Линкоры типа «Кайзер»

Линкоры типа «Кайзер» — 1909 год

Линкор «Kaiser Klasse»

Третья группа дредноутов Германии была представлена типом «Кайзер» (Kaiser-Klasse). К 1912 году на вооружении находилось пять линкоров. Как и предыдущие аналоги, они имели уникальную систему управления. Два параллельно расположенных руля обеспечивали хорошую мореходность и малый радиус циркуляции при повороте судна. Такое трепетное отношение к техническому состоянию обуславливалось необходимостью прохождения линейных кораблей по Кильскому каналу и через другие узкие реки.

Линкоры типа «Кайзер»

Конструкция и вооружение

В отличие от британских дредноутов «Кайзер» обладал более высоким бортом. Длина судна составляла 172 метра. Максимальная осадка при полной загрузке достигала 9,1 м. В таком состоянии корабль мог пройти мелководные реки только в период приливов. При получении ранения и необходимости вернуться в родную гавань «Кайзер» должен был либо уменьшить нагрузку, тем самым снизив погружение нижней части судна, либо дождаться прилива.

Данный класс оснащался пятью поворотными башнями главного калибра – все предыдущие немецкие линкоры имели по 6 башен. При этом надстройки были размещены таким образом, что 4 пары тяжелой артиллерии могли стрелять одновременно по одной цели. В ряде случаев появлялась возможность работать всеми пушками главного калибра. Таким образом, «Кайзер» по силе удара приблизился к новому британскому «Ориону».

Линкор «Кайзер»

В носовой части отсутствовал таран. Это говорило о том, что немцы уже не использовали тактику таранного боя. Предыдущий «Остфрисланд» имел ровную верхнюю палубу. Новый дредноут обладал полубаком – носовой надстройкой, которая защищала судно от заливания в момент быстрого движения.

Все немецкие дредноуты включали два вида противоминных установок – средние 152-мм и легкие 88-мм пушки. Главный соперник – Великобритания, устанавливали только 102-мм орудия. Лишь «Айрон Дюк» впервые использовал калибр 152 мм.

В качестве защиты использовались плиты из никелевой стали, созданные по технологии Круппа. Толщина таких листов в некоторых местах достигала 400 мм, что превосходило показатели укрепления английских дредноутов. Общий вес брони составлял около 10 тонн, она занимала более 40% от всего водоизмещения судна.

Торпедное вооружение было сокращено до пяти 500-мм аппаратов.

Служба

Перед Первой мировой войной «Кайзеры» проходили многочисленные испытания и участвовали в учениях в Северном и Балтийском морях. В 1914 году дредноуты осуществили полугодовое путешествие по Атлантическому и Тихому океанам. Они посетили свои колонии в Африке, зашли в несколько портов Южной Америки. Летом того же года начали очередные учения в Северном море, которые переросли в реальные боевые действия по причине объявления войны. Первое время линкоры не участвовали в морских баталиях. Их основными задачами были следующие действия:

  • Патрулирование и разведка в поисках британских эскадр.
  • Обстрел вражеского побережья.
  • Прикрытие собственных более мелких кораблей, устанавливающих минные заграждения.

Боевой опыт 4 из пяти линейных кораблей «Кайзер» был получен в Ютландском сражении. Неприятель находился на расстоянии более 10 км. Но вооружение обеих сторон позволяло начать обоюдный обстрел. Немецкие дредноуты получили ранения, однако за короткий промежуток времени были отремонтированы и продолжили службу. Следующим знаковым боем стала операция «Альбион», где Германия вступила в сражение с российскими кораблями.

Гибель «Кайзеров»

После поражения в Первой мировой войне немецкие ВМС должны были отдать весь свой боевой флот странам-победителям. По решению руководства этих держав все корабли, находящиеся на ходу, должны отправиться на британскую базу Скапа-Флоу. 21 июня 1919 года по приказу немецкого вице-адмирала фон Ройтера началось массовое затопление всех судов. Британцы не были готовы к такому ужасающему поступку, но сделать уже ничего не могли.