Линкоры типа «Эспанья»

Линкоры типа «Эспанья» — 1909 год

Линкор «Эспанья»

После неудачной войны с Америкой Испания нуждалась в обновлении своего флота. В начале 20 века новейшие дредноуты являлись основным вооружением для каждой сильной морской державы. Испанцы не стали исключением. Однако им не хватало опыта конструирования подобных судов. Поэтому проект на свои линкоры они заказали у Великобритании. При этом строительство было начато на собственных судостроительных заводах. Существовал ряд ограничений, связанных с физической возможностью испанских портов и верфей принимать огромные суда. К тому же Англия не собиралась разрабатывать сверхмощный линкор для чужой страны. По мнению британцев, он должен был быть слабее ее собственных кораблей. Всего в Испании было построено и введено в эксплуатацию три линкора типа «Эспанья»: «Эспанья», Альфонсо XIII» и «Хайме I». По вышеуказанным причинам новые линейные корабли получились самыми маленькими и незащищенными дредноутами в мире.

Линкоры типа «Эспанья»

Конструкция и бронирование линкоров типа «Эспанья»

Основным условием для закладки линкоров был их небольшой размер. Их корпус должен был вмещаться в существующие ремонтные доки Испании. В связи с этим внешний вид кораблей напоминал броненосцы, но вооружение соответствовало современным дредноутам. Ввиду большого веса орудий и маленького водоизмещения приходилось чем-то жертвовать. В результате бронирование судна было очень слабым.

Длина «Эспаньи» равнялась 140 м, полное водоизмещение – 16 713 тонн. Максимальная скорость едва достигала 19,5 узлов – это был самый низкий показатель даже для стран второго мира. Главный броневой пояс и башни главного калибра были защищены стальными пластинами толщиной от 102 до 203 мм. Самым безопасным местом стала боевая рубка – она была обшита 254-мм листами.

Линкор «Эспанья»

Вооружение линкоров типа «Эспанья»

Все вооружение и механизмы для «Эспаньи» закупались в Великобритании, которая являлась лидером и главным экспертом в области постройки дредноутов. На борту были представлены следующие виды орудий:

  • 8 пушек калибром 305 мм, произведенные компанией Vickers. Техника размещалась парами на четырех надстройках. Две башни были установлены в носовой и кормовой частях в диаметральной плоскости. Остальные смещены на правый и левый борта. Максимальная дальность стрельбы составляла 20 км.
  • Противоминное вооружение включало 20 102-мм пушек Vickers. Наиболее часто данные орудия использовали при поддержке высадки морской пехоты на сушу.
  • Зенитная артиллерия появилась только после окончания Первой мировой войны, когда стало понятно, что авиация является одним из самых опасных видов оружия. В 1927 году было установлено 2 76-мм орудия, а также 47-мм техника.

Служба

В годы I мировой войны Испания практически не эксплуатировала свои дредноуты и отправляла на эпизодические операции устаревшие судна. В 1920 году «Эспанья» отправился к берегам Южной Америки и стал первым испанским кораблем, пересекшим Панамский канал.

Через год началась Испано-франко-марокканская война. Битва при Анвале стала большой трагедией для испанцев, погибло до 20 000 человек. Линкоры защищали собственную выжившую армию, обстреливая из 102-мм пушек вражеское побережье.

В 1923 году «Эспанья» сел на мель. Попытки спасти судно не увенчались успехом. Главное вооружение было демонтировано и установлено на берегу Марокко. Через год в результате множественных штормов дредноут раскололся на две части и утонул.

В годы гражданской войны в Испании оставшиеся линкоры оказались по разные стороны воюющих сторон. По роковому стечению обстоятельств оба корабля погибли в один год:

  • «Альфонсо XIII» подорвался на мине;
  • На «Хайме I» произошел внутренний взрыв.