Линкоры типа «Император Николай I»

Линкоры типа «Император Николай I» — 1917 год

Линкор «Император Николай I»

В конце 19 века в Черном море присутствовали две основные морские державы – Турция и Россия. Последняя имела более современный и мощный флот. В 1910 году турки начали закупать европейские боевые судна, которые соответствовали уровню оснащения русских кораблей. Всемирная лихорадка по дредноутам коснулась и Османской империи. В результате переговоров был подписан договор, согласно которому Великобритания должна построить 3 современных линкора и передать их турецким властям. Николай II понимал, что необходимо срочно начинать разработку собственных судов дредноутного типа.

Ими стали линейные корабли типа «Императрица Мария». В 1915-1917 годах на вооружение встало 3 новых «короля океанов». Четвертое судно – «Император Николай I» так и не было введено в эксплуатацию. Следует отметить, что в связи с начавшейся Первой мировой войной Англия так и не построила обещанные линкоры для Турции, которая поддерживала Германию.

Линкор «Император Николай I»

Конструкция и бронирование дредноутов «Императрица Мария»

Длина «Императрицы Марии» составляла 168 метров, максимальная скорость хода – 21,5 узел. В экономном режиме судно могло пройти 2 960 миль. Такие показатели были значительно ниже, чем у последних разработок европейских ВМС. Даже предыдущие российские линкоры «Севастополь», базирующиеся в Балтийском море, имели большую длину и водоизмещение. Но в Черном море русские дредноуты были самыми мощными кораблями.

Бронирование имело лучшие показатели в сравнении со своими предшественниками. Толщина главного броневого пояса равнялась 262,5 мм. Его высота при этом составляла свыше 5 метров. Их основной противник — турецкий «Султан Осман», был обшит 229-мм листами стали. Башни главного калибра у российского дредноута также имели усиленную защиту: стенки были закрыты 250-мм пластинами.

Линейный корабль «Император Николай I»

Вооружение дредноутов типа «Императрица Мария»

  •  Главный калибр линкора размещался на четырех башнях. Каждая из них включала по три 305-мм морские пушки. Скорострельность не превышала 2 выстрелов в минуту.
  •  Противоминное вооружение включало 20 единиц артиллерии калибром 130 мм, произведенные на Обуховском заводе в 1913 году. 12 орудий базировалось в носовой части судна.
  •  Зенитная артиллерия была представлена 4 орудиями калибром 75 мм.
  •  Торпедное вооружение состояло из четырех 450-мм аппаратов.
  • Отличия линкора «Император Николай I» от остальных линкоров типа «Императрица Мария»
  • Когда турки заказали очередной линкор, Российская империя приступила к строительству четвертого дредноута типа «Императрица Мария». При этом новый корабль должен был иметь ряд отличий от своих предшественников:
  •  Внешний вид кардинально отличался. Носовые обводы были изменены, в результате чего уменьшался размер волны, образовывающейся в результате движения судна.
  •  Длина корабля была увеличена до 182 метров, водоизмещение соответственно до 27 830 тонн.
  •  Прошедшие испытания на броненосцах показали, что броневой пояс должен иметь монолитную защиту. В этом случае улучшались его характеристики.
  •  Основное вооружение руководство флота собиралось заменить на 356-мм пушки. Однако уже на этапе постройки решение было изменено. Оставили предыдущую 305-мм артиллерию. Освободившийся «лишний» тоннаж использовали для еще большего усиления защиты корпуса.

Линкоры типа «Император Николай I»

Служба

«Императрица Мария» прослужила около года. В 1916 году по неизвестной причине на судне произошел взрыв, в результате которого линкор утонул. Погибло 225 человек. Операцией по спасению экипажа руководил лично адмирал Александр Колчак. «Император Александр III» был передан в советский флот и снят с вооружения в 1924 году. Дредноут «Екатерина Великая» участвовал в Первой мировой войне, после захвата Крыма немцами советские власти приняли решение потопить судно, чтобы оно не досталось Германии. «Император Николай I» в связи с войной и революцией так и не был достроен. Судостроительный завод, за которым он был закреплен, несколько раз переходил от одного государства к другому. В 1924 году он был пущен на слом.