Линкоры типа «Данте Алигьери»

Линкоры типа «Данте Алигьери» — 1913 год

Линкор «Данте Алигьери»

В 1906 году, когда Королевский флот Великобритании получил свой первый дредноут, Италия только закончила строительство обычных линейных кораблей. Поэтому она не сразу ввязалась в гонку по производству новых мощных «королей океана». Через несколько лет стало понятно, что без собственного современного линкора Италия выйдет из списка морских стран-лидеров. Спустя три года было начато строительство «Данте Алигьери». Зимой 1913 судно заступило на службу.

Линкор «Данте Алигьери»

Конструкция и вооружение линкора «Данте Алигьери»

Длина корабля составляла 168 метров, водоизмещение – 21 800 тонн. Согласно требованиям итальянского флота большее водоизмещение создавать было запрещено. Конструктор Эдуардо Масдей планировал, что линкор сможет плавать на скорости 23 узла. Однако во время испытаний критическое ускорение составило всего 22,8 морских миль в час.

«Данте Алигьери» имел таранный форштевень, который говорил о том, что итальянские ВМС все еще предполагали вероятность ближнего боя. Передняя часть корабля была зауженной. Проектировщики считали, что такая форма будет способствовать высокой скорости. На самом деле она вызывала большую волну, которая оказывала противоположный эффект.

Линейный корабль «Данте Алигьери»

Основным показателем мощности дредноута является количество и калибр головных пушек. Ведущие страны мира строили свои аналоги с восемью орудиями. Италия собиралась работать на опережение. Была поставлена задача увеличить количество тяжелой артиллерии до 12 единиц. Но как это сделать с ограничениями по размеру и весу судна? Установить 6 башен для каждой пары вооружения было некуда. Идея пришла неожиданно. Впервые в мире на линкорах были установлены надстройки не для двух, а для трех пушек. Таким образом, в диаметральной плоскости (по центральной оси судна) было смонтировано 4 группы орудий вместо 6.

Противоминная артиллерия включала 20 единиц техники калибром 120 мм. Их расположение также отличалось неординарностью. Четыре пары пушек размещались в специальных башнях. Остальные, как обычно, находились в казематах. Еще одна группа вооружения против вражеских миноносцев представляла собой 13 76-мм полуавтоматических орудий системы Армстронга, разработанных в 1909 году. Они размещались на башнях главного калибра, полубаке и в центральной части корабля.

Торпедное вооружение состояло из трех 450-мм подводных аппаратов. Два из них располагались по обе стороны борта, третий в задней части корпуса. В 1917 году все три установки были сняты ввиду их бесполезности.

Дредноут «Данте Алигьери»

Бронирование линкора «Данте Алигьери»

Низ корабля имел двойное, а в некоторых местах тройное дно, которое было разделено на множественные отсеки. Такая конструкция снижала силу удара в случае попадания торпеды.

Главный броневой пояс состоял из двух частей – нижнего (толщиной от 250 мм до 170 мм) и верхнего с 203-мм металлическими щитами. Казематы были защищены 100-мм пластинами. Башни главного калибра обшиты 250-мм листами. Самым безопасным местом оказалась боевая рубка, расположенная в носовой части. Толщина ее брони составила 280 мм. Кормовая рубка имела 200-мм защиту.

Вес бронирования составил всего 20% от общей массы корабля, что являлось самым низким показателем среди действующих дредноутов.

Служба

В годы Первой мировой войны «Данте Алигьери» практически не принимал участие, при этом он выступал в роли флагмана ВМС Италии. Линкор патрулировал территорию Адриатического моря и был свидетелем лишь одной битвы вблизи албанского порта Дураццо. При этом итальянское судно не выпустило ни одного снаряда.

В конце 20 годов стало понятно, что первый дредноут Италии устарел и модернизировать его нецелесообразно. В 1928 году он был отправлен на слом.