение вооружения не полностью решало проблему с перегрузом. Поэтому защиту корабля также пришлось снизить. Максимальная толщина главного броневого пояса составляла 270 мм. Палуба была обшита 70-мм пластинами. Только башни главного калибра имели самую сильную броню – 250-400 мм.

Энергетическая установка включала 4 паровые турбины Парсона. Они позволяли осуществлять максимальную дальность плаванья 4600 миль при скорости 10 узлов. Численность экипажа составляла 1193 человека, в том числе 34 офицера.

Вооружение Линкора «Бретань» - противоминные пушки 138-мм/55 Mle.1910
Противоминные пушки 138-мм/55 Mle.1910

Вооружение

Линкоры типа «Бретань» имели следующее вооружение:

  • 5 пар морских пушек 340-мм/45 Mle.1912. По 4 пушки располагалось в носовой и кормовой частях судна, еще одна пара размещалась в центре между двумя трубами. Максимальная дальность стрельбы составляла 14,5 км. Командование ВМС Франции ошибочно предполагало, что морские баталии будут происходить с близкого расстояния. Скорострельность составляла 2 выстрела в минуту.
  • 22 противоминные пушки 138-мм/55 Mle.1910 – планировалось использовать их по вражеским эсминцам и для артобстрела настроек на линкорах неприятеля. Дальность стрельбы – 16 км.
  • 4 единицы зенитной артиллерии 47-мм Mle.1902;
  • 4 торпедных аппарата калибром 450 мм.

Каждая башня главного калибра была оснащена отдельным дальномером. Французский дредноут не имел пункта центрального управления огнем.

Линкоры типа «Бретань» - Пушка 340-мм/45 Mle.1912
Пушка 340-мм/45 Mle.1912

Служба

Все три корабля были введены в эксплуатацию в 1916 году – Первая мировая война была в самом разгаре. Задачей «Бретань» было не допустить Австро-Венгрию в Средиземноморье. Они контролировали воды Адриатического моря, при этом не осуществили ни единого выстрела.

После окончания войны стало понятно, что французский дредноут устарел по всем показателям: военной мощи, уровню защиты, скорости, техническому обеспечению. В межвоенный период стоящие на вооружении линкоры трижды проходили модернизацию: торпедные установки были сняты, вместо противоминной артиллерии установили новые 75-мм зенитки. Угольные котлы заменили нефтяными. На «Лоррэн» центральную башню заменили на ангар для гидросамолета. Катапульту для него установили на палубе. Мир готовился к новому периоду – эре морской авиации.

В начале Второй мировой войны Classe Bretagne использовались в качестве прикрытия конвойных операций. После капитуляции французов «Бретань» и «Прованс» были потоплены благодаря усилиям Королевских ВМС. «Лоррэн» избежал этой участи, так как присоединился к флоту свободной Франции.